Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Журавлева А.И., поступившую 21 июня 2016 года, на решение Тверского районного суда города Москвы от 05 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 декабря 2015 года по делу по иску Журавлева А.И. к Министерству здравоохранения РФ об оспаривании увольнения, восстановлении на работе,
установил:
Журавлев А.И. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения РФ о признании увольнения незаконным, восстановлении в ранее занимаемой должности руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по городу Москве и Московской области. В обоснование заявленных требований истец указывал, что с 20.09.2013 года он проходил государственную гражданскую службу в должности руководителя Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области. Приказом N 5-тк от 27.04.2015 года истец был уволен с занимаемой должности по п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Истец полагал, что его увольнение является незаконным, действий, дающих основание для утраты доверия, истец не совершал, свои должностные обязанности исполнял надлежащим образом. Кроме того, увольнение произведено в период временной нетрудоспособности истца.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 05 июня 2015 года в удовлетворении исковых требований Журавлева А.И. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 декабря 2015 года решение Тверского районного суда города Москвы от 05 июня 2015 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Журавлев А.И. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение.
23 июня 2016 года судьёй Московского городского суда дело истребовано в Московский городской суд.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобождён от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В силу ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчинённый ему гражданский служащий.
Порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе установлен в ст. 19 указанного Федерального закона.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Приказом Росздравнадзора N 178-03/13 от 22.03.2013 года Журавлев А.И., 1960 года рождения, был назначен на должность заместителя руководителя Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области, Приказом Росздравнадзора N 179-03/13 от 22.03.2013 года на него возложено временное исполнение обязанностей руководителя указанного органа с 22.03.2013 года на период вакансии.
Приказом Минздрава России N 23-тк от 20.09.2013 года Журавлев А.И. назначен на должность руководителя Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области, о чем между сторонами заключен служебный контракт N 301-ЛТ от 20.09.2013 года.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 6.2.1 Должностного регламента руководителя Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области, руководитель обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
На основании письма временно исполняющего обязанности руководителя Росздравнадзора Мурашко М.А. от 02.04.2015 года N 01-8131/15 Приказом Минздрава России от 27.04.2015 года N 5-тк Журавлев А.И. освобождён от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы, с ним расторгнут служебный контракт по инициативе представителя нанимателя за утрату доверия к гражданскому служащему в связи с несоблюдением требований к урегулированию конфликта интересов и неисполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, по подпункту 1.1 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.
С данным Приказом истец ознакомлен 27.04.2015 года, что подтверждается его подписью.
Согласно представлению Росздравнадзора об освобождении от должности руководителя территориального органа Росздравнадзора от 02.04.2015 года N 01-8131/15, поданном Министру здравоохранения РФ, основанием к его вынесению является систематическое неоднократное привлечение Журавлева А.И. к дисциплинарной ответственности, отсутствие эффекта от дисциплинарной практики, результаты проверки соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Приказом Росздравнадзора N 227-06/14 от 28.07.2014 года на основании заключения по служебной проверки от 25.07.2014 года Журавлеву А.И. объявлен выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в части необеспечения надлежащей организации работы Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области.
В ходе проведения служебной проверки от 25.07.2014 года выявлены нарушения в сфере организации кадровой работы, работы по рассмотрению обращений граждан и организаций, делопроизводства, обеспечения порядка эксплуатации автомобильной техники, проведения контрольных мероприятий, в сфере работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также организации работы по охране труда. Установлено, что деятельность ведётся не в полном соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов, отсутствует контроль со стороны руководства по составлению и представлению отчетности, а также иные нарушения, в связи с чем к Журавлеву А.И., как к руководителю Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области, предложено применить дисциплинарное взыскание.
На основании Приказа от 15.09.2014 года N 6446 в отношении Журавлева А.И. проведена проверка соблюдения требований к служебному поведению.
Согласно протоколу заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Росздравнадзора и урегулированию конфликта интересов от 15.12.2014 года N 9, членами комиссии установлено, что в действиях Журавлева А.И. усматривались нарушения требований законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации, выразившиеся в нарушении запрета на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку на момент поступления на государственную гражданскую службу истец являлся индивидуальным предпринимателем, однако в связи с тем, что такая деятельность была прекращена 15.05.2013 года и нарушение устранено, а также учитывая сведения из налоговых органов об отсутствии доходов от предпринимательской деятельности, принято решение не привлекать Журавлева А.И. к дисциплинарной ответственности в связи с истечением давности привлечения.
Кроме того, Генеральной прокуратурой РФ в Территориальном органе Росздравнадзора по городу Москве и Московской области выявлены нарушения законодательства о государственной гражданской службе, противодействии коррупции, трудового и иного законодательства, в связи с чем 04.09.2014 года вынесено Представление об устранении указанных нарушений, 15.10.2014 года - представление об устранении нарушений законодательства о предоставлении государственных услуг, защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), административного законодательства, лицензировании и порядке рассмотрения обращений граждан, 14.11.2014 года - Представление N 30/17д.-п.8-2014 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов для государственных нужд, о контрактной системе в сфере закупок и иного законодательства.
Согласно Представлению Генеральной прокуратуры РФ от 14.11.2014 года, должностным регламентом на начальника административно-хозяйственного отдела Копалейшвили Г.Г. возложены обязанности по определению потребности в материально-технических ресурсах и услугах, а также обеспечение Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области необходимыми материально-техническими ресурсами и услугами. В нарушение ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ Копалейшвили Г.Г., используя своё служебное положение, создал ситуацию, при которой Территориальным органом Росздравнадзора по городу Москве и Московской области заключено три договора на оказание услуг по обслуживанию компьютеров и услуг грузчика с его сыном Копалейшвили А.Г. на сумму ***., что свидетельствует о сложившемся конфликте интересов.
На основании указанного Представления Генеральной прокуратуры РФ по информации о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей Приказом Росздравнадзора N 8009 от 02.12.2014 года принято решение о проведении служебной проверки в отношении Журавлева А.И. и назначена комиссия по её проведению.
В соответствии с заключением по служебной проверки от 29.12.2014 года, выявлены нарушения положений Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Реестры закупок за проверяемый период времени не велись, Журавлев А.И. принимал решения о закупке товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика, при этом был превышен годовой объём закупок в размере ***., которые заказчик вправе осуществить, на общую сумму ***., был проведён запрос котировок на закупку оргтехники вместо проведения аукциона в электронном форме, при рассмотрении заявок и подведении итогов аукциона на заседаниях комиссии по размещению заказа, как при рассмотрении заявок на участие в аукционе, так и при подведении итогов аукциона присутствовало менее 50% общего числа ее членов. Также был установлен факт заключения договора на оказание услуг по обслуживанию компьютеров и услуг грузчика с Копалейшвили А.Г., который является сыном государственного гражданского служащего Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области Копалейшвили Г.Г., замещавшего должность начальника административно-хозяйственного отдела.
Судом установлено, что между Территориальным органом Росздравнадзора по городу Москве и Московской области и Копалейшвили А.Г. заключены договоры подряда от N 06 от 01.01.2014 года, N 10 от 01.02.2014 года, N 20 от 01.03.2014 года по оказанию услуг по обеспечению функционирования и поддержания работоспособности корпоративной мультисервисной сети передачи данных Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области, в том числе по обслуживанию локально-вычислительной сети, а также услуги по погрузке, разгрузке, укладке и складированию активов (принтеры, МФУ, офисная и вычислительная техника, мебель, архивные коробки, канцелярские и хозяйственные товары). Указанные договоры и акты сдачи-приемки работ по их окончании подписаны истцом Журавлевым А.И., при этом на актах имеются резолюции начальника АХО Копалейшвили Г.Г. о выполнении подрядчиком работ в полном объёме и в срок.
По результатам проверки комиссией предложено применить к Журавлеву А.И. дисциплинарное взыскание за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в необеспечении надлежащей организации работы Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области и рекомендовать комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Росздравнадзора рассмотреть вопрос по факту несоблюдения Журавлевым А.И. требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, о чем указано в заключении служебной проверки.
На основании данного заключения от 29.12.2014 года Приказом Росздравнадзора N 1017 от 13.02.2015 года за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в части необеспечения надлежащей организации работы Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области истцу объявлен выговор.
Приказом Росздравнадзора от 30.12.2014 года N 8725 в отношении Журавлева А.И. инициирована проверка соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов по поступившей информации, содержащейся в представлении Генеральной прокуратуры РФ от 14.11.2014 года N 30/17д.-п.8-2014.
Приказом N 1258 от 27.02.2015 года срок проведения проверки продлён до 90 суток ввиду периода нетрудоспособности истца с 03.12.2014 года по 31.12.2014 года и с 12.01.2015 года по 06.02.2015 года.
13.03.2015 года у истца запрошены письменные объяснения, представленные им 16.03.2015 года, согласно которым объяснения истца по обстоятельствам проверки находятся в Генеральной прокуратуре РФ.
20.03.2015 года Журавлевым А.И. также даны объяснения, согласно которым обстоятельства, связанные с заключением договоров на оказание услуг, исследовались Генеральной прокуратурой РФ и по результатам исследования несоблюдение им требований к служебному поведению не выявлено.
В соответствии с протоколом заседания комиссии N 3 от 27.03.2015 года, на которое истец явился, членами комиссии установлено, что Журавлев А.И. нарушил ч. 4.1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ, что выразилось в заключении договора на оказание услуг по обслуживанию компьютеров и услуг грузчика с Копалейшвили А.Г., являющимся сыном государственного гражданского служащего Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области Копалейшвили Г.Г., замещающего должность начальника административно-хозяйственного отдела. Истец не соблюдал требования к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов. Руководителю Росздравнадзора было рекомендовано направить Министру здравоохранения РФ представление для решения вопроса о применении меры ответственности в отношении Журавлева А.И. в виде увольнения.
В силу положений ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", взыскания, предусмотренные статьями 59.1. и 59.2 Закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведённой подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1. и 59.2 Закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Указанные взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения её материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов, при этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения. Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1. или статья 59.2 Закона. Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов, вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
Судом принято во внимание, что Журавлев А.И., являясь руководителем территориального органа, не принял мер по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов, что в силу положений подпункта 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ является основанием применения к нему взыскания в виде увольнения.
Учитывая, что Представление Генеральной прокуратуры РФ от 14.11.2014 года N 30/17д.-п.8-2014 получено работодателем 21.11.2014 года, период проведения проверки и рассмотрения её материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов, и нетрудоспособности истца в период с 03.12.2014 года по 31.12.2014 года и с 12.01.2015 года по 06.02.2015 года, суд сделал правомерный вывод о соблюдении работодателем порядка и сроков применения взыскания за коррупционные правонарушения, установленные статьёй 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. При применении взыскания ответчиком учтён характер совершенного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, а также предшествующие результаты исполнения истцом должностных обязанностей, в том числе применение к нему дисциплинарных взысканий.
Доводы истца о нарушении работодателем процедуры его увольнения в связи с назначением проверки неуполномоченным лицо, в ходе судебного разбирательства подтверждения не нашли.
В соответствии с п. 1 Приказа Минздрава России от 04.10.2012 года N 394, полномочия представителя нанимателя в отношении руководителей территориальных органов федеральной службы и федерального агентства, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром здравоохранения Российской Федерации, по заключению, расторжению, прекращению и приостановлению служебных контрактов о прохождении федеральной государственной гражданской службы и утверждению прилагаемых к ним должностных регламентов, внесению изменений в служебные контракты в установленном порядке, организации проведения служебной проверки при решении вопроса о наложении дисциплинарного взыскания возложены на руководителей федеральной службы и федерального агентства, подведомственных Минздраву России.
Дав оценку представленным доказательствам, суд пришел к обоснованному выводу о правомерном наложении на истца дисциплинарного взыскания в виде увольнения. Вместе с тем, доводы истца о том, что его увольнение произведено работодателем в период его временной нетрудоспособности на основании листка нетрудоспособности, выданного с 07.04.2015 года по 28.04.2015 года, мотивированно не приняты судом во внимание, поскольку после 07.04.2015 года до увольнения 27.04.2015 года Журавлев А.И. присутствовал на службе, выполнял должностные обязанности, издавал приказы, назначал проверки, участвовал в совещаниях руководителя Росздравнадзора. В табеле рабочего времени указанный период проставлен истцу как рабочее время.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии в действиях истца личной заинтересованности и, как следствие - конфликта интересов, основаны на неверном понимании положений Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Иные доводы также получили надлежащую оценку при рассмотрении дела в судах обеих инстанций, направлены на оспаривание их выводов, и основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений в порядке ст. 387 ГПК РФ служить не могут.
Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, в кассационной жалобе не содержится.
Выводы судебных инстанций в части доводов заявителя являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
Положениями статей 378, 386, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ определено, что судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права судами при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определённости не отвечают.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381, 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Журавлева А.И. с делом на решение Тверского районного суда города Москвы от 05 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 декабря 2015 года по делу по иску Журавлева А.И. к Министерству здравоохранения РФ об оспаривании увольнения, восстановлении на работе, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.