судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Берман Н.В. и Долговой Л.П.,
при секретаре Карлиной И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 07 июля 2016 года, которым постановлено:
" Обязать Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации зарегистрировать заявление Ковальчук Е.А. от 09 февраля 2016 года, датированное ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год с присвоением номера с учетом даты его подачи".
Заслушав доклад судьи Берман Н.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Октябрьского района г. Липецка обратился в суд в интересах инвалида Ковальчук Е.А. с иском к ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ - ЛРО ФСС РФ) о признании незаконным отказа в регистрации заявления Ковальчук Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на "данные изъяты" о понуждении ответчика зарегистрировать такое заявление, датированное ДД.ММ.ГГГГ, в установленном порядке с присвоением номера очереди с учетом даты подачи ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что отсутствовали основания для отказа в регистрации заявления в связи с отсутствием необходимых реквизитов, предусмотренных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29 декабря 2004 года N328.
В судебном заседании представитель прокурора Коршунова Н.А. поддержала заявленные требования.
Истица Ковальчук Е.А. в судебное заседание не явилась.
Представитель ГУ - ЛРО ФСС РФ Севостьянов Д.А. не признал исковые требования, в письменных возражениях ссылался на отсутствие в заявлении Ковальчук Е.А. в полном объеме необходимых реквизитов, в связи с чем ее заявление было рассмотрено как письменное обращение и ДД.ММ.ГГГГ региональным отделением ей был дан письменный ответ.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ - ЛРО ФСС РФ просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выслушав представителя ответчика ГУ - ЛРО ФСС РФ Севостьянова Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 указанного Федерального закона, инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона, в состав набора социальных услуг входит, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе, предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно пункту 3.7 Порядка заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04 , выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (пункт 13 Административного регламента).
Согласно пункту 15 Административного регламента, д ля предоставления государственной услуги необходимо предъявление документа, удостоверяющего личность заявителя или его представителя. В случае если за предоставлением государственной услуги обращается представитель заявителя, то представляется также документ, удостоверяющий полномочия представителя.
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Пункт 26 Административного регламента предусматривает, что регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документов (содержащихся в них сведений), представленных заявителем в территориальный орган Фонда на личном приеме, осуществляется в день их поступления в территориальный орган Фонда.
В случае непредставления заявителем одного или нескольких документов, предусмотренных пунктами 13 - 15 настоящего Административного регламента, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за прием и регистрацию заявления и документов, направляет заявителю письменное разъяснение (сообщает в устной форме на личном приеме либо направляет сообщение в электронной форме в случае поступления заявления и (или) документов (содержащихся в них сведений) в форме электронного документа) о необходимости представления недостающих документов и делает на заявлении о предоставлении государственной услуги отметку об уведомлении заявителя о необходимости представить недостающие документы. Если должностному лицу территориального органа Фонда, ответственному за административное действие по приему и регистрации заявления и документов при предоставлении государственной услуги, известен телефон заявителя, заявитель также уведомляется устно (п. 33 Административного регламента).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Ковальчук Е.А. обратилась в ГУ - ЛРО ФСС РФ с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за "данные изъяты" в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", приложив справку для получения путевки формы N от ДД.ММ.ГГГГ N.
Указанному заявлению зарегистрировано под номером N
В извещении от ДД.ММ.ГГГГ заместитель управляющего ГУ - ЛРО ФСС РФ Перова Н.В. известила Ковальчук Е.А. о том, что финансирование санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан осуществляется в пределах ассигнований, выделяемых из средств федерального бюджета на соответствующий календарный год. Обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет каких-либо иных средств не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством.
В связи с тем, что по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Ковальчук Е.А. не была обеспечена санаторно-курортной путевкой, ее заявление переведено на "данные изъяты". Вопрос о ее оздоровлении должен быть рассмотрен в "данные изъяты" после проведения конкурсных процедур и заключения государственных контрактов со здравницами-победительницами открытого конкурса.
Уведомление об отказе в постановке на очередь для получения санаторно-курортной путевки по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ и его регистрации Ковальчук Е.А. не было направлено.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, с учетом доказательств, представленных в материалах дела, и закона, подлежащего применении, пришел к обоснованному выводу о том, что Ковальчук Е.А. имела право на подачу заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на "данные изъяты", а исходя из пункта 26 Административного регламента заявление Ковальчук Е.А. подлежало регистрации ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день его подачи, в связи с чем суд обосновано признал отказ в регистрации указанного заявления незаконным и верно удовлетворил требования Ковальчук Е.А.
То обстоятельство, что в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ не был указан год, в котором истица просила предоставить путевку, в связи с чем ответчик приобщил указанное заявление к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, не может повлечь отмену решения суда, поскольку к данному заявлению приложена справка, датированная ДД.ММ.ГГГГ, из которой видно, что Ковальчук Е.А. обращалась за предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение в "данные изъяты" году. Кроме того, не было необходимости в предоставлении дополнительных документов к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ответчик пришел к противоречивому выводу.
Таким образом, правовых оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 07 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.