Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Непомнящих В.Н. - Данильченко В.А. на решение судьи Барабинского районного суда Новосибирской области от 10 июня 2016 г., которым постановление начальника Барабинского отдела государственного контроля, надзора и охраны ресурсов и среды их обитания от 22 марта 2016г. в отношении бригадира ООО "Купинский рыбокомбинат" Непомнящих Виктора Николаевича о привлечении к административной ответственности по статье 8.33 КоАП РФ, оставлено без изменения.
установил:
постановлением начальника Барабинского отдела государственного контроля, надзора и охраны ресурсов и среды их обитания от 22 марта 2016г. Непомнящих В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении указано, что Непомнящих В.Н., являясь бригадиром ООО "Купинский рыбокомбинат", 16.03.2016 производил промышленный лов рыбы на оз. Чаны Барабинского района около с.Богатиха. Во время проведения лова допустил попадание отработанного масла с вьюхи на поверхность ледяного покрова озера рыбохозяйственного значения, чем нарушил требования ст.15.4.9 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна.
Действия Непомнящих В.Н. квалифицированы должностным лицом по ст.8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, Непомнящих В.Н. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Непомнящих В.Н. обратился в Барабинский районный суд Новосибирской области с жалобой, в которой просил постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Непомнящих В.Н.
В жалобе, поданной в порядке ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Новосибирский областной суд изложена просьба об отмене постановленных в отношении Непомнящих В.Н. решений и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В обосновании жалобы заявитель указал, что материалы дела не содержат доказательств наличия состава правонарушения в действиях и вины Непомнящих В.Н. в совершении административного правонарушения. Представленные доказательства получены не в соответствии с требованиями законодательства.
Проверка в отношении ООО "Купинский рыбокомбинат" проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно не определено, какая осуществлялась проверка (плановая, внеплановая).
В план проверок на 2016 год ООО "Купинский рыбокомбинат" не включен, оснований для проведения внеплановой проверки в материалах дела не указано. При этом, за три дня до проведения проверки ООО "Купинский рыбокомбинат" не было извещено о предстоящей проверке.
В жалобе также указано, что Непомнящих В.Н. с распоряжением в день проведения проверки не ознакомлен. Т.о. протокол об административном правонарушении и акт проверки промысла являются доказательствами, полученными с нарушением закона.
Кроме того, проверка проводилась не в отношении ООО "Купинский рыбокомбинат", а в отношении водоема на основании рейдового задания. Результаты такой проверки оформляются отчетом, а не актом проверки.
Назначенное Непомнящих В.Н. наказание не соответствует характеру правонарушения, его последствиям - штраф в размере 6000 рублей, в то время как санкция статьи предусматривает в качестве наказания предупреждение.
Жалоба подана в установленной ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок, препятствий к рассмотрению жалобы не усматривается.
Проверив в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст.15.4.9 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утв. Приказом Минсельхоза России от 22.10.2014г. N402 юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам при осуществлении рыболовства запрещается, в том числе, допускать загрязнение водных объектов рыбохозяйственного значения и ухудшение естественных условий обитания водных биоресурсов.
Административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, предусмотрена статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья, при рассмотрении дела и вынесении решения, пришел к выводу о наличии в действиях Непомнящих В.Н. состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 КоАП РФ.
Судья исходил из того, что материалами дела полностью подтверждается событие правонарушения, наличие состава правонарушения в действиях и вина Непомнящих В.Н. в его совершении.
Нахожу выводы судьи районного суда о правомерности привлечения Непомнящих В.Н. к административной ответственности законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.03.2016 государственный инспектор Сорокин В.Н. на основании рейдового задания проводил мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного назначения на водоемах, в том числе Барабинского района (л.д. 40).
В процессе осуществления контроля им было обнаружено, что Непомнящих В.Н. при осуществлении промышленного лова рыбы на оз. Чаны в районе с. Богатиха Барабинского района Новосибирской области, допустил загрязнение ледяного покрова озера, а именно с вьюхи на поверхность ледяного покрова озера капало отработанное масло, видимое невооруженным глазом.
Согласно п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 ст. 43.2 Федерального Закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 N 166-ФЗ, п. 5 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по осуществлению Федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу РФ (утв. Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 февраля 2015 г. N 58) под федеральным государственным контролем (надзором) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (далее - обязательные требования).
Указанной нормой, а также Подпунктом "б" п.4
Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 1394 "Об утверждении Положения "Об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов" определено, что
государственный контроль осуществляется, в том числе и в форме: проведения мероприятий по контролю за соблюдением требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - обязательные требования), на водных объектах рыбохозяйственного значения (далее - мероприятия по контролю);
Частью 4 ст. 43.2 указанного Закона, мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения проводятся должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области рыболовства на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти в области рыболовства.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 43.3 Закона, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях, принимать меры по предотвращению таких нарушений;
Из подпункта "з" п.5 Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 1394 " Об утверждении Положения "Об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов" следует, что должностными лицами Федерального агентства по рыболовству, осуществляющими государственный контроль, являются государственные инспектора территориальных органов Федерального агентства по рыболовству.
В соответствии с п. 9. Постановления мероприятия по контролю проводятся должностными лицами Федерального агентства по рыболовству, уполномоченными на осуществление государственного контроля, на основании плановых (рейдовых) заданий на проведение мероприятий по контролю, порядок оформления и содержание которых устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Из п. 11 Постановления следует, что предметом мероприятий по контролю является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе условий выданных разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, условий договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также документов, подтверждающих законность уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции.
Согласно п.2 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по осуществлению Федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу РФ (утв. Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18 февраля 2015 г. N 58) Наименование государственной функции - Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы), за исключением водных биоресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" п. 3 Регламента государственная функция исполняется Федеральным агентством по рыболовству (далее - Росрыболовство), в том числе, территориальными управлениями Росрыболовства, которые непосредственно осуществляют плановые и внеплановые проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на основании плановых (рейдовых) заданий - мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения и плановые (рейдовые) осмотры, обследования акватории водоемов, транспортных средств.
Подпунктом 4 пункта 6 Регламента предусмотрено, что должностные лица Федерального агентства по рыболовству и его территориальных управлений при исполнении государственной функции имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях, принимать меры по предотвращению таких нарушений;
В соответствии с п. 17 Регламента, протоколы об административных правонарушениях, протоколы о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, постановления по делам об административных правонарушениях являются результатами исполнения государственной функции только в случае выявления нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований.
Из п.3 Регламента следует, что исполнение государственной функции включает в себя, в том числе, проведение мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения и плановых (рейдовых) осмотров, обследований акватории водоемов, транспортных средств на основании плановых (рейдовых) заданий;
оформление результатов мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, плановых (рейдовых) осмотров, обследований акваторий водоемов, транспортных средств на основании плановых (рейдовых) заданий.
В силу п.63 Регламента, мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения осуществляются должностными лицами Росрыболовства (территориального управления Росрыболовства).
На основании п.72 Регламента в случае выявления административного правонарушения при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, должностные лица осуществляют действия по его оформлению.
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 12 апреля 2010 г. N 326 "О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (Зарег. в Минюсте 13.05.2010 N 17190) утверждён Перечень должностных лиц, которые в пределах компетенции Федерального агентства по рыболовству уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе в отношении правонарушений, предусмотренных ст. 8.33 КоАП РФ (в части нарушения правил охраны среды обитания или путей миграции водных биологических ресурсов, за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения).
Должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении, согласно подпункту 2.2 п. 2 Приказа являются в
территориальных управлениях Федерального агентства по рыболовству, в том числе государственные инспекторы.
Из вышеприведенных норм в их совокупности следует, что, доводы жалобы о нарушении государственным инспектором положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившиеся в том, что проверка, выявившая нарушение требований, законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а именно п.15.4.9 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, была осуществлена без извещения ООО "Купинский рыбокомбинат" о ее проведении, без вынесения распоряжения с указанием вида проверки в отношении ООО "Купинский рыбокомбинат" являются несостоятельными.
Верхнеобскому территориальному управлению Росрыболовства предоставлено право на осуществление контрольных мероприятий, в том числе, проверок и надзора.
Наличие указанного полномочия следует из Административного регламента, Положения "Об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов".
Согласно Административному регламенту, надзор за соблюдением требований законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется непрерывно, в целях контроля за сохранением водных биоресурсов.
При надзоре осуществляется, в том числе выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований указанного законодательства.
Согласно подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Протокол составлен государственным инспектором, постановление вынесено начальником Барабинского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания по результатам контрольного мероприятия, при проведении которого не требуется взаимодействие контролирующего органа и юридических лиц, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно протокол об административном правонарушении от 16.03.2016, фототаблицы, объяснения Непомнящих В.Н., согласно которым факт попадания масла на ледяной покров озера он не отрицал, приказ о создании рыболовецкой бригады N50 от 28.12.2015, разрешение на добычу водных биологических ресурсов от 30.12.2015, подтверждают нарушение Непомнящих В.Н. п.15.4.9 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утв. Приказом Минсельхоза России от 22.10.2014г. N402. Т.о. в его действиях усматривается состав правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ.
Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, в установленный законом срок.
Назначенное наказание соответствует содеянному, назначено в пределах санкции статьи 8.33 КоАП РФ, с учетом требований статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения судьи Барабинского районного суда Новосибирской области от 10 июня 2016г., основанного на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Решение судьи Барабинского районного суда Новосибирской области от 10 июня 2016 г. оставить без изменения.
Жалобу защитника Непомнящих В.Н. - Данильченко В.А. - без удовлетворения.
Судья "подпись" Л.А.Куранова
КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела N 7-752-2016
Судья-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.