Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Лядовой Т.Р.
судей Устинова О.И.
Андрейченко А.А.
при секретаре судебного заседания Семашко О.С.
при участии:
Я.О.Н.,
представителя Центра социального обеспечения Военного комиссариата города Севастополя: С.Н.С.,
представителя отделения назначения пенсий и пособий военнослужащим и членам их семей, перерасчета и продления пенсий Центра социального обеспечения Военного комиссариата города Севастополя: Б.Н.А.,
представителя Военного комиссариата города Севастополя: Б.С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 апреля 2016 года по делу N33-2015/16 (N2-1976/2016)
по иску Я.О.Н.
к Военному комиссариата города Севастополя, Центру социального обеспечения Военного комиссариата города Севастополя
о признании действий по невыплате надбавки к пенсии незаконными, обязании произвести выплату, взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
В марте 2016 года Я.О.Н. обратился в суд с данным иском, просил признать незаконным и отменить решение должностных лиц Военного комиссариата г.Севастополя Министерства обороны Российской Федерации в части прекращения начисления и выплаты истцу, как ветерану боевых действий, повышения пенсии на 32% расчетного размера пенсии, предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", начиная с 01.10.2015.
Кроме того, истец просил суд обязать должностных лиц Военного комиссариата города Севастополя восстановить начисление и выплату истцу, как ветерану боевых действий, повышения пенсии на 32% расчетного размера пенсии предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", начиная с 01.10.2015, взыскать с ответчика 10000,00 рублей в счет возмещения морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является пенсионером по линии Министерства обороны Российской Федерации и имеет статус ветерана боевых действий. 18 ноября 2015 года истцом получено уведомление из Центра социального обеспечения Военного комиссариата г.Севастополя о прекращении с 01.10.2015 начисления и выплаты повышения пенсии на 32 % расчетного размера пенсии.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 27.04.2016 исковые требования Я.О.Н. удовлетворены частично.
Признано незаконным и отменено решение Центра социального обеспечения Военного комиссариата города Севастополя в части прекращения начисления и выплаты Я.О.Н., как ветерану боевых действий, повышения пенсии на 32% расчетного размера пенсии, предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", на ответчика возложена обязанность восстановить начисление и выплату истцу с 12.10.2015 повышение пенсии на 32% расчетного размера пенсии.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Военный комиссариат города Севастополя обратился с апелляционной жалобой, в которой ставиться вопрос о его отмене и принятии нового решения об отказе истцу в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о наличии у истца права на повышение пенсии на 32% расчетного размера пенсии, поскольку, по мнению заявителя жалобы у истца отсутствует совокупность трех условий, одновременное наличие которых дает право на выплату повышения к пенсии за выслугу лет:
-непосредственное участие в боевых действиях, что должно быть подтверждено документами, выданными органами военного управления;
-наличие соответствующей записи в разделе "участие в боевых действиях" послужного списка;
-выслуга лет, за период участия в боевых действиях, должна быть рассчитана на льготных условиях: один месяц службы за три месяца.
В судебном заседании представители Военного комиссариата города Севастополя настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы по доводам, изложенным в ней.
Истец просил судебную коллегию оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции бесспорно установлено и не оспаривалось сторонами, что Я.О.Н. является пенсионером по линии Министерства обороны Российской Федерации, пенсионное обеспечение истца осуществляется Военным комиссариатом города Севастополя.
С 01 января 2015 года истцу, как ветерану боевых действий, начислено и выплачивалось до 01 октября 2015 года повышение к пенсии на 32% расчетного размера пенсии, предусмотренного п. "г" ч.1 ст.45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Письмом Центра социального обеспечения Военного комиссариата города Севастополя от 12.11.2015 истцу сообщено о прекращении с 01.10.2015 выплаты истцу указанной выше надбавки к пенсии.
Федеральным законом от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 названного федерального закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, при условии закрепления территории и периода ведения боевых действий в специальном перечне.
В разделе 3 Перечня, утвержденного в Приложении к названному Федеральному закону, указано, что боевые действия велись в Эфиопии с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года и с мая 2000 года по декабрь 2000 года. На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе 3, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, а реализация мер их социальной поддержки, в силу ст.28 названного Закона, осуществляется при предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Согласно пункту 2 названной инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 11.08.2012г. N2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок N2288).
В соответствии с пунктом 7 Порядка N2288 выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (за исключением лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств с 10 мая 1945г. по 31 декабря 1951г.), направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртерростистических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Из системного анализа положений Порядка N2288 следует, что периоды непосредственного участия военнослужащих и иных категорий лиц, названных в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", в боевых действиях устанавливаются на основании документов, выданных органами военного управления; участие лица в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону "О ветеранах", раздел III) может быть установлено на основании справок архивных учреждений и иных документов (реализованный наградной материал, справки о ранении, контузии, об увечье и другие документы), комиссией по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий, перечень которых установлен Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012г. N2288 и является исчерпывающим.
Из материалов дела усматривается, что 06 марта 2009 года Управлением кадров Черноморского флота Я.О.Н. выдано удостоверение ветерана боевых действий серии БК N.
Правомерность оформления и выдачи Я.О.Н. удостоверения ветерана боевых действий в установленном законом порядке не оспорена, в связи с чем, у Военного комиссариата города Севастополя отсутствовали правовые основания для прекращения выплаты Я.О.Н. повышения пенсии на 32% расчетного размера пенсии, предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Доводы представителя Военного комиссариата города Севастополя относительно отсутствия в послужном списке Я.О.Н. соответствующей записи в разделе "Участие в боевых действиях" судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку боевые действия в Эфиопии в периоды с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года; с мая 2000 года по декабрь 2000 года были внесены в раздел III перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации лишь в 2008 году Федеральным законом от 02.10.2008г. N166-ФЗ, в то время как участие Я.О.Н. в боевых действиях в Эфиопии имело место в 1990 году.
Поскольку факт участия Я.О.Н. в боевых действиях ограничивалось одним днем - 19 октября 1990 года, отсутствовали правовые основания для зачета в выслугу лет для назначения ему пенсии из расчета один месяц за три месяца. Вместе с тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии у истца статуса ветерана боевых действий и не являются основанием для прекращения ранее назначенного ему повышения пенсии на 32% расчетного размера пенсии, предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Исследовав имеющиеся доказательства, в их совокупности, коллегия судей пришла к выводу о том, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, решение принято с соблюдением норм материального и процессуального права.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, оснований для её удовлетворения судебной коллегией не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 апреля 2016 года по делу N33-2015/16 (N2-1976/2016) оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата города Севастополя - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Т.Р. Лядова
Судьи А.А. Андрейченко
О.И. Устинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.