Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Коропенко Л.Е.,
судей: Юдиной И.С., Белоусовой В.Б.,
при секретаре: И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой А.В. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области об исчислении льготного трудового стажа и назначении досрочной страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области на решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 29 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Юдиной И.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
*** года Попова А.В. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
В обоснование требований указала, что ее медицинский стаж на *** года составил более *** лет. По правилам ст.30 Федерального Закона N400 от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" она имеет право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения
Согласно протокола заседания комиссии ГУ-УПФ РФ в Сосновском районе Тамбовской области истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия необходимого стажа.
В льготный стаж не включены:
периоды нахождения на курсах повышения квалификации *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года,
период работы в должности *** с *** года по *** года ( *** дня),
периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с *** года по *** года, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с *** года по *** года, и до трех лет с *** года по *** года
исчислены календарно, вместо льготного исчисления 1 год за 1 год 3 месяца.
Считая отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, Попова А.В. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, просила включить в льготный стаж спорные периоды, в том числе период работы в должности *** с *** года по *** года в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца и обязать назначить ей пенсию как медицинскому работнику с *** года.
Решением Сосновского районного суда Тамбовской области от 29 февраля 2016 года исковые требования Поповой А.В. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области просит решение отменить в части включения периода работы в *** Сосновской поликлиники с *** года по *** года в льготный стаж, в назначении Поповой А.В. досрочной страховой пенсии по старости с *** года отказать.
Указывает, что при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости необходимо, чтобы работа протекала в учреждениях здравоохранения в соответствии со Списками N 1066 от 22.09.1999 года и N 781 от 29.10.2002 года, наименование должности должно быть предусмотрено указанными Списками, стаж лечебной деятельности должен составлять не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах.
Согласно Письму Минтруда РФ И ПФР от 29.09.2000 года NN 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении специального стажа, имевшего место до 01 ноября 1999 года, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 года N 377, содержащая исчерпывающий перечень должностей работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Должность инструктора по санитарному просвещению Номенклатурой не значится.
Указывает, что удовлетворяя требования Поповой А.В. о включении периода работы в должности *** в льготный стаж, суд необоснованно руководствовался Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 24 февраля 1998 г. N 48 и Номенклатурой специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава РФ от 19 августа 1997 г. N 249, так как указанные нормативные акты не прошли установленную действующим законодательством обязательную процедуру государственной регистрации в Министерстве юстиции, а, следовательно, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В Приказе Минздрава от 15.10.1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", содержащий номенклатуру должностей медицинского персонала, должность *** не значится.
Проверив материалы дела, выслушав представителя УПФР в Сосновском районе Тамбовской области Попова А.А., поддержавшего доводы жалобы, истицу Попову А.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы.
Согласно пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 статьи 30 указанного закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно абз. 4 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В абзаце 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца (врачи и средний медицинский персонал независимой от наименования должности лечебно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Сосновском районе Тамбовской области от *** года N *** в специальный стаж Поповой А.В. не включен период с *** года по *** года работы в должности *** в Сосновской ЦРБ, в связи с тем, что Списком наименования должностей и учреждений, работа в которых, дает право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, указанное наименование должности не предусмотрено.
Согласно записям в трудовой книжке, истица Попова А.В. была принята *** года в Сосновскую ЦРБ на должность *** поликлиники на время отпуска по уходу за ребенком м/с Ярцевой Е.В., *** года была переведена на должность *** *** года - переведена на должность *** кабинета.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Поповой А.В. в части включения в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы в должности *** Сосновской поликлиники с *** года по *** года в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, поскольку средний медицинский персонал независимо от наименования должности имеет право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР 06.09.1991 года N 464.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда в части возложения на ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Сосновском районе обязанности включить в специальный стаж Поповой А.В. спорный период и назначить досрочную страховую пенсию по старости с *** года следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам. Оценка доказательствам дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В остальной части решение суда сторонами не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР 06.09.1991 года N 464 не имеет указания на перечень должностей, относящихся к среднему медицинскому персоналу, необходимо руководствоваться номенклатурой должностей, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999 года N 377, не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, поскольку не основаны на законе.
Доводы автора жалобы о том, что нельзя ссылаться при разрешение спора на Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 1997 г. N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала", который предусматривал должность "инструктор по санитарному просвещению", необоснованны, данный Приказ являлся действующим и утратил силу на основании Приказа Минздрава РФ от 07.04.2008 года N 165.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе - предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, являющихся основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции допущено не было. В связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 29 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сосновском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.