Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Криволаповой Е.А.,
судей Меньшова С.В., Сицинской О.В.,
с участием секретаря судебного заседания Калининой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Железноводска на решение Железноводского городского суда от 06 мая 2016 года,
по исковому заявлению Адреевой У.Э., Андреева А.И., Андреевой А.И., Андреева О.И. и Андреевой Я.И. к администрации г. Железноводск Ставропольского края о признании права собственности на нежилое здание,
и по встречному иску администрации г. Железноводск Ставропольского края к Андреевой У.Э., Андрееву А.И., Андреевой А.И., Андрееву О.И. и Андреевой Я.И. о признании нежилого здания самовольной постройкой и обязании её снести,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Андреева У.Э., Андреев А.И., Андреева А.И., Андреев О.И. и АндрееваЯ.И. обратились в суд с иском к администрации г. Железноводска, в котором просили признать за ними право общей долевой собственности на нежилое здание литер "Б" общей площадью 503,7 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 26:316020219:3, по адресу: Ставропольский край г. Железноводск пос. Иноземцево ул. Гагарина, 1.
Администрация г. Железноводска обратилась со встречным исковым заявлением к Андреевой У.Э., Андрееву А.И., Андреевой А.И., Андрееву О.И. и Андреевой Я.И., в котором просила признать вышеуказанный объект недвижимости самовольной постройкой, возложив на ответчиков обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу снести указанный объект недвижимого имущества за свой счёт.
Обжалуемым решением Железноводского городского суда Ставропольского края от 06 мая 2016 года исковые требования Андреевой У.Э., Андреева А.И., Андреевой А.И., Андреева О.И. и Андреевой Я.И. к администрации г. Железноводск Ставропольского края о признании права собственности на нежилое здание удовлетворены.
За истцами признано право общей долевой собственности на нежилое здание литер "Б" общей площадью 503,7 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 26:316020219:3, по адресу: Ставропольский край г. Железноводск, пос. Иноземцево ул. Гагарина, 1.
В резолютивной части обжалуемого решения указано, что оно является основанием для регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
Встречные исковые требования администрации г. Железноводск Ставропольского края к Андреевой У.Э., Андрееву А.И., Андреевой А.И., Андрееву О.И. и Андреевой Я.И. о признании нежилого здания самовольной постройкой и возложении обязанности его снести удовлетворено частично.
Нежилое здание литер "Б" общей площадью 503,7 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 26:316020219:3, по адресу: Ставропольский край г. Железноводск пос. Иноземцево ул. Гагарина, 1, признано самовольной постройкой.
В удовлетворении исковых требований администрации г. Железноводск Ставропольского края к Андреевой У.Э., Андрееву А.И., Андреевой А.И., Андрееву О.И. и Андреевой Я.И. о сносе спорного объекта недвижимого имущества отказано.
С истцов Андреевых в доход бюджета муниципального образования г.Железноводск взыскана государственная пошлина в размере 57 826 рублей в равных долях по 19 275 рублей 33 копейки с каждого.
В апелляционной жалобе администрация г. Железноводска просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истцов Андреевых по доверенности Логинова О.Ю. просит решение суда оставить без изменения, а доводы апелляционной жалобы без удовлетворения, ввиду их несостоятельности.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части удовлетворения исковых требования истцов Андреевых к ответчику администрации г. Железноводска о признании права собственности на нежилое здание и в части отказа в удовлетворении исковых требований администрации г. Железноводска о возложении на истцов Андреевых обязанности снести объект недвижимого имущества, в связи с нарушением и неправильным применением судом первой инстанции норм материального права и недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 26:316020219:3, расположенный по адресу: Ставропольский край г.Железноводск пос. Иноземцево ул. Гагарина, 1, принадлежит на праве общей долевой собственности истцам по первоначальному иску Андреевой У.Э., Андреевой А.И., Андрееву А.И., Андрееву О.И. и Андреевой Я.И. (л.д. 11, 21-23, 90-92).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 27 мая 2016 года N ... и выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним N ... от 23 марта 2016 года усматривается, что разрешённое использование вышеуказанного земельного участка - для благоустройства и организации парковой зоны (л.д. 90, 202-203 обр.).
В 2015 году истцами по первоначальному иску на указанном земельном участке самовольно возведено нежилое строение литер "Б" общей площадью 503,7 кв.м. (л.д. 32-38).
По результатам осмотра земельного участка от 24 марта 2016 года установлено, что на данном земельном участке расположена мойка самообслуживания и магазин (л.д. 93-96).
Материалами дела также установлено, что ответчики по встречному иску с заявлением о выдаче разрешения на строительство в администрацию г.Железноводска ни до начала проведения строительных работ, ни во время строительства объекта капитального строения, не обращались.
Постановлением администрации г. Железноводск от 10 апреля 2015 года N 284 Андреевой У.Э., Андрееву А.И., Андреевой А.И., Андрееву О.И., Андреевой Я.И. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка для размещения объектов транспорта (под предприятие автосервиса) в связи с тем, что основная площадь земельного участка расположена в территориальной зоне рекреационного назначения лесов и лесопарков (Зона "Р1"). Градостроительным регламентом зоны Р-1 в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Железноводска не предусмотрен предполагаемый разрешённый вид использования земельного участка "для размещения объектов транспорта (под предприятие автосервиса) (л.д. 97).
Из письма главы г. Железноводска Ставропольского края от 07 октября 2014 года следует, что данный земельный участок в соответствии с Правилами, утверждёнными решением Думы г. Железноводска Ставропольского края N17-IV от 29 апреля 2011 года, находится в зоне рекреационного назначения - лесов и парков (зона "Р1") и зоне улично-дорожной сети поселения - автодорог федерального и районного значения главных улиц, с включением объектов транспортной инфраструктуры, а также объектов основных видов разрешённого использования прилегающих территориальных зон, с учётом санитарно-гигиенических требований и технических регламентов (зона "У") (л.д. 12-13).
В соответствии с заключением судебной строительно-технической экспертизы N 106-С от 26 апреля 2016 года ООО "Южно-Федеральное Специализированное Судебно-Экспертное Учреждение", спорное нежилое строение соответствует строительным, санитарным, экологическим, пожарным, требованиям нормативным параметрам: СП 42.13330.2011 Свод правил. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, СП 1413330.2011 Свод правил. "Строительство в сейсмических районах, СП 50-101-2004 "Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений", СП 52.13330.2011 Свод правил. "Естественное и искусственное освещение". Актуализированная редакция СНиП 23-05.95*, СанПиН 2.21/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению жилых и общественных зданий", СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений", СНИП П-22-81 "Каменные и армокамерные конструкции". С учётом приведённых норм и правил указанное самовольное строение считается пригодным для постоянного круглогодичного пребывания людей, угрозу жизни и здоровью людей не представляет (л.д. 103-147).
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
В соответствии со статьёй 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пункте постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума).
Данным требованиям закона обжалуемое решение суда не отвечает.
Обжалуемым решением суда первой инстанции удовлетворены встречные исковые требования администрации г. Железноводска Ставропольского края к Андреевой У.Э., Андрееву А.И., Андреевой А.И., Андрееву О.И. и Андреевой Я.И. о признании самовольной постройкой нежилого здания литер "Б" общей площадью 503,7 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 26:316020219:3, по адресу: Ставропольский край г. Железноводск пос. Иноземцево ул. Гагарина, 1.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется.
Разрешая первоначальные исковые требования истцов Андреевой У.Э., Андреева А.И., Андреевой А.И., Андреева О.И. и Андреевой Я.И. о признании за ними права собственности на самовольно возведённый объект недвижимости, суд первой инстанции, с учётом требований части 3 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации и принимая во внимание заключение проведённой по делу судебной строительно-технической экспертизы, пришёл к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Разрешая встречные исковые требования администрация г.Железноводска к Андреевой У.Э., Андрееву А.И., Андреевой А.И., АндреевуО.И. и Андреевой Я.И. о сносе самовольной постройки, суд первой инстанции пришёл к выводу, что самовольное строение соответствует требованиям градостроительных и строительных норм и правил, не оказывает негативное воздействие, не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем не нашёл правовых оснований для их удовлетворения.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В силу пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Как следует из части 2 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведённое или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведённой собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведённые, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Частью 2 указанной статьи установлено, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Согласно части 3 данной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
По смыслу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
В соответствии с положениями статьи 51 и статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 117/пр от 19февраля 2015 года утверждена единая форма разрешения на строительство.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию), в силу части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обладают, в том числе, органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в ведении органов местного самоуправления находятся вопросы утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода в объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Из указанных правовых норм и разъяснений следует, что признание судом права собственности на самовольно возведённое строение возможно в случае установления наличия у строения единственного признака самовольной постройки - отсутствия разрешения на строительство при установлении принятия лицом, создавшим самовольную постройку, соответствующих мер к легализации постройки, неправомерности отказа уполномоченным органом в выдаче разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию и отсутствия нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, угрозы жизни и здоровью граждан сохранением самовольной постройки.
Вместе с тем, материалы настоящего гражданского дела не содержат данные о том, что истцы Андреевы предпринимали меры к легализации постройки, обращались к уполномоченному органу с заявлением о выдаче разрешения на строительство, но уполномоченным органом было отказано в выдаче истцам разрешения на строительство, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорный объект недвижимости является самовольной постройкой, возведённой в отсутствие разрешительной документации.
При этом судебная коллегия считает, что оснований для того, чтобы считать осуществление постройки без соответствующего разрешения вынужденным, не имеется.
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утверждённый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года).
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии совокупности условий, при которых исковые требования о признании права собственности на самовольное строение могли быть удовлетворены, поскольку один только факт, что самовольная постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан и возведена в границах соответствующего земельного участка, не является основанием к удовлетворению исковых требований о признании права собственности на самовольное строение.
В силу части 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации) постольку, соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с Федеральным законом N 26-ФЗ от 23 февраля 1995 года "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Лечебно-оздоровительная местность - это территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
Курорт федерального значения - это освоенная и используемая в лечебно- профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в введении федеральных органов государственной власти.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона N 26-ФЗ законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 16 указанного Федерального закона природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 14 от 17 января 2006 года "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" курорт Железноводск, расположенный в Ставропольском крае, признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР N 300 от 09 июля 1985 года "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Этим же Постановлением утверждено Положение о курорте федерального значения Железноводска, согласно которому земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Железноводска имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
Как следует из материалов дела, в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 27 мая 2016 года N 26/501/16-335143 и выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним N 26/001/101/2016-16532 от 23 марта 2016 года разрешённое использование земельного участка с кадастровым номером 26:316020219:3 - для благоустройства и организации парковой зоны (л.д. 90, 202-203 обр.).
Указанный земельный участок входит во вторую зону, на территории которой запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе: строительство новых и расширение действующих промышленных объектов; размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твёрдых отходов, отработанных масел и сточных вод; строительство жилых домов; вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоёмов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значение.
С учётом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что строительство спорного объекта капитального строительства противоречит требованиям земельного, гражданского и градостроительного законодательства, установленному правовому режиму использования данных земельных участков, влечёт нарушение прав и законных интересов органа местного самоуправления и неопределённого круга лиц, поскольку возведение объекта капитального строительства в нарушение установленного законом порядка, в отсутствие разрешительной документации, может повлечь возникновение угрозы жизни и здоровью пользователей самого объекта и неопределённого круга лиц, проживающих и временно пребывающих на территории города, нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, может нанести вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, нарушает права неопределённого круга лиц на равный доступ к земельным участкам, предоставление которых для строительства объектов капитального строительства осуществляется в ином порядке, определённом земельным законодательством.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения исковых требований Андреевой У.Э., Андреева А.И., Андреевой А.И., Андреева О.И. и Андреевой Я.И. к администрации г. Железноводска о признании права собственности на самовольно возведённый объект подлежит отмене, с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований, поскольку несоответствие возведённого Андреевыми строения целевому назначению земельного участка, на котором оно расположено, является условием, влекущим невозможность признания права собственности на самовольно возведённое строение в судебном порядке.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом либо за его счёт, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Из содержания приведённой правовой нормы следует, что самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу.
Пунктом 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации N 595-О-П от 03 июля 2007 года разъяснено, что, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведённом для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причём для определения её таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установилв части 2 этой же статьи последствия, то есть в виде сноса самовольной постройки осуществившим её лицом либо за его счёт.
Таким образом, администрация г. Железноводска Ставропольского края заявляя исковые требования к Андреевой У.Э., Андрееву А.И., Андреевой А.И., Андрееву О.И. и Андреевой Я.И. о сносе самовольной постройки администрация должна доказать, что указанный объект возведён с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, на земельном участке, не отведённом для этих целей, без получения соответствующей разрешительной документации, и сохранение такого объекта приведет к нарушению прав и охраняемых законом интересов других лиц, создаст угрозу жизни и здоровью граждан. При этом доказанность одного из признаков самовольной постройки является достаточным основанием для ее сноса.
Судебная коллегия полагает, что доводы иска администрации в указанной части нашли своё подтверждение в судебном заседании при рассмотрении дела по существу в суде первой инстанции, а также доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года, возложение обязанности по сносу самовольной постройки представляет собой санкцию за совершённое правонарушение в виде осуществления самовольного строительства, в связи с чем возложение такого бремени на осуществившее её лицо либо за его счёт возможно при наличии вины застройщика.
В связи с тем, что ответчиками по встречному иску Андреевыми возведён спорный объект капитального строительства без разрешительной документации и на земельном участке, не отведённом для этих целей в установленном законом порядке, то в качестве санкции за указанное нарушение частью 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен снос самовольно возведённого объекта.
Оценивая целесообразность удовлетворения требований о сносе спорного строения, исходя из необходимости соблюдения баланса интересов сторон, соразмерность заявленных требований объему нарушенного права, судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что условия, перечисленные в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлены, вина ответчиков по встречному иску в осуществлении самовольной постройки доказана, в связи с чем наличествуют основания для удовлетворения исковых требований иска администрации г.Железноводска о её сносе за счёт застройщика, поскольку они соответствуют нормам материального права и подтверждены допустимыми доказательствами, в то же время ответчиками по встречному иску Андреевыми в условиях состязательности и равноправия судебного заседания не представлено в соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимых и допустимых доказательств, позволяющих сохранить самовольно возведенную постройку в том виде, в каком она существует на момент рассмотрения спора в суде.
Вместе с тем, разрешая заявленные исковые требования администрации г.Железноводска Ставропольского края к Андреевой У.Э., Андрееву А.И., Андреевой А.И., Андрееву О.И. и Андреевой Я.И. об установлении срока в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу для сноса за свой счёт объекта недвижимого имущества, судебная коллегия полагает необходимым отказать в их удовлетворении, поскольку в силу статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом, а администрацией г. Железноводска Ставропольского края не представлены доказательства, которые могут служить правовым основанием установления срока исполнения решения суда в течение 1 месяца со дня вступления его в законную силу.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 06мая 2016 года в части признания нежилого здания литер "Б" общей площадью 503,7 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 26:316020219:3 по адресу: Ставропольский край г. Железноводск пос.Иноземцево ул. Гагарина 1 самовольной постройкой и взыскании с Андреевой У.Э., Андреева А.И., Андреевой А.И., Андреева О.И. и АндреевойЯ.И. государственной пошлины в размере 57 826 рублей в доход бюджета муниципального образования г. Железноводска в равных долях по 19275 рублей 33 копейки с каждого, - оставить без изменений.
Это же решение в части удовлетворения исковых требования истцов Андреевой У.Э., Андреева А.И., Андреевой А.И., Андреева О.И. и АндреевойЯ.И. к администрации г. Железноводска о признании за ними права общей долевой собственности на нежилое здание отменить.
Принять по делу в отменённой части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требования истцов Андреевой У.Э., Андреева А.И., Андреевой А.И., Андреева О.И. и Андреевой Я.И. к администрации г.Железноводска о признании за ними права общей долевой собственности на нежилое здание литер "Б" общей площадью 503,7 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 26:316020219:3 по адресу: Ставропольский край г. Железноводск пос. Иноземцево ул. Гагарина 1.
Это же решение в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований администрации г. Железноводск Ставропольского края к Андреевой У.Э., Андрееву А.И., Андреевой А.И., Андрееву О.И. и АндреевойЯ.И. о сносе в течение 1 месяца за свой счёт объекта недвижимого имущества отменить.
Принять по делу в отменённой части новое решение, которым возложить обязанность на Андрееву У.Э., Андреева А.И., Андрееву А.И., Андреева О.И. и Андрееву Я.И. снести за свой счёт объект недвижимого имущества нежилое здание литер "Б" общей площадью 503,7 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером 26:316020219:3 по адресу: Ставропольский край г. Железноводск пос. Иноземцево ул. Гагарина 1.
Апелляционную жалобу администрации г. Железноводска удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.