Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей Рыбиной А.В., Шакитько Р.В.
по докладу судьи Рыбиной А.В.
при секретаре Ушаковой Н.А.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Армавир по доверенности " Ф.И.О. "9 на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 15 февраля 2016 года и возражениям прокуратуры г. Армавира
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Армавира в интересах Малофеева " Ф.И.О. "13. Поздняковой " Ф.И.О. "14, Соколовой " Ф.И.О. "15, Кочкиной " Ф.И.О. "16, Сергиенко " Ф.И.О. "17 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Армавир о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Армавир в части не принятия мер к обеспечению объектами транспортной и инженерной инфраструктуры земельных участков, расположенных по адресу: " ... " предоставленных на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, а также просил обязать администрацию МО г. Армавир принять меры к обеспечению указанных объектов транспортной и инженерной инфраструктурой. В обоснование требований указано, что в ходе проведения проверки обращений Малофеева " Ф.И.О. "18., Поздняковой " Ф.И.О. "19., Соколовой " Ф.И.О. "20 ... Кочкиной " Ф.И.О. "21., Сергиенко " Ф.И.О. "22. о нарушении законодательства о государственной поддержке материнства, социальной защиты детей из многодетных семей на территории муниципального образования город Армавир установлено, что указанным семьям выделены на безвозмездной основе земельные участки, расположенные по адресу: " ... " Однако, указанные земельные участки не обеспечены социальной инфраструктурой, отсутствует электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, а также подъездная дорога. " ... " в адрес главы МО г. Армавир внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства и законодательства о поддержке материнства и детства, но администрацией данное представление отклонено. Таким образом, указанное бездействие администрации нарушает социальные права и законные интересы Малофеева " Ф.И.О. "23., Поздняковой " Ф.И.О. "24 Соколовой " Ф.И.О. "25., Кочкиной " Ф.И.О. "26 Сергиенко " Ф.И.О. "27 а также их несовершеннолетних детей.
Обжалуемым решением Армавирского городского суда от 15 февраля 2016 года административное исковое заявление прокурора г. Армавир удовлетворено. Бездействие администрации МО г. Армавир в части не принятия мер к обеспечению объектами транспортной и инженерной инфраструктуры земельных участков, расположенных по адресу: " ... " представленных на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей: Малофееву " Ф.И.О. "28, Поздняковой " Ф.И.О. "29, Соколовой " Ф.И.О. "30, Кочкиной " Ф.И.О. "31, Сергиенко " Ф.И.О. "32 признано незаконным. На администрацию МО г. Армавир возложена обязанность принять меры к обеспечению объектами транспортной и инженерной инфраструктуры указанных земельных участков.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации МО г. Армавир по доверенности " Ф.И.О. "9 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора г. Армавира, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельства, имеющих значение для дела, не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В письменных возражениях прокуратура г. Армавира просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, в удовлетворении жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, выслушав прокурора Руденко М.В., которая просила решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенного по делу судебного решения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании обращений Малофеева " Ф.И.О. "33., Поздняковой " Ф.И.О. "34., Соколовой " Ф.И.О. "35 Кочкиной " Ф.И.О. "36., Сергиенко " Ф.И.О. "37. о нарушении законодательства о государственной поддержке материнства, социальной защиты детей из многодетных семей на территории МО г. Армавир прокуратурой г. Армавир была проведена проверка.
По результатам проверки установлено, что многодетным семьям Малофеева " Ф.И.О. "38., Поздняковой " Ф.И.О. "39 Соколовой " Ф.И.О. "40., Кочкиной " Ф.И.О. "41 Сергиенко " Ф.И.О. "42. были выделены на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства как гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки, расположенные по адресу: " ... " С указанными гражданами заключены договоры аренды земельных участков несельскохозяйственного назначения для строительства жилых домов.
Однако, представленные земельные участки не обеспечены социальной инфраструктурой, отсутствует электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и подъездная дорога.
Удовлетворяя требования прокурора " ... " о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования " ... " в части не принятия мер к обеспечению указанных земельных участков транспортной и инженерной инфраструктурой, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
Согласно приказу Минрегиона России от 09.09.2013 N372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" целью Методических рекомендаций является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 части 1 статьи 15, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
При этом, в силу пункта 23 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа.
Как установлено, Малофеев " Ф.И.О. "43 Позднякова " Ф.И.О. "44 Соколова " Ф.И.О. "45., Кочкина " Ф.И.О. "46. и Сергиенко " Ф.И.О. "47. обращались в специализированные организации для обеспечения указанными инфраструктурами предоставленных им земельных участков и получения технических условий, однако им было разъяснено, что при самостоятельном обращении в коммунальные службы города им необходимо будет оплатить дорогостоящие услуги, связанные с проведением коммуникаций, получением технических условий, проведением топогеодезической съемки, а также разъяснили, что подключение земельных участков к сети электроснабжения возможно при наличии подъездной дороги к участкам. Приступить к строительству жилых домов они не могут, в связи с отсутствием подъездной дороги к участкам и отсутствием инженерных сетей и коммуникаций.
" ... " в адрес главы МО г. Армавир вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства и законодательства о поддержке материнства и детства, но в месячный срок в прокуратуру г. Армавира сообщение о результатах рассмотрения представления не направлено и не приняты меры к устранению выявленных нарушений.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что отсутствие объектов транспортной и инженерной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных многодетным семьям, нарушает их социальные, а также жилищные права, выводы суда первой инстанции о незаконности бездействия администрации муниципального образования г. Армавир в части не принятия мер к обеспечению объектами транспортной и инженерной инфраструктуры земельных участков, расположенных по адресу: " ... " предоставленных на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, судебная коллегия находит законными и обоснованными.
Доводы жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Армавирского городского суда Краснодарского края от 15 февраля 2016 года, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 15 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть оспорено в течение 6 месяцев в Президиум Краснодарского краевого суда.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.