Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колгановой В.М.,
судей Куденко И.Е., Петрушенко Ф.П.,
при секретаре Князевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Кочегиной Н. А. к комиссии по рассмотрению вопросов государственной гражданской службы Волгоградской области, аппарату Губернатора Волгоградской области об оспаривании решения, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Кочегиной Н. А.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 07 июня 2016 г., которым в удовлетворении исковых требований Кочегиной Н. А. отказано.
Заслушав доклад судьи Куденко И.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кочегина Н.А. замещала должности государственной гражданской службы в " ... ": со 02 июля 2001 г. - " ... ", с 01 февраля 2006 г. - " ... ", а с 15 января 2010г. - " ... ".
На дату увольнения по инициативе гражданского служащего (21 октября 2015 г.) стаж государственной гражданской службы Кочегиной Н.А. составил 14 лет 03 месяца 21 день.
Поскольку у нее отсутствовал необходимый 15-летний стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом 1, пунктом 3 статьи 5 Закона Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замешавших государственную должность Губернатора Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", Кочегина Н.А. обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов государственной гражданской службы в Волгоградской области с заявлением о включении в данный стаж недостающих 8 месяцев 09 дней работы в должности " ... " в " ... ".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов государственной гражданской службы в Волгоградской области от 25 марта 2016 г. в удовлетворении заявления Кочегиной Н.А. было отказано, по мотиву того, что опыт и знания работы, приобретенные в должности " ... " " ... " не могли способствовать качественному выполнению служебных обязанностей по должности государственного гражданского служащего Волгоградской области.
С учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов государственной гражданской службы в Волгоградской области от 25 марта 2016 г.; обязать комиссию по рассмотрению вопросов государственной гражданской службы Волгоградской области в соответствии с представлением " ... " к назначению пенсии за выслугу лет от 22 октября 2015 г. " ... " определить ей стаж государственной гражданской службы 15 лет, включив в недостающий стаж 08 месяцев 09 дней периода работы в должности " ... " " ... " и рекомендовать к назначению пенсии за выслугу лет государственной гражданской службы в соответствии с Законом Волгоградской области от 30 декабря 2002 г. N 778-ОД; взыскать с аппарата Губернатора Волгоградской области компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
Истец Кочегина Н.А. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Ответчик аппарат Губернатора Волгоградской области в письменных возражениях просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем, условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Волгоградской области и лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера урегулированы принятым Волгоградской областной Думой Законом Волгоградской области от 30 декабря 2002г. N 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области".
Согласно пункту 1 статьи 3 указанного Закона от 30 декабря 2002г. N 778-ОД, пенсией за выслугу лет признается ежемесячная государственная денежная выплата за счет средств областного бюджета, право на получение которой определяется в соответствии с условиями, установленными Законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона от 30 декабря 2002г. N 778-ОД, право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом имеют, в том числе лица, замещавшие государственные должности Волгоградской области.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2002г. N 778-ОД пенсия за выслугу лет устанавливается по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин независимо от возраста, в котором лица, указанные в пункте 2 статьи 3 настоящего Закона, были уволены с государственной гражданской службы Волгоградской области или освобождены от государственных должностей.
Согласно части 3 статьи 5 Закона N 778-ОД необходимым условием для назначения пенсии за выслугу лет является стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7.1 Закона Волгоградской области от 08 апреля 2005г. N 1045-ОД "О государственной гражданской службе Волгоградской области" стаж государственной гражданской службы Волгоградской области, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, определяется комиссией.
Пунктом 1.1 Положения о комиссии по рассмотрению вопросов государственной гражданской службы в Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 27 марта 2015г. N 258 "Об утверждении Положения о комиссии по рассмотрению вопросов государственной гражданской службы в Волгоградской области", установлено, что комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, образованным для рассмотрения вопросов государственной гражданской службы в Волгоградской области.
Состав комиссии утверждается постановлением Губернатора Волгоградской области и состоит из числа представителей Губернатора Волгоградской области и Волгоградской областной Думы.
На основании пункта 28 Перечня периодов государственной гражданской службы и иных периодов замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы Волгоградской области для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Волгоградской области (приложение к Закону N 778-ОД) в стаж государственной гражданской службы Волгоградской области для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Волгоградской области включаются периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых были необходимы государственным гражданским служащим Волгоградской области для выполнения должностных обязанностей. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Из материалов дела следует, что истец Кочегина Н.А. замещала должности государственной гражданской службы в " ... ": со 02 июля 2001 г. - " ... ", с 01 февраля 2006 г. - " ... ", а с 15 января 2010г. - " ... ".
21 октября 2015г. Кочегина Н.А. уволена с государственной гражданской службы по собственной инициативе.
Стаж государственной гражданской службы Кочегиной Н.А. на дату увольнения составлял 14 лет 03 месяца 21 день, в связи с чем 21 октября 2015г. она обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов государственной гражданской службы в Волгоградской области с заявлением о включении в недостающий для назначения пенсии за выслугу лет стаж государственной гражданской службы 08 месяцев 09 дней работы в должности " ... " в " ... "
Учитывая, что по результатам внеплановой проверки комитета финансов Волгоградской области в " ... " за период с 01 октября 2014 г. по 30 сентября 2015г. выявлено нарушение действующего законодательства о денежном содержании государственных служащий Волгоградской области, решением комиссии по рассмотрению вопросов государственной гражданской службы в Волгоградской области от 25 марта 2016 г. заявление Кочегиной Н.А. о зачете недостающего стажа оставлено без удовлетворения, так как опыт и знания работы, приобретенные в должности " ... " " ... " не могли способствовать качественному выполнению служебных обязанностей по должности государственного служащего Волгоградской области.
Соглашаясь с позицией ответчика, и отказывая Кочегиной Н.А. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что, действительно в соответствии с квалификационными требованиями к замещению должности " ... " " ... " был необходим стаж работы по специальности не менее 3-х лет. Однако работа в должности " ... " " ... " и " ... " имеют существенные отличия.
Иными словами, опыт и знания работы истца в периоды работы в должности главного бухгалтера коммерческих организаций не способствовали выполнению служебных обязанностей государственного служащего, а спорный период работы истца лишь подтверждал наличие необходимого стажа работы по специальности.
В этой связи судебная коллегия признает решение законным и обоснованным.
Ссылка апеллятора на представление " ... " к назначению Кочегиной Н.А. пенсии за выслугу лет в связи с наличием у неё необходимых 15 лет стажа государственного гражданского служащего отклоняется судебной коллегией, поскольку правового значения при разрешении настоящего спора данное обстоятельство не имеет.
Доводы апеллянта о праве Кочегиной Н.А. на пенсию за выслугу лет отклоняются судебной коллегией, так как предметом спора данный вопрос в рамках заявленных по настоящему делу истцом требований не являлся.
Ссылка в апелляционной жалобе на недостоверность выписки из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов государственной гражданской службы в Волгоградской области от 25 марта 2015 г. не может быть положена в основу отмены судебного акта, поскольку, как пояснил представитель ответчика в возражениях, решение комиссией было принято 25 марта 2016 г., что не отрицает сама истец, однако в представленной суду выписке из решения комиссии допущена опечатка при указании года.
Доводы апелляционной жалобы о тождественности должностей, занимаемых Кочегиной Н.А. до и после назначения на государственную гражданскую службу, также необоснованы, поскольку в силу Постановления Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23 "О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов" тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливает Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, утверждения заявителя об обратном не свидетельствуют о незаконности судебного решения. Оснований для признания неправильной правовой оценки доказательств, положенных в основу решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит, выводы суда подтверждены материалами настоящего дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 07 июня 2016 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кочегиной Н. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.