СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.
судей Захваткина И.В., Смирновой Н.И.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 18 июля 2016 года дело по апелляционной жалобе ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми (филиал N 4) на решение Печорского городского суда Республики Коми от 25 мая 2016 года, которым признан незаконным отказ ГУ - Региональное отделение ФСС РФ по Республике Коми (филиал N 4) в принятии заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение Трясиной Р.Р. от "Дата обезличена" на "Дата обезличена" и от "Дата обезличена" на "Дата обезличена".
Обязано ГУ - Региональное отделение ФСС РФ по Республике Коми (филиал N 4) принять заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение Трясиной Р.Р. от "Дата обезличена" на "Дата обезличена"; от "Дата обезличена" на "Дата обезличена" и зарегистрировать в установленном порядке с датой первоначальной подачи заявления.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения представителя ответчика Корепанова С.Н., заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Печорский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Трясиной Р.Р. с требованиями возложить на ответчика обязанность принять и зарегистрировать в установленном порядке заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение от "Дата обезличена" на "Дата обезличена" и от "Дата обезличена" на "Дата обезличена" год.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ РО-ФСС РФ по Республике Коми оспаривает законность судебного решения, считает, что судом неправильно были определены обстоятельства имеющие значение для дела, допущено нарушение норм материального права.
Истец в суде апелляционной инстанции не участвовала. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что "Дата обезличена" Трясина Р.Р. обратилась в филиал N 4 Регионального отделения ФСС РФ по Республике Коми с заявлением об обеспечении санаторно-курортной путевкой в "Дата обезличена".
На указанное заявление ответчиком сообщено, что заявление Трясиной Р.Р. на получение путевки зарегистрировано "Дата обезличена", номер общей очереди N "Номер обезличен".
"Дата обезличена" Трясина Р.Р. обратилась к ответчику с заявлением об обеспечении санаторно-курортной путевкой в "Дата обезличена".
Ответчиком в адрес истца направлено письмо от "Дата обезличена" с разъяснением права Трясиной Р.Р. обратиться с новым заявлением только после обеспечения ее санаторно-курортной путевкой по заявлению от "Дата обезличена". Кроме того, Трясиной Р.Р. были возвращены заявления на получение путевки на санаторно-курортное лечение от "Дата обезличена" и от "Дата обезличена".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности отказа в принятии и регистрации заявлений Трясиной Р.Р. об обеспечении путевками на санаторно-курортное лечение в "Дата обезличена" и "Дата обезличена" гг.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу п.п. 1.1 п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг входит, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Согласно ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который предусматривает также предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256. Справка для получения путевки действительна в течение 6 месяцев (п. 3.6 Порядка).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Таким образом, нормативно-правовыми актами предусмотрено обращение граждан за предоставлением санаторно-курортной путевки каждый год до 1 декабря текущего года.
В связи с этим, суд первой инстанции обосновано отклонил доводы ответчика о том, что гражданин может обратиться с заявлением о предоставлении путевки лишь после предоставления ему путевки по предыдущему заявлению.
Приказом Минздравсоцразвития России от 27.03.2012 N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Документами необходимыми для предоставления территориальными органами Фонда заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Согласно п. 18 Административного регламента основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют.
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления о предоставлении государственной услуги на санаторно-курортное лечение и документов в территориальных органах Фонда является поступление в территориальный орган Фонда заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документа (содержащихся в нем сведений), указанных в п. 13 Административного регламента, а также предъявление документов, предусмотренных п. 15 Административного регламента (п. 53 Административного регламента).
Заявление о предоставлении государственной услуги и документы, указанные в п. 13 Административного регламента, а также копии документов, указанных в п. 15 Административного регламента, регистрируются в сроки и в порядке, установленные п. 26 - 33 Административного регламента (пункт 56 Административного регламента).
Должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за выполнение административных действий по приему и регистрации документов, в срок, указанный в п.п. 11.1 Административного регламента, сообщает заявителю о регистрации его заявления и приложенных к нему документов (с указанием даты их регистрации и регистрационного номера) в письменной форме или в электронном виде, если заявление было подано в форме электронного документа (п. 57 Административного регламента).
Основанием для начала административной процедуры рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги и документов и определение наличия или отсутствия оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги является поступление в территориальный орган Фонда заявления о предоставлении государственной услуги и документа (содержащихся в нем сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных п. 13 Административного регламента, а также копий документов, предусмотренных п. 15 Административного регламента (п. 58 Административного регламента).
Должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за установление права заявителя на получение государственной услуги, после поступления заявления о предоставлении государственной услуги и полного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктами 13, 15 Административного регламента, в течение 5 рабочих дней рассматривает представленные документы и выявляет наличие или отсутствие оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 19 Административного регламента (пункт 59 Административного регламента).
В случае наличия оснований, указанных в п. 19 Административного регламента, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за установление права заявителя на получение государственной услуги, направляет сообщение заявителю об отказе в предоставлении государственной услуги по почте или в электронном виде (в случае подачи заявителем заявления и документов в форме электронного документа) в течение срока, предусмотренного для рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги в соответствии с п. 59 Административного регламента, с обоснованием причин отказа. Сообщение об отказе в предоставлении государственной услуги подписывается руководителем (заместителем руководителя) территориального Фонда (пункт 60 Административного регламента).
Из толкования приведенных выше правовых норм следует, что заявление о предоставлении государственной услуги от граждан должно быть принято, зарегистрировано и об этом сообщено заявителю в письменной форме. Отказ в приеме заявления и документов не допускается. Возврат заявления о предоставлении государственной услуги Административным регламентом не предусмотрен.
Доводы ответчика в апелляционной жалобе сводятся к тому, что при обеспечении путевками на санаторно-курортное лечение в таком порядке будут нарушаться права и законные интересы других лиц, которые имеют право на обеспечение путевками.
Указанные доводы подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норма права, регулирующих спорные правоотношения. Обеспечение граждан путевками не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Судебная коллегия не усматривает также нарушения прав иных лиц при соблюдении ответчиком установленного порядка принятия заявления, так как он не затрагивает вопросы очередности при принятии решения о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилправильное по существу решение, оснований для отмены или изменения которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Печорского городского суда Республики Коми от 25 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми (филиал N 4) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.