Судья Волгоградского областного суда Маслов О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора учреждения (частного) дополнительного профессионального образования и дополнительного образования Учебный центр " "адрес"" Запорожцевой Т.К. по жалобе старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды "адрес" Арсенова М.В. на решение судьи Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 19 июля 2016 года,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды "адрес" Арсенова М.В. N " ... " от 29 марта 2016 года директор учреждения (частного) дополнительного профессионального образования и дополнительного образования Учебный центр " "адрес"" (далее УДПО и ДО УЦ " "адрес"") Запорожцева Т.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 19 июля 2016 года постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды "адрес" Арсенова М.В. N " ... " от 29 марта 2016 года - отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено, в связи с признанием утратившим силу закона или его положения, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Не согласившись с указанным решением суда, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды "адрес" Арсенов М.В. обратился в Волгоградский областной суд с жалобой, в которой просит решение суда от 19 июля 2016 года отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановление административного органа от 29 марта 2016 года - оставить без изменения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника Запорожцевой Т.К. - Уланкина А.Т., поддержавшего доводы жалобы, судья областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Пунктом 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632, установлено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и иному надзору от 8 июня 2006 года N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ Вроп председателя комитета природных ресурсов и экологии "адрес" С.В.Е. была проведена плановая выездная проверка в отношении УДПО и ДО УЦ " "адрес"" с целью соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что проверяемая организация осуществляет хозяйственную деятельность на территории "адрес" и зарегистрирована в качестве юридического лица и поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером N " ... ", основной вид деятельности по коду ОКВЭД 80.30.3 - "обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов имеющих высшее профессиональное образование", не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
На момент проверки УДПО и ДО УЦ " "адрес"" эксплуатирует нежилое помещение общей площадью 29,5 кв.м, по адресу: "адрес", на основании договора аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ".
Численность сотрудников в УДПО и ДО УЦ " "адрес"" - 3 человека. Дополнительные подразделения отсутствуют.
При осуществлении хозяйственной деятельности в 2015 году в УДПО и ДО УЦ " "адрес"" образуются отходы 4,5 классов опасности, в том числе: отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - код по ФККО 4 05 122 02 60 5, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - код по ФККО 7 33 100 01 72 4.
В соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции до Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 404-ФЗ), негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 и предусматривает взимание платы, в том числе и за размещение отходов. Пунктом 1 указанного Порядка установлено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц (именуемых природопользователями), осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Согласно статье 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
На момент проверки установлено, что УДПО и ДО УЦ " "адрес"" плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления вносится с нарушением сроков, а именно: плата за 1,2,3 квартал ДД.ММ.ГГГГ года не внесена.
Невнесение в установленный законом срок (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом) платы за негативное воздействие на окружающую среду, является нарушением требований п.п. 1,2,3 ст. 16 федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", устанавливающего срок уплаты платы "не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Плата в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия", осуществляется за выбросы, сбросы и размещение отходов производства и потребления.
По мнению административного органа, причиной допущенного нарушения является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей должностного лица - директора УДПО и ДО УЦ " "адрес"" Запорожцевой Т.К.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора УДПО и ДО УЦ " "адрес"" Запорожцевой Т.К., судья районного суда обоснованно исходила из того, что Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2014 г. 404-ФЗ) в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2016 г.
Согласно ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 года) "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Помимо изменения ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, этот закон был дополнен статьей 16.1, в соответствии с которой плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029 объектами IV категории являются объекты при наличие одновременно следующих критериев: наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
По смыслу Критериев к объектам IV категории относятся объекты, осуществляющие производственную деятельность, связанную с наличием на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды или с осуществлением на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива), а также использованием на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро).
Вместе с тем, каких-либо доказательств, того что УДПО и ДО УЦ " "адрес"" относится к объекту осуществляющему хозяйственную или производственную деятельность оказывающую негативное воздействие на окружающую среду или относится к объекту IV категории, материалы административного дела не содержат.
При таких обстоятельствах, вывод судьи районного суда о необходимости отмены постановления административного органа основан на законе и материалах дела.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы судьи районного суда, а лишь сводятся к субъективному толкованию норм права и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного решения.
Вместе с тем, решение судьи подлежит изменению, ввиду следующего.
Согласно Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в отношении УДПО и ДО УЦ " "адрес"" была проведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Протокол об административном правонарушении N " ... " в отношении директора УДПО и ДО УЦ " "адрес"" Запорожцевой Т.К., был составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление о назначении административного наказания директору УДПО и ДО УЦ " "адрес"" Запорожцевой Т.К., было вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, административным органом была проведена проверка, составлен протокол и вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении УДПО и ДО УЦ " "адрес"" после вступления в силу изменений внесенных в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которыми учреждения подобных данному институту были исключены из числа обязательных плательщиков за негативное воздействие на окружающую природную среду, в связи с чем, в действиях директора УДПО и ДО УЦ " "адрес"" Запорожцевой Т.К. отсутствовал состав административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья вправе вынести решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении директора УДПО и ДО УЦ " "адрес"" Запорожцевой Т.К. подлежало прекращению по п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, решение судьи судьи Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 19 июля 2016 года подлежит изменению в части основания, по которому, производство по делу было прекращено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда,
решил:
жалобу старшего государственного инспектора в области окружающей среды "адрес" Арсенова М.В. оставить без удовлетворения.
Решение судьи Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 19 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора учреждения (частного) дополнительного профессионального образования и дополнительного образования Учебный центр " "адрес"" Запорожцевой Т.К. изменить, указав в его резолютивной части о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Волгоградского областного суда О.В. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.