Судья Приморского краевого суда Римский Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу - директора Общества с ограниченной ответственностью "Зарубинская база флота" Нарыжного А.С. на решение судьи Хасанского районного суда Приморского края от 26 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Тихоокеанское морское Управление Росприроднадзора) Шабалина И.П. от 26 февраля 2016 года N Общество с ограниченной ответственностью "Зарубинская база флота" (далее - ООО "Зарубинская база флота") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере - 50000 рублей.
Решением судьи Хасанского районного суда Приморского края от 26 апреля 2016 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба законного представителя - директора ООО "Зарубинская база флота" Нарыжного А.С. - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, законный представитель - директор ООО "Зарубинская база флота" Нарыжный А.С. подал в Приморский краевой суд жалобу, в которой ставится вопрос об отмене вынесенного по делу решения судьи по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ООО "Зарубинская база флота" - Дейнеко А.В., поддержавшего жалобу, представителя Тихоокеанское морское Управление Росприроднадзора - Королева С.Г., считавшего решение судьи законным и обоснованным, прихожу к выводу, что оснований для отмены или изменения постановления судьи не имеется
В соответствии со статьёй 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу положений статьи 16 указанного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 9 Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632, перечисление средств за негативное воздействие на окружающую среду должно осуществляться природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлено, что внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих уплате по итогам отчётного периода, должно осуществляться не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом. При этом, отчётным периодом признаётся календарный квартал.
Форма расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок её заполнения и представления, утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007 года N 204.
В то же время, как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, проведённой в декабре 2015 года специалистами Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора в отношении ООО "Зарубинская база флота", было установлено, что данная организация, осуществляющая деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, не внесла плату за негативное воздействие на окружающую среду за III квартал 2015 года.
Статья 2.10 КоАП РФ предусматривает, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку ООО "Зарубинская база флота" не обеспечило соблюдение требований действующего законодательства об охране окружающей среды (в части соблюдения сроков внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду), действия данного юридического лица были верно квалифицированы по статье 8.41 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.41 КоАП РФ, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, оценёнными судьёй в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, а именно: протоколом об административном правонарушении от 18 января 2016 года N; письменной информацией руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 04 декабря 2015 года, и иными материалами.
Постановление о привлечении ООО "Зарубинская база флота" к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ вынесено должностным лицом Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ и в пределах санкции статьи 8.41 КоАП РФ.
Ссылки в жалобе на необходимость прекращения производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному статьёй 2.9 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание.
Исходя из содержания статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершённого административного правонарушения является правом, а не обязанностью судьи, который рассматривает дело об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учётом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Принимая во внимание характер допущенных ООО "Зарубинская база флота" нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, оснований для признания совершённого данным юридическим лицом административного правонарушения малозначительным не имеется.
Довод жалобы о том, что у ООО "Зарубинская база флота" имелась переплата по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за предыдущие периоды, не принимаю во внимание, поскольку акт сверки взаиморасчётов в материалах дела отсутствует, автором жалобы не представлен, с заявлением о проведении сверки в административный орган ООО "Зарубинская база флота" не обращалось.
Таким образом, судья Хасанского районного суда Приморского края с необходимой полнотой исследовал обстоятельства дела и дал надлежащую оценку имеющимся доказательствам. Вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении решение является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Хасанского районного суда Приморского края от 26 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Зарубинская база флота" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.