Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре: Солоха А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июля 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 26 февраля 2016 года, об уменьшении исполнительского сбора или освобождении от его взыскания,
по апелляционной жалобе административного истца на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 мая 2016 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителей УФССП РФ по Хабаровскому краю Булгаковой В.А., Пешкова Ф.Ю., Барашкова Ю.А., представителя МЖКХ Хабаровского края Марчук М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств 26.02.2016 в рамках 27 исполнительных производств вынесены постановления о взыскании с министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере по 50 000 рублей по каждому производству в связи с отказом добровольно исполнить решения суда, длительным неисполнением исполнительного документа без наличия уважительных причин неисполнения.
Министерство считает данные постановления необоснованными и подлежащими отмене, поскольку Министерством своевременно направлены в министерство строительства Хабаровского края заявки на строительство (приобретение) жилых помещений для взыскателей по обозначенным исполнительным производствам; информация направлена в адрес судебного пристава-исполнителя по первому требованию. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Министерство, действуя в рамках своих полномочий, установленных краевым законодательством, добросовестно выполняет возложенные на него обязательства.
Жилые помещения по заявке Министерства до настоящего времени уполномоченными органами исполнительной власти края не построены и не приобретены. Учитывая изложенное, решение суда не исполняются Министерством по объективным причинам.
Просило признать незаконными и недействительными постановления МОСП по исполнению особых исполнительных производств от 26.02.2016 N - взыскатель ФИО25, N - взыскатель ФИО26, N - взыскатель ФИО27, N - взыскатель ФИО28, N - взыскатель ФИО29, N - взыскатель ФИО30, N - взыскатель ФИО19, N - взыскатель ФИО20, N - взыскатель ФИО21, N - взыскатель ФИО22, N - взыскатель ФИО23, N - взыскатель ФИО24, N - взыскатель ФИО10, N - взыскатель ФИО11, N - взыскатель ФИО12, N - взыскатель ФИО13, N - взыскатель ФИО14, N - взыскатель ФИО15, N - взыскатель ФИО1, N - взыскатель ФИО2, N - взыскатель ФИО3, N - взыскатель ФИО4, N - взыскатель ФИО5, N - взыскатель ФИО6, N - взыскатель ФИО7, N - взыскатель ФИО8, N - взыскатель ФИО9 о взыскании исполнительского сбора; уменьшить размер исполнительского сбора по постановлениям МОСП по исполнению особых исполнительных производств от 26.02.2016 о взыскании исполнительского сбора; освободить от взыскания исполнительского сбора; приостановить исполнительные производства до рассмотрения заявления и вступления в силу судебного акта.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 24 мая 2016 года в удовлетворении административного иска Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Марчук М.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с Порядком взаимодействия органов исполнительной власти края по вопросам приобретения в собственность Хабаровского края жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01.09.2006 N 136-пр, министерством жилищно-коммунального хозяйства края в министерство строительства Хабаровского края направлены заявки на приобретение жилых помещений для 27 взыскателей. Процедура приобретения жилого помещения : объявление торгов, оформление сделки, регистрация прав является длительной, и осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Жилые помещения будут предоставлены взыскателям после их приобретения министерством имущественных отношений края.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства края является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями только по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда края, по принятию решений о предоставлении жилых помещений. Об указанных обстоятельствах судебный пристав-исполнитель уведомлялся министерством, в связи с чем требования действующего законодательства министерством не нарушены, виновные действия министерства отсутствуют.
Письменных возражений на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в законную силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
Статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Право на обжалование постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов содержатся так же в части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Положения статей 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствует закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Материалами дела и судом первой инстанции установлено, что решениями Центрального районного суда города Хабаровска, вступившими в законную силу, на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность по предоставлению ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО10, ФИО18, ФИО16, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО17 благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Хабаровского края, отвечающих установленным техническим и санитарным требованиям.
Во исполнение указанных решений на основании исполнительных листов МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю возбуждены исполнительные производства N - взыскатель ФИО25, N - взыскатель ФИО26, N - взыскатель ФИО27, N-ИП - взыскатель ФИО28, N-ИП - взыскатель ФИО29, N-ИП - взыскатель ФИО30, N-ИП - взыскатель ФИО19, N-ИП - взыскатель ФИО20, N-ИП - взыскатель ФИО21, N-ИП - взыскатель ФИО22, N-ИП - взыскатель ФИО23, N-ИП - взыскатель ФИО24, N-ИП - взыскатель ФИО10, N-ИП - взыскатель ФИО11, N-ИП - взыскатель ФИО12, N-ИП - взыскатель ФИО13, N-ИП - взыскатель ФИО14, N-ИП - взыскатель ФИО15, N-ИП - взыскатель ФИО1, N-ИП - взыскатель ФИО2, N-ИП - взыскатель ФИО3, N-ИП - взыскатель ФИО4, N-ИП - взыскатель ФИО5, N-ИП - взыскатель ФИО6, N-ИП - взыскатель ФИО7, N-ИП - взыскатель ФИО8, N-ИП - взыскатель ФИО9
Копии постановлений о возбуждении исполнительных производств направлены Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и получены адресатом; в указанных постановлениях должнику предлагалось в срок 5 дней со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно неотвратимых обстоятельств, должнику предлагалось сообщить судебному приставу-исполнителю.
26.02.2016 судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю в рамках указанных исполнительных производств вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с должника Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
В обоснование постановлений о взыскании исполнительского сбора от 26.02.2016 указано, что решения суда в установленный срок не исполнены; документов, подтверждающих исполнение решений суда, судебному приставу-исполнителю не представлено. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом надлежащим образом не подтвержден факт принятия всех необходимых мер для исполнения решений суда, что своевременное исполнение требований исполнительных документов невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; отсутствие свободных жилых помещений государственного жилищного фонда Хабаровского края, а также длительной процедуры приобретения жилых помещений к числу обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не относятся и не свидетельствуют о принятии должником всех необходимых мер для исполнения судебного решения.
Оценив законность принятого решения, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора по следующим основаниям.
Положения пункта 13 части 1 статьи 64, статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривают возможность взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также пунктом 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, закрепленных в письме Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 08.07.2014 N 0001/16, утвержденном Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации 07.06.2014, в силу которых, в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника-организации исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
С учетом того, что решения суда о предоставлении взыскателям, относящимся к категории детей-сирот и имеющим право на получение жилья специализированного жилого фонда, фактически длительное время не исполняются, судебный пристав - исполнитель, действуя в рамках предоставленных ему полномочий по принятию мер к понуждению должника исполнить решение суда, вынес постановления о взыскании исполнительского сбора.
Вместе с тем, учитывая, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решений суда отсутствует, имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 N 69-пр, министерство является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края в пределах полномочий, определенных настоящим Положением и постановлением Губернатора края от 25.4.2006 N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края".
Согласно Постановлению Губернатора Хабаровского края "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края наделено полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края.
В соответствии с Регламентом взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти Хабаровского края по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01.09.2006 N 136-пр министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в министерство строительства края направляются дополнительные заявки во исполнение вступивших в законную силу решений суда, в том числе, на приобщение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Копии заявок на строительство (приобретение) жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются министерством жилищно-коммунального хозяйства края в министерство образования и науки края.
Министерство строительства края в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу закона края о краевом бюджете на очередной год и плановый период доводит до министерства жилищно-коммунального хозяйства края объем бюджетных ассигнований, планируемый на очередной финансовый год на строительство и приобретение жилых помещений (квартир) для граждан отдельных категорий и информирует министерство образования и науки края об объеме бюджетных ассигнований на очередной финансовый год на строительство и приобретение жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных краевым бюджетом.
Из документов, представленных административным истцом в суд апелляционной инстанции, усматривается, что во исполнение решений суда, министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края изданы распоряжения о включении в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указанных выше взыскателей, в адрес министерства строительства Хабаровского края направлены дополнительные заявки на строительство (приобретение) квартир: 18.06.2015 - для ФИО23, ФИО13, ФИО27; 21.07.2015 - для ФИО29; 27.07.2015 - для ФИО12, ФИО18, ФИО14, ФИО20; 24.08.2015 - для ФИО21; 02.09.2015 - для ФИО30, ФИО24; 16.09.2015 - для ФИО7; 25.09.2015 - для ФИО28, ФИО2, ФИО10, ФИО22; 16.10.2015 - для ФИО3; 05.11.2015 - для ФИО4, ФИО5, ФИО26; 17.11.2015 - для ФИО19; 26.11.2015 - для ФИО15, ФИО25; 08.12.2015 - для ФИО6, ФИО1; 12.01.2016 - для ФИО8, ФИО17
Исследовав представленные доказательства, судебная коллегия пришла к выводу, что должником в рамках возложенных на него полномочий, предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение судебных актов, в частности, в министерство строительства Хабаровского края своевременно направлены заявки на строительство (приобретение) жилых помещений для вышеуказанных взыскателей, в связи с чем в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, решение суда не исполняется по объективным причинам, не зависящим от воли должника.
Таким образом, заявленные административные исковые требования в части освобождении от исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 24 мая 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 26 февраля 2016 года, об уменьшении исполнительского сбора или освобождении от его взыскания - отменить в части.
Принять по делу новое решение в части, которым административное исковое заявление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю удовлетворить в части освобождения от взыскания исполнительского сбора по исполнительным производствам в отношении взыскателей ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО10, ФИО18, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО17
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: О.В. Герасимова
О.Ю. Позднякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.