Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Турумтаевой Г.Я.
судей Голубевой И.В.
Куловой Г.Р.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Шендрик О.П.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я., объяснение представителя администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Комарова А.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Стерлитамакского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд иском с последующим его уточнением к МОБУ СОШ адрес муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры РБ N ... от дата в период с дата по дата проведена проверка антитеррористической защищенности МОБУ СОШ адрес, учредителем школы является администрация муниципального района Стерлитамакский район РБ. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, школа не оборудована системой видеонаблюдения за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей с архивированием и хранением данных в течение 30 дней.
Прокурор просил признать незаконным бездействие МОБУ СОШ адрес муниципального района Стерлитамакский район РБ, администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ в части не оборудования здания системой видеонаблюдения, обязать в течение ... года оборудовать в здании систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение ... дней.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан дата суд признал незаконным бездействие Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа адрес муниципального района Стерлитамакский район Республики, Башкортостан, администраций муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан в части не оборудования в здании Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа адрес муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан системы видеонаблюдения. Суд обязал Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа адрес муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, Администрацию муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан в течение одного года оборудовать в здании Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа адрес муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан систему
видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение тридцати дней.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Багаутдинов Р.Р. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ч. 6 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционных жалоб, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. N 635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Как правильно указал суд первой инстанции, принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательной организации.
В силу статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Приказом Рособразования от 11.11.2009 г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Как установлено судом первой инстанции, в ходе проведения прокурорской проверки в рамках исполнения поручения прокуратуры Республики Башкортостан N ... от дата антитеррористической защищенности МОБУ СОШ адрес установлено, что в нарушение требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, школа не оборудована системой видеонаблюдения за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей с архивированием и хранением данных в течение 30 дней.
Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи руководствуясь положениями действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворения исковых требований прокурора.
Суд первой инстанции правильно установил, что указанная образовательная организация являются объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Отсутствие системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку при этом не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, поскольку отсутствие системы видеонаблюдения не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территорий данной образовательной организации, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
В связи с чем, невыполнение указанных выше требований законодательства создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе и главным образом несовершеннолетних.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ учредителем МОБУ СОШ адрес является администрация муниципального района Стерлитамакский район РБ.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанности по проведению организационно-хозяйственных мероприятий по обеспечению МОБУ СОШ адрес соответствующим оснащением на Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа адрес муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан и на Администрацию муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан.
В связи с изложенным судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что в компетенцию Администрации не входит обязанность по проведению испрашиваемых прокурором организационно-хозяйственных мероприятий, как основанные на неверном толковании норм права.
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы выполнение указанных мероприятий является следствием прямого указания в законе.
Судебная коллегия считает ошибочными доводы апелляционной жалобы о том, что справка от дата является недопустимым доказательством. Факт отсутствия системы видеонаблюдения подтверждается объяснением директора школы ФИО2 подтвержденный также в судебном заседании представителем школы по доверенности ФИО1
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Я. Турумтаева
судьи: И.В. Голубева
Г.Р. Кулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.