Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при секретаре Воробьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирнова А.А. к Правительству Ярославской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, взыскании судебных расходов,
установил:
Смирнов А.А. обратился в суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты". Кроме того, административный истец просит взыскать с административных ответчиков судебные расходы в размере "данные изъяты", в том числе расходов по оплате работ по экспертов в размере "данные изъяты", расходов по уплате госпошлины за подачу иска в суд в размере "данные изъяты".
Административные исковые требования мотивированы тем, что Смирнов А.А. является собственником указанного земельного участка. По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка определена в размере "данные изъяты"., что значительно выше его рыночной стоимости. Земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. В связи с этим административный истец полагает, что установленная в настоящее время кадастровая стоимость земельного участка нарушает его права.
В судебном заседании административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимал.
Представитель административного истца по доверенности Колейцева Л.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Административные ответчики Правительство Ярославской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, заинтересованные лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Административные ответчики ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представили суду на административный иск отзывы, в которых оставили разрешение вопроса об установлении рыночной стоимости земельного участка на усмотрение суда, по требованиям о взыскании судебных расходов указали, что данные расходы возмещению не подлежат.
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Ярославской области представил суду отзыв, в котором указал, что кадастровая стоимость земельного участка установлена в соответствии с требованиями закона, требования о взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежат.
Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Смирнов А.А. является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации торговых и складских помещений.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390, пунктам 1 и 4 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Решением муниципального Совета городского округа г. Рыбинск от 27.10.2010 N 51 на территории городского округа город Рыбинск установлен земельный налог. В пункте 2 Решения установлены налоговые ставки, размер которых зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован Налоговым кодексом РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, собственником которого оно является.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Земельный участок с кадастровым номером N поставлен на учет в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ., вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2010 года - дату проведения государственной оценки земель населенных пунктов "адрес", результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2010г. N 702-п.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением площади земельного участка с "данные изъяты" кв.м на "данные изъяты" кв.м в государственный кадастр недвижимости внесены изменения, повлекшие изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Данные обстоятельства подтверждаются копиями материалов кадастрового дела.
Тем самым, датой определения кадастровой стоимости земельного участка является ДД.ММ.ГГГГ.Административным истцом представлен отчет ООО "Ярэксперт" N оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В отчете рыночная стоимость земельного участка установлена в размере "данные изъяты".
В соответствии с экспертным заключением N от ДД.ММ.ГГГГ указанный отчет оценки рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждается.
С учетом выводов указанной экспертизы, а также отсутствия доводов со стороны административных ответчиков о необоснованности представленного административным истцом отчета, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете рыночной стоимости земельного участка заявителя.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден заявителем достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административный иск в данной части подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения Смирнова А.А. с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, то есть - ДД.ММ.ГГГГ.
05 июля 2016г. вступило в силу Постановление Правительства Ярославской области от 22.06.2016г. N 704-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля-Залесского Ярославской области и признании утратившим силу и частично утратившим силу отдельных постановлений Правительства области". Пунктом 1 данного Постановления Правительства Ярославской области утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля-Залесского Ярославской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку административный истец обратился с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ, то установленная судом кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу изложенного и в соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ вступление в силу этого Постановления Правительства Ярославской области не является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
В отношении требований административного истца Смирнова А.А. о взыскании судебных расходов суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 111, 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 38 КАС РФ сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.
В определении от 03.07.2014 N 1555-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель. Из положений Закона об оценочной деятельности следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости образует иное основание пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, нежели недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при ее определении.
В пункте 31 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что в случаях, когда удовлетворение требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов.
Спор между сторонами сводился к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Необходимость разрешения спора в суде не вызвана незаконностью действий органа кадастрового учета и нарушением ответчиками прав истца.
Из материалов дела усматривается, что привлеченными к участию в деле административными ответчиками и заинтересованными лицами право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, а также представленные им доказательства в подтверждение размера рыночной стоимости земельного участка, не оспаривались.
При таких обстоятельствах, Смирнов А.А., обратившись в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, реализовал свое право, установленное статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, не оспоренное другими участниками дела.
В силу изложенного основания для удовлетворения требований о взыскании судебных расходов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Смирнова А.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.метров с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации торговых и складских помещений, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере "данные изъяты"
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворение административных исковых требований о взыскании судебных расходов Смирнову А. А. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.С. Преснов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.