Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Москаленко Ю.М.,
судей Богатых О.П., Водяной В.Ю.,
при секретаре Лазаренко П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Богатых О.П. административное дело по апелляционной жалобе администрации г. Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 23 мая 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился с административным исковым заявлением к администрации г. Таганрога о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации свалок твердых коммунальных отходов, возложении обязанности ликвидировать свалки, ссылаясь на то, что в нарушение положений действующего законодательства должностными лицами администрации города не обеспечено содержание территории муниципального образования в соответствии с санитарными нормами и правилами. Так, на землях городского округа, находящихся в неразграниченной собственности, допущено размещение 11 свалок твердых коммунальных отходов, на расстоянии от 2 до 15 метров от уреза воды Азовского моря. В состав свалок входят пластиковые, стеклянные бутылки, полиэтиленовая, бумажная и картонная упаковочная тара, бытовой мусор, растительно-древесные отходы и строительные отходы. Свалки не относятся к категории специализированных полигонов и не соответствуют требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01. Кроме этого, свалки не являются площадками для временного размещения отходов производства и потребления, так как не отвечают требованиям п. 3.7 Сан-ПиН 2.1.7.1322-03. Ростовским межрайонным природоохранным прокурором 30.11.2015 Главе администрации (мэру) г. Таганрога внесено представление об устранении нарушений законов. Данное представление 15.01.2016 г. рассмотрено, однако нарушения закона не устранены.
На основании изложенного, Ростовский природоохранный прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Таганрога, выразившееся в непринятии мер по ликвидации свалок твердых коммунальных отходов, расположенных: в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО; в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО; в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО а также очистке территории береговой полосы от земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО до МБУ "Приморье" (Приморский парк) от коммунальных отходов и отходов строительства и ремонта.
Обязать администрацию г. Таганрога в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалки твердых коммунальных отходов, расположенных в районе вышеуказанных земельных участков.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 23 мая 2016 года административный иск Ростовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворен.
В апелляционной жалобе администрация г. Таганрога просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. По мнению автора жалобы, администрация г. Таганрога является ненадлежащим ответчиком по данному иску.
Представитель администрации г. Таганрога - Канукова М.В. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Прокурор Золотых В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвовавших при апелляционном рассмотрении дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
Статьей 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Уставом муниципального образования "Город Таганрог", принятого Городской Думой 26.05.2011 года, (ст.10) к вопросам местного значения, решаемым администрацией города, отнесены: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Таганрога; создание условий для массового отдыха жителей города Таганрога и организация обустройства мест массового отдыха населения; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на землях городского округа, находящихся в неразграниченной собственности, размещено 11 свалок твердых коммунальных отходов, на расстоянии от 2 до 15 метров от уреза воды Азовского моря, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО; в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО в границах кадастрового квартала ОБЕЗЛИЧЕНО, в районе земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО, по адресу: ОБЕЗЛИЧЕНО
Вся территория береговой полосы от земельного участка с кадастровым номером ОБЕЗЛИЧЕНО до МБУ "Приморье" (Приморский парк) загрязнена коммунальными отходами и отходами строительства и ремонта: пластиковые, стеклянные бутылки, полиэтиленовая, бумажная и картонная упаковочная тара, бытовой мусор, растительно-древесные отходы и строительные отходы.
Указанные свалки не относятся к категории специализированных полигонов и не соответствуют требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2001 N 16. Кроме этого, свалки не являются площадками для временного размещения отходов производства и потребления, так как не отвечают требованиям п. 3.7 Сан-ПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80.
С учетом вышеуказанных норм права, установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию г. Таганрога обязанность по ликвидации свалок твердых коммунальных отходов.
Установленный судом факт наличия указанных свалок и их несанкционированный характер на протяжении длительного времени свидетельствует о том, что органом местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка.
Ненадлежащая организация по сбору, вывозу, утилизации бытовых отходов на территории городского округа, в границах водоохраной зоны, рядом с жилой застройкой является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и не отвечает целям сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г. Таганрога является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежат отклонению.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим спорные правоотношения, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных образований, и органы местного самоуправления обязаны решать эти вопросы местного значения в пределах предоставленных им полномочий. При этом очевидно, что выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированной организации и прочее) не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неисполнение этих обязанностей.
Земельные участки, занятые несанкционированными свалками, находятся в пределах границ муниципального образования город Таганрог.
Поэтому суд правильно применил положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об охране окружающей среды" и обоснованно пришел к выводу о том, что администрация г. Таганрога является надлежащим ответчиком по данному делу.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и основаны на нормах закона.
Нарушений процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд вынес законное и обоснованное решение, оснований для его отмены или изменения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 23 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Таганрога - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.