Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Романовой И.Е.,
судей Антонова Д.А., Борисовой Е.Е.,
при секретаре Олиярник Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 14 апреля 2016 г., которым постановлено:
"Исковое заявление (ФИО)1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении (ФИО)1 звания "Ветеран труда".
Присвоить (ФИО)1 звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу (ФИО)1 расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты".".
Заслушав доклад судьи Антонова Д.А., судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратилась в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что она с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) работала в комитете статистики ХМАО и принимала участие в переписи населения, за что приказом Федеральной службы государственной статистики от (дата) (номер) была награждена медалью "За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года". Приказом Федеральной службы государственной статистики от (дата) (номер) награждена медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи 2010 года". Письмом Департамента социального развития (адрес) - Югры (номер) от (дата) ей сообщили об отказе в присвоении звания "Ветеран труда". Отказ мотивирован тем, что вышеупомянутые награды не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда". Данный отказ считает неправомерным и нарушающим её права и законные интересы. Просит признать за ней право на присвоение звания "Ветеран труда", обязать Департамент социального развития (адрес) - Югры присвоить ей звание "Ветеран труда".
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение отменить и принять новое - об отказе в иске. Указывает, что согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, то у субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ. Полагает, что правовые основания для признания за (ФИО)1 права на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО - Югре отсутствуют, поскольку ее награды не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. N 103-п.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, никем не оспаривается, что (ФИО)1 имеет необходимый для присвоения звания "Ветеран труда" трудовой стаж. В связи с работой в органе статистики ХМАО и участием в переписи населения приказом Федеральной службы государственной статистики от (дата) (номер) она была награждена медалью "За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года". Приказом Федеральной службы государственной статистики от (дата) (номер) награждена медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи 2010 года".
Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (номер) от (дата) истцу сообщили об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" по тем основаниям, что полученные ею медали Федеральной службы государственной статистики не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный Постановлением Правительства автономного округа от (дата) (номер).
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции руководствовался положениями подпункта 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", согласно которому ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Аналогично определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, и Законом ХМАО - Югры от 7 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (подпункт 2 пункта 4 статьи 1).
Таким образом, как федеральным законодателем, так и законодателем субъекта Российской Федерации определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, установлены общие основания для присвоения звания: награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Федеральным законом "О ветеранах" установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, финансирование мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7, статья 10).
Конституционный Суд Российской Федерации, разъяснив положения пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", указал, что по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационно-процедурный механизм приобретения и присвоения звания "Ветеран труда", который предполагает определение конкретного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за решение вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", форм подтверждения оснований приобретения статуса ветерана труда, сроков рассмотрения вопроса о присвоении звания конкретным лицам и т.д. (определение от 01.04.2008 г. N 479-П).
В пределах предоставленных полномочий по предмету совместного ведения законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, не противоречащий нормативным правовым актам Российской Федерации.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что при осуществлении правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, Определения от 12 июля 2006 года N 350-О, от 01.04.2008 г. N 479-О-П).
Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Отнесение наград, знаков отличия к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. При этом субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п) определен исчерпывающий перечень ведомственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", чем неправомерно ограничена определенными видами ведомственных наград, знаков отличия в труде возможность присвоения гражданам субъекта звания "Ветеран труда".
Медаль "За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" учреждена приказом Федеральной службы государственной статистики от 16 августа 2006 г. N 123.
В соответствии с названным приказом медалью "За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных Служб по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, временный переписной персонал, а также работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, работники предприятий и организаций, независимо от форм собственности, внесшие значительный вклад в подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.
Приказом Росстата от 8 октября 2010 г. N 345 учрежден ведомственный знак отличия - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", который является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики.
Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ N5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" и Законом ХМАО - Югры от 7 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" основания для отнесения заявителя к категории ветеранов труда.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для присвоения звания "Ветеран труда" основаны на ошибочном толковании закона, переоценке обстоятельств, правильно оцененных судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах постановленное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 14 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий: Романова И.Е.
Судьи: Антонов Д.А.
Борисова Е.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.