Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Карпова А.В.,
судей Вишнякова О.В., Кривулько В.В.,
при секретаре Расковаловой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью "Солнцевский угольный разрез" о взыскании единовременного вознаграждения
по апелляционной жалобе представителя ООО "Солнцевский угольный разрез" ФИО9
на решение Углегорского городского суда от 03 марта 2016 года, которым с общества с ограниченной ответственностью "Солнцевский угольный разрез" в пользу ФИО1 взыскано единовременное вознаграждение в размере "данные изъяты" в пользу бюджета Углегорского муниципального района взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты".
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Карпова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Солнцевский угольный разрез" о взыскании единовременного вознаграждения в размере "данные изъяты".
В обоснование требований указала, что она работала в организациях угольной промышленности 21 календарный год. Последнее место работы - ООО "Сахалинуголь-2" ( ООО "Солнцевский угольный разрез"), из указанной организации была уволена ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о выплате 15% среднемесячного заработка за каждый год работы согласно отраслевого соглашения. Вместе с тем, считает, что ответчик необоснованно отказал ей в указанной выплате. Отмечает, что ее права нарушены.
Судом принято вышеназванное решение, которое обжалует представитель ответчика ООО "Солнцевский угольный разрез" ФИО7 в апелляционной жалобе просит его отменить. Указывает на неправильное применение судом норм материального права. Полагает пропущенным истцом предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок исковой давности, поскольку истцу стало известно о нарушении своего права в день увольнения, то есть, с даты ознакомления с приказом об увольнении. Отмечает, что поскольку условия Отраслевого соглашения не носят гражданско-правовой характер, положения закона об общем сроке исковой давности не применяются.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не прибыли.
На основании статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Исходя из положений статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения помимо трудового законодательства и иных нормативных правовых актов регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно статье 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Как следует из положений статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключивших соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанным в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" социальная поддержка для работников и пенсионеров организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, соглашениями, коллективными договорами за счет средств этих организаций.
С 01 января 2007 года вступило в силу Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на 2007-2009 годы.
В соответствии с пунктом 5.3 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации за 2007-2009 годы работодатель обеспечивает выплату работникам, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), единовременного пособия в размере не менее 15 процентов среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР) на основании положения, разработанного совместно соответствующим органом профсоюза и работодателем.
Аналогичные положения содержатся в Федеральных отраслевых соглашениях по угольной промышленности Российской Федерации на 2010-2011 годы и на период с 01 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года.
Из изложенного следует, что действие Федеральных отраслевых соглашений по угольной промышленности Российской Федерации на 2007-2009, 2010-2011 годы и на период с 01 апреля 2013 года по 31 марта 2016 года распространялось на ООО "Сахалинуголь-2" (впоследствии - ООО "Солнцевский угольный разрез").
Судом установлено, что ФИО1 состояла в трудовых отношениях с ООО "Сахалинуголь-2" (ООО "Солнцевский угольный разрез") с 01 мая 2005 года по 10 февраля 2009 года, ее стаж работы в угольной промышленности составил 21 календарный год, право на пенсию у нее возникло после назначения ей пенсии с 15 апреля 1997 года, ранее единовременное вознаграждение она не получала.
11 декабря 2015 года ФИО1 обратилась в ООО "Солнцевский угольный разрез" с заявлением о выплате ей единовременного пособия в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в организациях угольной отрасли. Вместе с тем, 26 января 2016 года ответчик отказал в выплате истцу требуемого единовременного вознаграждения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец, которая вышла на пенсию, имея при этом стаж работы в угольной промышленности 21 год, имеет право на получение единовременного вознаграждения в размере 15% среднего заработка за каждый год работы в угольной промышленности. При этом отказ ответчика в выплате истцу данного вознаграждения является незаконным, поскольку указанные выше Федеральные отраслевые соглашения по угольной промышленности Российской Федерации не содержат ограничений по сроку обращения к работодателю за требуемой выплатой.
Довод жалобы о пропуске истцом установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора был предметом исследования в суде первой инстанции, и в решении суда ему дана надлежащая оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Углегорского городского суда от 03 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО "Солнцевский угольный разрез" ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий Карпов А.В.
Судьи Вишняков О.В.
Кривулько В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.