Судья Ивановского областного суда Мудрова Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ивановской области Х. на решение судьи Шуйского городского суда Ивановской области от 27 июня 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ивановской области, начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Х. от 17 декабря 2015 года ОАО "***" (далее Общество) подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, а именно за не предоставление в Управление Росприроднадзора по Ивановской области отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2014 год, паспорта отходов I-IV класса опасности.
Решением судьи Шуйского городского суда Ивановской области от 27 июня 2016 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, направленной в областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление - старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Ивановской области Х. не соглашается с решением судьи, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, указав, что, не согласна с выводом судьи, что не предоставление отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, поскольку в соответствии с ч.3 ст.18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 г. N 50, Общество обязано представлять отчетность до 15 января года, следующего за отчетным. Полагает, что любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется с нарушениями требований природоохранного законодательства, в том числе не предоставление отчетности в указанный срок, образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст.8.2 КоАП РФ.
Кроме того, Х. просит восстановить срок обжалования решения судьи, поскольку решение судьи Управлением получено 04 июля 2016 года, а в период с 04 июля по 29 июля 2016 года она находилась в очередном отпуске, вследствие чего ею был пропущен 10-дневный срок на обжалование по уважительным причинам.
В возражениях на жалобу генеральный директор Общества С. указал, что отсутствуют основания для восстановления должностному лицу срока обжалования решения судьи, уважительных причин для этого не представлено и отсутствуют доказательства, что лишь Х. имеет право подачи жалобы. Считает решение судьи законным и просит оставить его без изменения.
Извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы законный представитель и защитник Общества в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляли, генеральный директор Общества С. просит о рассмотрении жалобы в его отсутствие. В этой связи в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотрение жалобы в отсутствие указанных лиц.
Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Ивановской области Х. в судебном заседании жалобу поддержала и просила её удовлетворить.
Проверив материалы дела, оценив доводы ходатайства и жалобы, прихожу к следующим выводам.
Ходатайство старшего государственного инспектора Росприроднадзора Х. о восстановлении срока на обжалование решения судьи подлежит удовлетворению, поскольку материалами дела подтверждено, что решение судьи получено Управлением Росприроднадзора 01 июля 2016 года, а в период с 04 по 29 июля 2016 г. Х. находилась в очередном отпуске. Учитывая, что право обжалования решения судьи в соответствии с ч.5 ст.30.9 КоАП РФ помимо лиц, указанных в ч.1 ст.30.1 КоАП РФ, принадлежит лишь указанному должностному лицу, вынесшему постановление, а не остальным сотрудникам Росприроднадзора, нахождение Х. в отпуске является уважительной причиной пропуска срока на обжалование.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Состоявшееся по делу решение судьи нельзя признать законным и обоснованным.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки, до изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
ОАО "***" вменено не предоставление в Управление Росприроднадзора по Ивановской области отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2014 год, паспорта отходов I-IV класса опасности.
В силу указанной выше нормы обязанность представлять в уполномоченные органы соответствующую отчетность возложена на субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
В соответствии с п. 3, 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.02.2010 г. N 30, субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Отменяя постановление должностного лица от 17 декабря 2015 года, судья в решении указал, что отсутствуют доказательства совершения юридическим лицом несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства, а не предоставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Однако, данные выводы судьи являются несостоятельными, поскольку по смыслу ч.3 ст.18 ФЗ N 89-ФЗ предоставление субъектами малого и среднего предпринимательства отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов является одним из видом деятельности по обращению с отходами производства, и состав административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства, которая ведется с нарушением требований природоохранного законодательства. В связи с указанным, решение судьи подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного и в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
ходатайство старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Ивановской области Х. о восстановлении срока на обжалование решения судьи от 27 июня 2016 года удовлетворить.
Решение судьи Шуйского городского суда Ивановской области от 27 июня 2016 года в отношении ООО "***" отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Шуйский городской суд Ивановской области иному судье.
Судья Ивановского областного суда: Мудрова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.