судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Павлуцкой С.В., Корчагиной П.А.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калиниченко И.Г. к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю, открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Дальневосточная железная дорога, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю о возложении обязанности исправить кадастровую ошибку
по апелляционной жалобе представителя истца
на решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 24 декабря 2015 года, которым в удовлетворении иска отказано
Заслушав доклад судьи Приморского краевого суда Крайниковой Т.В., выслушав объяснения представителя истца - Екименко Ю.А., возражения представителя ОАО "Российские железные дороги" - Иванова Е.А., судебная коллегия
установила:
Калиниченко И.Г. обратился в суд с вышеназванным иском в обоснование которого указал, что ему на праве собственности принадлежат два здания - склада с кадастровыми номерами N и N, введенные в эксплуатацию в 1997 г. Земельный участок, в пределах которого расположены объекты, стоит на государственном кадастровом учете, имеет кадастровый номер N, однако границы участка не установлены в соответствии с действующим законодательством. После нанесения графической информации о земельных участках в пределах кадастрового квартала на топографический материал выяснилось, что имеет место наложение земельного участка с кадастровым номером N на принадлежащие ему объекты. Арендатором земельного участка с кадастровым номером N является Дальневосточная железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги". Представитель ОАО "Российские железные дороги" не согласился урегулировать вопрос согласования границы земельного участка. Таким образом, он не имеет возможности поставить на государственный кадастровый учет земельный участок, на котором расположены здания - склады. Кроме этого, представитель ответчика отказался согласовать акт согласования местоположения границ. Межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением площади земельного участка с кадастровым номером N оформлен с грубыми нарушениями положений Закона о кадастре и Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков". Так, согласно извещению о проведении собрания о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером N следует, что собрание заинтересованных лиц по вопросу согласования местоположения границы состоится в г. Хабаровске, однако в соответствии с Законом о кадастре собрание заинтересованных лиц должно было проводиться на территории Владивостокского городского округа. При этом, из межевого плана не видно, что кадастровым инженером было согласовано с заинтересованными лицами иное место для проведения собрания. В акте согласования местоположения границы земельного участка, отсутствует подпись и оттиск печати кадастрового инженера, чем нарушены ч. 1 ст. 40 Закона о кадастре, ч. 17 раздела II Приказа N 417. Таким образом, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером N не может считаться согласованным, так как акт согласования местоположения границы не соответствует форме, установленной Приказом N 412. В таблице реквизита "1" раздела "Исходные данные" межевого плана земельного участка с кадастровым номером N не указаны документы, на основании которых он был подготовлен: отсутствуют сведения о кадастровом плане территории, кадастровой выписки о земельном участке, а также о картографических материалах, использованных при подготовке межевого плана. В результате выполнения кадастровых работ, без использования кадастрового плана территории, картографических материалов, границы земельного участка с кадастровым номером N, в районе "адрес", сформированы таким образом, что земельный участок стал находиться западнее от фактического местоположения железной дороги, прошел через ограждение и принадлежащие ему объекты. Вид выполненных кадастровых работ не соответствует заявленному в титульном листе, при этом присутствует разночтение вида выполненных кадастровых работ в титульном листе и в извещении о проведении собрания заинтересованных лиц. Сведения о земельном участке с кадастровым номером N вносились в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана, который был подготовлен с нарушениями законодательства, что стало причиной того, что в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения, которые привели к кадастровой ошибке. Изменив исковые требования, истец просил обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости путем изменения координат характерных точек с номерами N и N земельного участка с кадастровым номером N Координаты характерной точки с номером N установить: х = N, у = N. Координаты характерной точки с номером N установить: х = N, у = N.
В судебном заседании представитель истца поддержал измененные исковые требования и пояснил, что истец как собственник зданий-складов лишен права владения земельными участками под объектами по причине того, что его здания- склады пересекают чужой земельный участок. Полагал, что наложение границ явилось результатом кадастровой ошибки. При исправлении кадастровой ошибки площадь земельного участка с кадастровым номером N уменьшится, однако будет устранено наложение границ данного земельного участка со зданиями-складами истца.
В судебном заседании представитель ответчика - ОАО "Российские железные дороги" иск не признал и пояснил, что при проведении кадастровых работ в 2011 г. границы земельных участков с кадастровыми номерами N и N не изменялись и не уточнялись. В материалах инвентаризации 2002 г., выполненной отделом архитектуры и строительства г. Владивостока, и материалах инвентаризации 2006 г., выполненной ФГУП "Ростехинвентаризация", имеются топографические планы, на которых в спорном месте обозначен подъездной соединительный путь от стрелочного перевода до ворот овощной базы, а здания складов истца отсутствуют. Таким образом, можно утверждать, что здания-склады, принадлежащие истцу, были возведены в более поздние годы. Границы спорного земельного участка с кадастровым номером N утверждены и предоставлены предприятию федерального железнодорожного транспорта постановлением администрации г. Владивостока от 31.12.2002 г. N N и постановлением администрации муниципального образования город Владивосток от 25.11.2004 г. N N которые послужили основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок. В 2004 году данный земельный участок передан в аренду ОАО "Российские железные дороги". Полагал, что истец не имеет право на обращение в суд с данным исковым заявлением, так как у него отсутствует право пользования смежным земельным участком с кадастровым номером N. Порядок использования земельных участков, предоставленных в аренду ОАО "РЖД", определен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006N "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД". Согласно п. 4 указанного Порядка истец имеет право обратиться в ОАО "РЖД" с просьбой заключить договоры субаренды земельного участка. Земельный участок полосы отвода железной дороги по своему функциональному назначению служит для обслуживания объектов железнодорожного транспорта, является федеральной собственностью, не подлежащей передаче в собственность иным лицам. Таким образом, границы земельного участка полосы отвода ОАО "РЖД" с кадастровым номером N определены в порядке, установленном действующим законодательством, оснований для их изменения или уточнения, не имеется. Собрание проводилось в г. Хабаровске, так как в этом городе располагается структурное подразделение Дальневосточной железной дороги - Службы управления имуществом, обладающее полномочиями по согласованию границ земельных участков. Полагал, что под строительство спорных зданий складов выделен земельный участок с кадастровым номером N который располагается в другом месте. Следовательно, истец не имеет права оспаривать границы земельного участка с кадастровыми номерами N и N.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю.
Судом постановлено изложенное выше решение, с которым не согласился представитель истца, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановленного решения в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером N (полоса отвода железной дороги) площадью N кв.м. на основании постановления администрации г. Владивостока от 31.12.2002 г. N N, постановления главы администрации муниципального образования г. Владивосток от 25.11.2004 г. N N принадлежит на праве федеральной собственности Российской Федерации. (свидетельство о государственной регистрации права серия N от 16.12.2004 г.). Согласно договору N N от 15.12.2004 г. данный земельный участок передан в аренду ОАО "Российские железные дороги" сроком до 31.12.2053 г.
Калиниченко И.Г. принадлежат на праве собственности 2 здания-склада, расположенные по адресу: "адрес"
Установлено, что данные нежилые помещения расположены в границах земельного участка с кадастровым номером N при этом фактически они располагаются на земельном участке полосы отвода ОАО "РЖД" с кадастровым номером N.
Обращаясь с настоящим иском, истец ссылается на нарушение порядка согласования местоположения границ земельного участка, а именно на то, что согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц в нарушение п. 7 ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществлялось в г. Хабаровске, а не в городе Владивостоке, где расположены соответствующие земельные участки.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, владеющими смежными земельными участками, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастровый недвижимости.
В силу части 3 статьи 39 Закона о кадастре согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды.
Поскольку истец не обладает каким - либо правом на земельный участок на котором расположены здания - склады, то он не является лицом с которым проводит согласование местоположения границ земельного участка, а потому
не вправе ссылаться на нарушение порядка согласования местоположения границ земельных участков.
Кроме того, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" суд пришел к обоснованному выводу о том, что доводы о разночтении вида выполненных кадастровых работ, указанных в межевом плане земельного участка с кадастровым номером N; отсутствии подписи кадастрового инженера, сведений о документах, на основании которых подготовлен межевой план; выборе населенного пункта для проведения собрания не свидетельствуют о наличии кадастровой ошибки.
Помимо этого, согласно пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта.
В соответствии с. ч. 1 ст. 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов железнодорожного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полосой отвода железных дорог являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
На основании Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Министерством путей сообщения Российской Федерации 15 мая 1999 года, установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами.
Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 29-ФЗ от 27 февраля 2003 года "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, являются федеральной собственностью.
В соответствии с п. 2 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 г. N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог или уточнения их границ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта бщего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает проведение соответствующих кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". При этом, границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта РФ.
Указанные нормы отвода земельных участков установлены Приказом Министерства транспорта РФ от 06.08.2008 г. N 126 "Об утверждении норм отвода земельных участков необходимых для формирования полос отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог".
Согласно п.п. 4, 5 данного Приказа при определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия, необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии). При этом ширина полосы отвода должна соответствовать максимальной величине из составляющих, определяемых этими условиями и факторами. Кроме того, размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с настоящими Нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Земельный участок под полосы отвода в границах городской черты г. Владивостока был выделен на основании постановления Администрации г. Владивостока N 2618 от 31.12.2002 г.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством границы полосы отвода железной дороги определяются на основании генеральных схем развития железнодорожных линий и станций, утвержденных в установленном порядке норм и проектно-сметной документации с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон. Следовательно, границы земельного участка полосы отвода ОАО "РЖД" с кадастровым номером N определены в порядке, установленном действующим законодательством, поэтому оснований для их изменения или уточнения не имеется.
Учитывая изложенное, такие факторы, как местоположение границ смежных земельных участков или местоположение объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, не являются факторами, влияющими на местоположение границ полосы отвода железной дороги, а, следовательно, и основанием для изменения или уточнения границ полосы отвода.
Пересмотр границ и размеров полосы отвода железной дороги, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 10.10 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, согласование положения границ земельного участка на проектном плане с правообладателями смежных земельных участков не проводится в том числе в случае определения местоположения границ по строительным нормам и правилам для объектов, размеры земельных участков под которые определяются исключительно по установленным нормам и правилам (опоры линий электропередачи, нефтепроводы, газопроводы и т.п.).
Поэтому, учитывая, что полоса отвода железной дороги отведена в зависимости от условий и факторов её эксплуатации и дальнейшее формирование земельного участка под железную дорогу осуществлено в соответствии с законом, оснований для удовлетворения иска по делу не имеется.
Между тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными обществу "РЖД", согласно абз. 6 п. 4 которых ОАО "РЖД", обязано передавать часть арендованного земельного участка в субаренду собственникам расположенных на этом участке зданий, строений, сооружений по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем на срок действия договора аренды земельного участка, и за плату, размер которой не превышает размера арендных платежей, рассчитанных пропорционально размеру соответствующей части арендованного земельного участка.
В связи с указанным, решение является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 24 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.