Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего: Ельчаниновой Г.А.
судей: Ениславской О.Л. и Мальгиной М.И.
при секретаре:
Андреевой А.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе С.Л.В. на решение Псковского городского суда Псковской области от 27 апреля 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска С.Л.В. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, отделению (территориальное, г.Псков) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата с учетом членов семьи в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и включении в Список получателей государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы с учетом членов семьи отказать."
Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л., объяснения представителя С.Л.В. - Ц.В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.Л.В. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, отделению (территориальное, г.Псков) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права на получение государственного жилищного сертификата с учетом членов семьи в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, о возложении обязанности по включению в Список получателей государственного жилищного сертификата с учетом членов семьи.
В обоснование требований истица указала, что она совместно с дочерьми П.К.Ю. и П.Д.Ю. проживает в служебной квартире N в доме N в м.Владимирский лагерь Струго-Красненского района, который является закрытым военным городком. Это жилье было предоставлено в 1996 году в связи с прохождением военной службы ее бывшему супругу П.Ю.Н., брак с которым прекращен 03.06.2002 на основании решения суда. Какой-либо связи с военным ведомством она не имеет, а, следовательно, совместно с детьми подлежит отселению. В этих условиях она обратилась в Псковское территориальное отделение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с заявлением о признании их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Решением указанного органа от 31.12.2015 в удовлетворении этого обращения было отказано с указанием на несоответствие требованиям, предъявляемым к участникам данной Подпрограммы, содержащимся в подпункте "а" пункта 22 Правил выпуска и реализации ГЖС. Однако она ставит вопрос об обеспечении ее семьи жильем, как лиц, подлежащих переселению из закрытого военного городка. В этом случае их соответствующее право, предусмотренное подпунктом "б" пункта 5 Правил, порождает сам факт проживания в таком административно-территориальном образовании.
При таких обстоятельствах, С.Л.В. просила осуществить защиту и восстановление её нарушенных жилищных прав в судебном порядке.
Представители ответчиков - отделения (территориальное, г.Псков) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ и ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились. В письменных возражениях последнего из ответчиков указывалось на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований. В обоснование позиции указано, что обеспечение жильем посредством выдачи ГЖС на основании пп. "б" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов осуществляется в отношении лиц, подлежащих переселению из закрытых военных городков, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем. С.Л.В. в качестве нуждающёйся в жилом помещении не учитывается, её проживание в занимаемом жилье не имеет под собой законных оснований, а соответственно у Министерства обороны РФ не возникло обязательств по обеспечении истицы иным жильем.
Третьи лица - П.К.Ю. и П.Д.Ю., надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе С.Л.В. ставит вопрос об отмене данного судебного постановления с принятием нового решения об удовлетворении иска. Обосновывая позицию, ссылается на то, что само её проживание в закрытом военном городке в условиях отсутствия связи с военным ведомством и иного жилья, обусловливает возникновение как её права на переселение, так и обязанности государства, в лице уполномоченных органов, по обеспечению её жилым помещением. Полагает вывод суда о неприменимости к спорным правоотношениям положений ст.13 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" неверным, поскольку в связи с расторжением брака еще в 2002г. она по состоянию на 01.03.2005г. являлась одиноким лицом, проживающим совместно с несовершеннолетними детьми, а, следовательно, не могла быть выселена без предоставления другого жилого помещения в силу п.12 ч.1 ст.108 ЖК РСФСР.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда 1 инстанции.
Установлено, что квартира N в доме N в м.Владимирский лагерь Струго-Красненского района была предоставлена П.Ю.Н. в связи с прохождением военной службы на основании ордера на служебное жилое помещение N 008202 от 10.02.1996 с учетом состава семьи.
На основании решения Стругокрасненского районного суда от 23.05.2002 брак между истицей и П.Ю.Н. прекращен.
В настоящее время по указанному адресу зарегистрированы: П.Ю.Н., С.Л.В., П.К.Ю. и П.Д.Ю.
Поскольку м.Владимирский Лагерь входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства РФ N 752-р от 01.06.2000г., то в ноябре 2015г С.Л.В. обратилась в Псковское отделение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с заявлением о включении ее составом семьи 3 человека, включая дочерей, в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Уведомлением N 60-32/2015/86 от 31.12.2015 в удовлетворении данного заявления было отказано в связи с несоответствием гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (подп. "а" п.22 Правил).
Непосредственно указывалось на то, что С.Л.В. не относится к категориям лиц, указанных в подпункте "а" пункта 5 Правил, не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в едином реестре военнослужащих принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, требований о выселении к ней не предъявлено, а, следовательно, у неё отсутствует право на получение жилого помещения по линии МО РФ.
Мотивируя обратную позицию и обосновывая настоящие исковые требования, истица исходила из того, что в силу подп. "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов её право на обеспечение жильем порождает сам факт проживания в закрытом военном городке.
По результатам рассмотрения спора, суд правильно признал указанную позицию необоснованной, а заявленные С.Л.В. требования не подлежащими удовлетворению.
Так, согласно ч.1, ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N 153 ( ред. от 23.09.2015г.) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Положениями подпункта "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных вышеназванным Постановлением Правительства РФ, предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
При этом понятие закрытого военного городка раскрыто в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Исходя из системного анализа приведенных норм права само по себе проживание граждан в закрытых военных городках не является самостоятельным основанием для выдачи им ГЖС. Гарантия в виде предоставления социальной выплаты гражданам, имеющим право проживания в жилых помещениях, расположенных на территории закрытого военного городка, возможна в случае реализации процедуры переселения в связи с утратой этими лицами связи с Вооруженными Силами Российской Федерации.
Аналогичное толкование положений действующего законодательства, регламентирующих вопросы обеспечения жильем посредством выдачи ГЖС лиц, занимающих жилые помещения в закрытых военных городках, содержится в определениях Верховного Суда РФ от 08.09.2015г. N 91-КГ15-2 и от 16.02.2016г. N 91-КГ15-2.
Как следует из материалов настоящего дела, в рассматриваемом случае в отношении закрытого военного городка, где находится занимаемое истцом жилое помещение, не установлены такие условия особого режима, которые ограничивали бы дальнейшее проживание в нем граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями (учреждениями, организациями), находящимися на его территории.
Соответственно, отсутствие в настоящее время какой-либо связи С.Л.В. и совместно проживающих с ней дочерей с военным ведомством, не влечет за собой реализацию в отношении данных лиц процедуры переселения.
Никаких требований о выселении семьи истца из занимаемого жилого помещения никем не предъявляется.
Поскольку этот вопрос предметом данного спора не являлся, то дополнительное указание суда на неприменимость при его разрешении положений ст.13 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", не имеет существенного значения.
С учетом этого не может быть принята во внимание и ссылка апеллянта на то, что С.Л.В. не подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения ввиду наличия оснований предусмотренных п.12 ч.1 ст.108 ЖК РСФСР.
Таким образом, по результатам правовой оценки обстоятельств настоящего дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что С.Л.В. не может быть отнесена к категории граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата исключительно по факту проживания в закрытом военном городке, тогда как иных оснований для обеспечения её жильем посредством выдачи ГЖС не имеется.
Законным следствием этого вывода явился отказ в удовлетворении требований истицы о признании права на получение государственного жилищного сертификата с учетом членов семьи и обязании включить её в списки граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законом" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 27 апреля 2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А.Ельчанинова
Судьи: О.Л.Ениславская
М.И.Мальгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.