Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Коничевой А.А., Сотникова И.А.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Явенгского сельского поселения Вожегодского муниципального района Вологодской области на решение Вожегодского районного суда Вологодской области от 04.07.2016, которым удовлетворены административные исковые требования прокурора Вожегодского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц.
Признано незаконным бездействие администрации Явенгского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по освобождению от должности заместителя главы администрации Явенгского сельского поселения Клюшиной М.А., не имеющей необходимого стажа муниципальной службы и стажа работы по специальности для замещения указанной муниципальной должности.
На администрацию Явенгского сельского поселения возложена обязанность в течение пяти рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу освободить Клюшину М.А. от должности заместителя главы администрации Явенгского сельского поселения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя административного истца прокурора Вожегодского района по доверенности прокурора прокуратуры Вологодской области Соколовой Е.А., представителя административного ответчика администрации Явенгского сельского поселения Вожегодского муниципального района Вологодской области главы Чигина С.В., судебная коллегия
установила:
распоряжением главы сельского поселения Явенгское от 26.08.2015 N ... Клюшина М.А. переведена с должности главного специалиста на высшую должность муниципальной службы заместителя главы администрации сельского поселения Явенгское (л.д. 15).
06.06.2016 прокурор Вожегодского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Явенгское Вожегодского района о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий.
В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения в администрации сельского поселения Явенгское законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции выявлены нарушения, выразившиеся в незаконном переводе на должность заместителя главы администрации сельского поселения Явенгское и нахождении в данной должности Клюшиной М.А. при явном несоответствии ее стажа типовым квалификационным требованиям. 25.03.2016 прокуратурой района в адрес главы сельского поселения Явенгское внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения, которое оставлено без удовлетворения.
Нахождение на должности муниципальной службы муниципального служащего, который не соответствует данной должности, может привести к ненадлежащему исполнению возложенных обязанностей и нарушению прав и законных интересов граждан.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Явенгское по непринятию мер по освобождению от должности заместителя главы администрации сельского поселения Клюшиной М.А., не имеющей необходимого стажа муниципальной службы и стажа работы по специальности для замещения указанной муниципальной должности; обязать администрацию сельского поселения Явенгское в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу решения суда освободить Клюшину М.А. от должности заместителя главы администрации сельского поселения Явенгское.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Клюшина М.А.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация Явенгского сельского поселения Вожегодского муниципального района Вологодской области просит отменить решение суда и прекратить производство по делу. Указывает, что федеральным законодательством не установлено требований к стажу муниципальной службы для занятия определенной должности. Заместитель главы администрации сельского поселения Клюшина М.А. соблюдает установленные действующим законодательством ограничения для замещения должности муниципальной службы, добросовестно исполняет должностные обязанности, замечаний к ее работе не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Вожегодского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации Явенгского сельского поселения Вожегодского муниципального района Вологодской области глава поселения Чигин С.В. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Представитель административного истца прокурора Вожегодского района по доверенности прокурор прокуратуры Вологодской области Соколова Е.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы и просила решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание апелляционной инстанции заинтересованное лицо Клюшина М.А., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, что подтверждается почтовым уведомлением, не явилась в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, проверив законность и обоснованность судебного решения, не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Федерации и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
В силу статьи 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Положениями статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки (часть 1); квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (часть 2).
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что основой квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы являются: соответствующий уровень профессионального образования, наличие определенного стажа муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности.
Согласно Реестру должностей муниципальной службы в Вологодской области (приложение 1 к Закону Вологодской области от 09.10.2007 N 1663-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области") должность заместителя руководителя администрации в муниципальных образованиях со статусом сельского поселения относится к высшей группе должностей муниципальной службы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Вологодской области от 09.10.2007 N 1663-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области" для замещения высших должностей муниципальной службы в сельских поселениях устанавливаются следующие типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности: наличие высшего образования, не менее четырех лет стажа муниципальной службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности.
Таким образом, исходя из системного толкования положений Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и принятого в его развитие Закона Вологодской области от 09.10.2007 N 1663-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области", в части установления квалификационных требований к замещению должностей муниципальной службы, поступление на муниципальную службу граждан, не отвечающих квалификационным требованиям как по уровню профессионального образования, так и по стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, исключает возможность продолжения ими муниципальной службы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 13.09.2010 по 22.12.2010 Клюшина М.А. работала стажером Нотариальной палаты Вологодской области, с 02.02.2012 по 12.11.2012 - в должности главного специалиста отдела по делам культуры, молодежи, спорта и туризма администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области, 14.10.2013 - принята на должность ведущего специалиста администрации сельского поселения Явенгское, с 22.08.2015 - переведена на должность заместителя главы администрации сельского поселения Явенгское (л.д. 13-14).
На момент перевода на должность заместителя главы администрации сельского поселения Явенгское стаж муниципальной службы Клюшиной М.А. составлял 2 года 7 месяцев, т.е. менее четырех лет, стаж работы по специальности - менее пяти лет.
Представление прокурора Вожегодского района от 25.03.2016 в адрес главы сельского поселения Явенгское с требованием о принятии мер по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона в части освобождения Клюшиной М.А. от должности заместителя главы администрации сельского поселения Явенгское оставлено без исполнения.
Указанные обстоятельства подтверждены результатами проверки прокуратуры Вожегодского района.
Кроме того, на момент рассмотрения административного дела как судом первой, так и судом апелляционной инстанции стаж муниципальной службы Клюшиной М.А. не достиг четырех лет, стаж работы по специальности - пяти лет.
Установив, что Клюшина М.А. была назначена на высшую должность муниципальной службы в нарушение установленных нормативными положениями квалификационных требований к стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, необходимому для исполнения должностных обязанностей, суд пришел к обоснованному выводу о том, что такое нарушение в силу вышеприведенных положений закона исключает возможность продолжения Клюшиной М.А. муниципальной службы, в связи с чем обоснованно признал бездействие администрации сельского поселения Явенгское, выразившееся в непринятии мер по освобождению от должности заместителя главы администрации сельского поселения Явенгское Клюшиной М.А., незаконным, удовлетворив заявленные прокурором требования в полном объеме.
Данный вывод суда в полной мере согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащим, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заместитель главы администрации сельского поселения Клюшина М.А. надлежащим образом справляется со своими профессиональными обязанностями, замечаний к ее работе не имеется, не являются основанием для отмены судебного решения.
В силу статьи 4 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" одним из основных принципов муниципальной службы является профессионализм и компетентность муниципальных служащих, который отражает сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности.
Закрепляя принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, указанный закон признает необходимым условием прохождения муниципальной службы наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.
Наличие стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности для замещения высших должностей муниципальной службы является обязательным в силу прямого указания действующего законодательства о муниципальной службе.
Жители сельского поселения имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, в связи с чем нахождение на муниципальной службе муниципального служащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к замещаемой должности муниципальной службы, может повлечь ненадлежащее исполнение этим служащим должностных обязанностей и ненадлежащее соблюдение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вожегодского районного суда Вологодской области от 04.07.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Явенгского сельского поселения Вожегодского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Жидкова
Судьи: А.А. Коничева
И.А. Сотников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.