Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Сургутского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзора Югры) Кузнецова Д.В. на решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 апреля 2016 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз",
установил:
Постановлением начальника Сургутского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Природнадзора Югры) от 25 января 2016 года юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее ООО "РН-Юганскнефтегаз") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ста двадцати тысяч рублей.
Решением судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 апреля 2016 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, начальник Сургутского управления Природнадзора Югры Кузнецов Д.П. просит решение судьи Сургутского районного суда отменить, ссылаясь при этом на его незаконность и необоснованность, постановление о привлечении ООО "РН-Юганскнефтегаз" к административной ответственности оставить без изменения.
В судебном заседании защитник ООО "РН-Юганскнефтегаз" Шатунов А.А. возражал против удовлетворения жалобы должностного лица, просил решение судьи Сургутского районного суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ООО "РН-Юганскнефтегаз" Шатунова А.А., нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно-противоправным и наказуемым признается загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
К землям лесного фонда, согласно ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации относятся лесные земли, покрытые лесной растительностью и не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 39 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Лица, допустившие нарушение требований указанных Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела усматривается, что 08 декабря 2015 года в адрес Сургутского управления Природнадзора Югры из ООО "РН-Юганскнефтегаз" поступило сообщение (телефонограмма N 1115 от 05 декабря 2015 года) об инциденте, произошедшем 04 декабря 2015 года в 15 часов 55 минут на нефтепроводе O114, к.19-т.19(вр. в к. 20), Угутского месторождения.
Согласно представленным на запросы административного органа сведениям указанный инцидент произошел на территории лесного участка в квартале 367 выделе 56 Угутского участкового лесничества Территориального отдела - Юганское лесничество, который относится к категории эксплуатационных лесов и недропользователем которого является ОАО "Нефтяная компания "Роснефть".
На основании договора (номер) на оказание операторских услуг по добыче нефти и попутного (нефтяного) газа от 30 июня 2015 года, заключенного между ОАО "НК "Роснефть" и ООО "РН-Юганскнефтегаз", ответственность за несоблюдение законодательства Российской Федерации в частности в области промышленной, пожарной, экологической безопасности, а также за техногенные и экологические аварии на объектах несет оператор, то есть ООО "РН-Юганскнефтегаз".
По факту нарушения положений ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, пп. "а" п. 39, п. 52 Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" 17 декабря 2015 года возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования.
В ходе административного расследования юридическим лицом в адрес Сургутского управления Природнадзора Югры представлен в частности акт технического расследования инцидента, произошедшего 04 декабря 2015 года на нефтесборном трубопроводе O114x4,5мм., нсб/к.19-т.19.1, Угутского месторождения и расчет нефти, излившейся из трубопровода при инциденте на нефтесборном трубопроводе.
Согласно названному расчету, общее количество жидкости, вытекшей на поверхность составило 0,239 м3.
По факту допущенных нарушений должностным лицом административного органа юридическое лицо - ООО "РН-Юганскнефтегаз" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" судья Сургутского районного суда пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения, указав, что ранее 01 декабря 2015 года на том же участке местности, на котором произошел инцидент 04 декабря 2015 года, имело место загрязнение лесного участка нефтью, при этом площадь второго загрязнения находится в границах первого, в связи с чем должностному лицу в рамках настоящего дела следовало установить в частности какие мероприятия проводились юридическим лицом для ликвидации последствий первого инцидента, были ли эти последствия устранены и в каком объеме, увеличилась ли площадь загрязнения в результате разлива нефти при инциденте, произошедшем 04 декабря 2015 года, увеличилась ли концентрация вредных веществ, попавших в почву в результате нефтеразлива 04 декабря 2015 года, а также увеличилось ли их влияние на состояние почв и растительного покрова на лесном участке.
Вместе с тем, из положений ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что нефтепровод относится к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Согласно п. 6.1, 6.2, 6.6, 6.7 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" нефть является природным жидким токсичным продуктом, содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека, а также для окружающей среды. Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3-го класса по ГОСТ 19433.
Нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва), вызывает их загрязнение. Высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой, в силу чего прямым последствием разлива нефтесодержащей жидкости на земли лесного фонда приводит к порче земель и загрязнению лесов.
Следовательно, загрязнение лесного участка и причинение вреда окружающей среде подтверждается самим фактом повторного разлива нефтесодержащей жидкости.
Таким образом, для установления события административного правонарушения в рамках настоящего дела, представление административным органом доказательств, свидетельствующих как об увеличении площади разлива, так и об увеличении концентрации вредных веществ, попавших в окружающую среду в результате разлива, произошедшего 04 декабря 2015 года по сравнению с загрязнением, произошедшим 01 декабря 2015 года, не требуется.
При таких обстоятельствах, вывод судьи Сургутского районного суда об отсутствии события административного правонарушения является ошибочным, в силу чего решение судьи, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, не может быть признано законным и обоснованным.
Согласно ч. 3 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение и разрешение жалоб на решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 данного Кодекса.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При изложенных обстоятельствах решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 апреля 2016 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз", подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
Решение судьи Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 апреля 2016 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на новое рассмотрение.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры С.М. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.