Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Слиж Н.Ю., Тарасовой Р.П.
при секретаре Смирновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица - администрации Лоухского муниципального района на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 30 мая 2016 года по иску Кураш И.Я. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Лоухская средняя общеобразовательная школа" о взыскании задолженности по заработной плате.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кураш И.Я. обратилась с иском по тем основаниям, что работает в муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Лоухская средняя общеобразовательная школа" (далее МБОУ Лоухская СОШ) в должности уборщика служебных и производственных помещений, заработная плата за апрель 2016 года начислялась и выплачивалась ей в нарушение положений статьи 133 Трудового кодекса РФ в размере менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Истица просила взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за апрель 2016 года в размере 5561,95 руб.
Решением суда исковые требования удовлетворены, с МБОУ Лоухская СОШ в пользу Кураш И.Я. взыскана задолженность по заработной плате в размере 5561,95 руб. Также суд взыскал с ответчика в доход бюджета Лоухского муниципального района Республики Карелия государственную пошлину в размере 400 руб.
С решением суда не согласно третье лицо - администрация Лоухского муниципального района Республики Карелия, в апелляционной жалобе представитель администрации С.В.Н. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы представитель администрации указывает, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, в том числе доплаты и надбавки компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Поскольку совокупный размер месячной заработной платы Кураш И.Я. в указанный период превышал как установленный на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда, так и установленный для Лоухского района соглашением трехсторонней комиссии о размере минимальной заработной платы в Республике Карелия минимальный размер оплаты труда, вывод суда о том, что работодателем допущены нарушения трудовых прав работника при выплате заработной платы, является неверным.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
Согласно статье 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда составляет 6204 руб. в месяц.
В силу статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что Кураш И.Я. работает МБОУ Лоухская СОШ в должности уборщика служебных и производственных помещений, согласно трудовому договору за выполнение обязанностей, предусмотренных данным договором, Кураш И.Я. выплачивается ежемесячная заработная плата из расчета: должностной оклад - 3675,84 рублей; процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера - 80% должностного оклада; районный коэффициент - 40% должностного оклада; доплата за условия труда, отклоняющиеся от нормальных - 5% должностного оклада.
Таким образом, ежемесячная заработная плата Кураш И.Я. без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера составляет менее установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда.
Согласно представленному в материалах дела расчетному листку о фактически начисленной и выплаченной Кураш И.Я. заработной плате, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и взыскании с работодателя в пользу истицы 5561,95 руб.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Довод апелляционной жалобы о том, что заработная плата работника с учетом всех стимулирующих и компенсационных выплат, включая районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районе Крайнего Севера, составляет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, что соответствует требованиям трудового законодательства, является ошибочным, поскольку основан на неверном толковании закона.
Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, определяющая минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывается, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01.09.2007 также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса РФ).
Нормы главы 50 Трудового кодекса РФ, устанавливающие особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ.
Согласно части 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с требованиями статей 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установилрайонный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории Российской Федерации.
Следовательно, районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, поскольку они не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с работой и проживанием в неблагоприятных климатических условиях. Иное исчисление заработной платы работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в такой местности, приведет к уравниванию с минимальной заработной платой работников, не работающих в подобных условиях, и будет являться нарушением принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий.
Ссылки в жалобе на судебную практику, согласно которой заработная плата работника должна быть не ниже минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента, отклоняются, поскольку приведенные судебные акты не имеют преюдициального значения для настоящего дела, рассматривают иные правовые ситуации.
С учетом изложенного решение суда основано на правильном толковании и применении норм материального права, соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 30 мая 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лоухского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.