ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2016 года по делу N 3а-45/2016г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хираева Ш.М.,
представителей административного ответчика - Избирательной комиссии Республики Дагестан по доверенности И.Г.И. и Х.С.А.,
прокурора М.А.И.,
при секретаре судебного заседания Эскендарове М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению О.М.О. о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Республики Дагестан N 148/1078-5 от 12 августа 2016 года,
установил:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года N 291 на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
8 июля 2016 года О.М.О. обратился в Избирательную комиссию Республики Дагестан с письменным уведомлением о выдвижении своей кандидатуры в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному Центральному избирательному округу N 11 - Республика Дагестан в порядке самовыдвижения с приложением документов, предусмотренных частью 5 статьи 41 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
3 августа 2016 года О.М.О. представлены в Избирательную комиссию Республики Дагестан документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе, подписные листы с 17550 подписями избирателей, собранными в поддержку его самовыдвижения кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Дагестан от 12 августа 2016 года N 148/1078-5 О.М.О. - кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутому в порядке самовыдвижения по Южному одномандатному избирательному округу N 11 - Республика Дагестан, в регистрации отказано.
22 августа 2016 года О.М.О. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Республики Дагестан N 148/1078-5 от 12 августа 2016 года об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутому в порядке самовыдвижения по Центральному одномандатному избирательному округу N 11 - Республика Дагестан, возложении на Избирательную комиссию Республики Дагестан обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутым в порядке самовыдвижения по Центральному одномандатному избирательному округу N 11 - Республика Дагестан, возложении на Избирательную комиссию Республики Дагестан обязанности выдать ему соответствующее удостоверение о регистрации и опубликовать решение суда в средствах массовой информации и в сети Интернет, указании Избирательной комиссии Республики Дагестан на необходимость обеспечения законности в ее деятельности по соблюдению прав кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, прав избирателей.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано на несогласие административного истца с принятым в отношении него постановлением и выводами эксперта, исследовавшего представленные подписи. В нарушение требований закона, избирательная комиссия привлекла к почерковедческому исследованию подписных листов заместителя начальника отдела экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан К.Г.Ш., который ни экспертом, ни специалистом не является. Указанное обстоятельство ни членами избирательной комиссии, ни его руководством при принятии решения об отказе в регистрации не принято во внимание, что является существенным нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В письменных возражениях Избирательной комиссии Республики Дагестан на административное исковое заявление содержится просьба об отказе в удовлетворении заявленных О.М.О. требований по тем основаниям, что оспариваемое постановление принято избирательной комиссией в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства.
Представители Избирательной комиссии Республики Дагестан по доверенности И.Г.И. и Х.С.А. в судебном заседании заявленные требования не признали и просили в их удовлетворении отказать.
Административный истец О.М.О. и его представитель С.Т.М. о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, однако в судебное заседании не явились, представив в день рассмотрения дела заявление от имени представителя по доверенности С.Т.М. с просьбой об отложении судебного заседания на 30 августа 2016 года в связи с болезнью О.М.О. и необходимости представления дополнительных доказательств.
Обсудив заявленное ходатайство, суд признает причины неявки административного истца О.М.О. и представителя по доверенности С.Т.М. в судебное заседание неуважительными.
При этом суд учитывает, что болезнь административного истца О.М.О. не является обстоятельством, свидетельствующим о невозможности рассмотрения дела судом, т.к. не исключала возможности участия в судебном заседании представителя истца С.Т.М., либо направления для участия в судебном заседании другого представителя, соответствующего требованиям, предъявляемым к представителю и оформлению его полномочий статьями 55 - 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, медицинская справка приложенная к ходатайству административного истца об отложении судебного разбирательства, выданная ГБУ Поликлиника "адрес", является ненадлежащим доказательством уважительности неявки административного истца в судебное заседание, поскольку данная справка выдана не на соответствующем бланке, фамилия врача не указана, подпись не расшифрована, дата и номер справки не проставлены.
В связи с чем, дело согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено судом в отсутствие административного истца О.М.О. и его представителя С.Т.М.
Заслушав объяснения представителей Избирательной комиссии Республики Дагестан по доверенности И.Г.И. и Х.С.А., исследовав письменные материалы административного дела, допросив свидетеля К.Г.Ш., выслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим оставлению без удовлетворения, суд приходит к следующему.
Порядок проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 49 вышеназванного Федерального закона окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам и в порядке самовыдвижения, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах. В случае представления подписных листов с подписями избирателей окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона к сбору подписей избирателей и оформлению подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ для проверки соблюдения требований, указанных вчасти 1настоящей статьи, окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
При проведении проверки подписей избирателей проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) каждого кандидата. Указанное количество устанавливается решением окружной избирательной комиссии (часть 7 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
В соответствии с частью 18 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ, если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от установленного количества подписей, подлежащих проверке, в предусмотренном настоящей статьей порядке проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от количества подписей, необходимого для регистрации кандидата.
Недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи (пункт 6 части 15 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
Пунктом 4 Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 июня 2016 года N 13/109-7 "О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой окружной избирательной комиссией подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва" на избирательные комиссии, осуществляющие полномочия окружных избирательных комиссий, возложена обязанность определить количество подписей избирателей, подлежащих первоначальной и, в случае необходимости, дополнительной проверкам.
Пунктом 3 постановления Избирательной комиссии Республики Дагестан от 1 июня 2016 года N 113/745-5 установлено, что в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 11 (Республика Дагестан - Центральный одномандатный избирательный округ) количество подписей избирателей должно составлять не менее 16909 и не более 17754. При проведении проверки подписей избирателей проверке подлежит 3382 подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах. В случае если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке составит 5 и более процентов от установленного количества подписей, подлежащих проверке, проводится дополнительная проверка ещё 2537 подписей.
В соответствии с возложенными на неё обязанностями Избирательной комиссией Республики Дагестан была организована проверка соблюдения требований закона к сбору подписей избирателей и оформлению представленных О.М.О. подписных листов, и достоверности содержащихся в них сведений об избирателях и подписей избирателей.
Согласно протоколу случайной выборки подписных листов от 3 августа 2016 года для первоначальной проверки было отобрано 3382 подписей избирателей, содержащихся в папках N 2 (1497 подписей), N 8 (550 подпись), N 9 (1335 подписи).
В соответствии с заключением N 183/2 от 6 августа 2016 года, составленным специалистом экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан К.Г.Ш., буквенно-цифровые рукописные записи от имени разных лиц, расположенные в графе "Дата внесения подписи" в подписных листах NN 1 (строки 1 и 15), 2 (строки 1-15), 3 (строки 1-15), 4 (строки 1-15), 5 (строки 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11-15), 6 (строки 1, 3, 6, 7, 8, 10, 12, 14, 11, 13), 8 (строки 1-15), 9 (строки 7-15), 10 (строки 3, 4, 7, 6, 9, 11, 13, 1, 15), 11 (строки 3, 4, 7, 8, 10, 12, 14, 2, 6, 9, 11, 13), 12 (строки 2, 4, 6, 9, 11, 13, 15, 3, 7, 8, 12, 14), 13 (строки 1, 3, 6, 7, 9), 15 (строки 4-7, 10, 15), 16 ( строки 2, 6, 7, 10, 13, 9, 11, 14, 15), 17 (строки 1-5, 11, 14), 18 (строки 4-6, 8, 10, 11, 12, 13), 19 (строки 3, 4, 5, 7), 20 (строки 3, 4, 13, 14), 21 (строки 2, 3, 4, 5, 6, 1, 4, 7, 10, 9, 11, 14), 22 (строки 1, 4, 7, 10, 13, 2, 5, 9, 12, 14, 3, 6, 9, 12, 8, 15) 23 (строки 1, 4, 7, 10, 13, 3, 5, 9, 11, 14, 8, 15), 24 (строки 1, 4, 7, 10, 13, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15), 25 (строки 1, 4, 7, 2, 3, 5, 6, 8-15), 26 (строки 1, 2, 5, 7, 8, 9, 11, 14, 12), 27 (строки 1-15), 28 (строки 1, 4, 6, 7, 3, 8, 10, 11, 16, 12, 15), 29 (строки 1-15), 30 (строки 1-15), 31 (строки 1-15), 32 (строки 1-15), 33 (строки 1, 3, 5, 7, 10, 11, 13, 14, 15, 2, 4, 6, 12), 34 (строки 1-15), 35 (строки 5, 6, 10, 15, 3, 6, 14), 36 (строки 4, 9, 14, 8, 13), 37 (строки 1, 7, 13, 15, 2, 5, 10, 12), 38 (строки 12, 15), 39 (строки 4, 5, 9, 1, 2), 40 (строки 3, 6, 7, 9), 41 (строки 8-11, 12, 15), 42 (строки 1-15), 43 (строки 1-4, 5-15), 44 (строки 6, 9), 45 (строки 1-15), 46 (строки 1-15), 47 (строки 1-15), 48 (строки 1-15), 50 (строки 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11), 51 (строки 6, 7, 8-10, 12), 52 (строки 1, 5, 7, 4, 6, 14), 53 (строки 2, 5, 11, 15), 54 (строки 1, 2, 6, 7, 10, 12, 13), 55 (строки 1-15), 56 (строки 1-15), 57 (строки 1-15), 58 (строки 1-15), 59 (строки 1-15), 60 (строки 1-15), 61 (строки 1-8, 13, 14), 62 (строки 1-15), 63 (строки 1-15), 63 (строки 1-15), 64 (строки 1-15), 65 (строки 1-15), 67 (строки 1-15), 68 (строки 1-15), 69 (строки 1-4, 8-15), 70 (строки 2, 4, 7, 10-13), 71 (строки 1, 5, 6, 7-14), 77 (строки 1-15), 78 (строки 1-15), 79 (строки 1-15), 80 (строки 1-15), 85 (строки 1-15), 86 (строки 1-15), 87 (строки 1-15), 92 (строки 1-4), 93 (строки 2-4, 9-15) папки N 2;
подписных листах NN 3 (строки 8, 9), 4 (строки 4-14), 5 (строки 3-8), 6 (строки 2, 3, 5-7), 7 (строки 4, 5, 13, 1, 2, 3, 6, 7, 12, 14, 15), 8 (1-15), 9 (строки 1-7), 10 (строки 2, 4), 12 (строки 1-6, 13-15), 13 (строки 1, 2), 14 (строки 1-15), 15 (строки 1-15), 17 (строки 2, 4), 18 (строки 1, 2, 4, 11, 12), 19 (строки 1-15), 20 (строки 1, 2, 5, 7), 21 (строки 1-7), 22 (строки 1-15), 23 (строки 1-15), 25 (строки 11, 15), 26 (строки 1-15), 27 (строки 1-15), 29 (строки 9, 12), 30 (строки 5, 6), 31 (строки 3, 4, 5, 8, 9), 32 (строки 1-15), 33 (строки 1-7, 11, 12, 14), 34 (строки 8, 9, 10, 12), 35 (строки 1-15), 36 (строки 1-7), 37 (строки 1-37) папки N 8;
подписных листах NN 1 (строки 2, 3, 8), 3 (строки 9, 15, 10, 11), 6 (строки 12, 13), 8 (строки 3, 12), 9 (строки 1-4), 10 (строки 10, 13), 12 (строки 11, 15), 13 (строки 9, 15), 14 (строки 3, 4), 16 (строки 9, 11), 17 (строки 10, 13), 18 (строки 1, 8), 19 (строки 6, 7), 20 (строки 12, 13), 21 (строки 4, 5, 9, 13), 24 (строки 1-15), 27 (строки 4, 5), 29 (строки 3, 4), 41 (строки 2, 3, 10, 12), 42 (строки 3, 4, 6, 8, 9), 43 (строки 5, 9), 44 (строки 3, 4, 10, 15), 45 (строки 1, 5, 9, 13), 47 (строки 1, 7, 8, 10, 13), 49 (строки 8, 14), 51 (строки 5, 9), 52 (строки 9, 10, 12), 74 (строки 1-3, 13, 14, 11, 12), 75 (строки 1-7, 9-15), 76 (строки 1, 2, 8-15), 77 (строки 1-15), 78 (строки 1-15), 80 (строки 1-15), 81 (строки 1, 4), 82 (строки 5-7, 11), 84 (строки 2, 4), 85 (строки 2-4, 6, 7), 86 (строки 1-15), 87 (строки 2-7), 89 (строки 2, 5, 7, 8, 11, 15) папки N 9 выполнены одними лицами в каждой из групп строк.
В соответствии с итоговым протоколом проверки представленных О.М.О. подписных листов от 7 августа 2016 года из 3382 проверенных подписей недействительными признаны 1145 подписей по причине проставления даты внесения подписи избирателя не им собственноручно, что составляет 33,86% от установленного количества подписей, подлежавших проверке. Количество достоверных подписей - 16405.
В судебном заседании представители Избирательной комиссии Республики Дагестан И.Г.И. и Х.С.А. признали факт ошибочного указания в итоговом протоколе количества представленных и заявленных подписей избирателей (17750), собранных истцом в поддержку самовыдвижения, вместо фактически представленных О.М.О. в Избирательную комиссию 3 августа 2016 года и указанных в подтверждении о приеме документов для регистрации кандидата 17550 подписей избирателей.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемого по делу постановления Избирательной комиссии Республики Дагестан.
В соответствии с пунктом 19 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ, если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии счастями 7и18настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и кандидат не регистрируется.
Согласно части 20 статьи 49 указанного Федерального закона кандидат не регистрируется, если количества представленных им подписей избирателей за вычетом подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
Итоговый протокол, составленный по окончании проверки подписных листов, является основанием для принятия окружной избирательной комиссией решения о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации (часть 21 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ основанием для отказа в регистрации для кандидата, представившего подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения (самовыдвижения), является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке.
Как установлено судом по результатам рассмотрения дела, основанием к отказу в регистрации О.М.О. в качестве кандидата в депутаты является недостаточное количество достоверных подписей избирателей - 16405 достоверных подписей при необходимых 16909 подписях, в связи с чем, принятое Избирательной комиссией Республики Дагестан в отношении О.М.О. решение об отказе в регистрации является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности выводов избирательной комиссии, постановившей отказать О.М.О., выдвинутому в порядке самовыдвижения по одномандатному Центральному избирательному округу N 11 - Республика Дагестан, в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
Данный вывод основан на произведенной судом в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оценке как представленных по делу письменных доказательств, так и показаний допрошенного в суде эксперта органа внутренних дел К.Г.Ш., подтвердившего в суде правильность результатов проведенного им при проверке подписных листов исследования.
При таких обстоятельствах суд находит несостоятельными доводы административного искового заявления о несоблюдении формы экспертного заключения в связи с не привлечением избирательной комиссией к почерковедческому исследованию подписных листов эксперта-почерковеда.
Законодательство, регулирующее правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве, на отношения, связанные с проверкой избирательными комиссиями подписей избирателей, не распространяются.
Данная позиция также соответствует разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 30 Постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в связи с недостаточным для регистрации количеством достоверных подписей либо превышением установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей Федеральный закон от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей.
Оценивая принятое в ходе проверки подписей заключение N 183/2 от 6 августа 2016 года (ошибочно датированного 6 августа 2015 года), составленное экспертом экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан К.Г.Ш., суд считает его выводы достоверными. Оснований сомневаться в объективности выводов указанного заключения у суда не имеется, установленная законом процедура проверки подписей не нарушена.
В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
в удовлетворении административного искового заявления О.М.О. о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Республики Дагестан N 148/1078-5 от 12 августа 2016 года об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутым в порядке самовыдвижения по Центральному одномандатному избирательному округу N 11 - Республика Дагестан, возложении на Избирательную комиссию Республики Дагестан обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутым в порядке самовыдвижения по Центральному одномандатному избирательному округу N 11 - Республика Дагестан, возложении на Избирательную комиссию Республики Дагестан обязанности выдать ему соответствующее удостоверение о регистрации и опубликовать решение суда в средствах массовой информации и в сети Интернет, указании Избирательной комиссии Республики Дагестан на необходимость обеспечения законности в ее деятельности по соблюдению прав кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, прав избирателей, отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Дагестан в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Ш.М. Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.