Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Дышлового И.В., Бизякиной Н.П.,
при секретаре Сапаровой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Семуковой Ж.Ю. к администрации Уссурийского городского округа об оспаривании отказа в приеме на работу, возложении обязанности заключить трудовой договор по апелляционной жалобе Семуковой Ж.Ю. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 31 мая 2016 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., выслушав объяснения Семуковой Ж.Ю., судебная коллегия,
установила:
истец обратилась с названным иском в суд, указав, что 31.03.2016 ею подано заявление в администрацию Уссурийского городского округа о приеме на работу на должность начальника управления образования. Однако, 11.04.2016 получен отказ в приеме на работу по причине отсутствия вакансии. Полагает, что данным отказом нарушены ее трудовые права. Просила признать отказ в приеме на работу незаконным, обязать администрацию Уссурийского городского округа заключить с ней трудовой договор с 31.03.2016 на основании ее заявления о приеме на работу с 31.03.2016г.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации Уссурийского городского округа в судебном заседании с иском не согласился.
Судом постановлено указанное решение, с которым истец не согласилась, ею принесена апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
По смыслу частей 2, 3, 4 статьи 64 ТК РФ необоснованным отказом в приеме на работу считается отказ, не основанный на деловых качествах работника, т.е. дискриминационный, связанный с личными либо физическими особенностями кандидата, его политическими или религиозными убеждениями и другими признаками, не имеющими отношения к подлежащей выполнению работе, а также отказ в том случае, когда работник имеет право заключить трудовой договор.
Между тем, при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, составляют предмет регулирования Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
В муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы (статья 33 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Судом первой инстанции установлено, что Семукова Ж.Ю. 31.03.2016 подала в администрацию Уссурийского городского округа заявление о приеме на работу на должность начальника управления образования. 11.04.2016 истцом получен отказ в приеме на работу по причине отсутствия вакансии, с указанием того, что начальником управления образования и молодежной политики администрации УГО с 04.04.2016 назначена Минашкина О.Н.
Поскольку установлено, что на момент обращения истца с заявлением к ответчику о принятии на работу на спорную должность конкурс на замещение должности начальника управления образования и молодежной политики администрации Уссурийского городского округа не был объявлен, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению исковых требования.
Доводы апелляционной жалобы правового значения для дела не имеют, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения, принятого судом в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение, и установленными по делу обстоятельствами, которым в решении дана правильная правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, принятого судом в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение, установленными по делу обстоятельствами, которым дана правильная правовая оценка, и с соблюдением процессуальных норм, приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 31 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семуковой Ж.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.