Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего: Чемякиной И.А.
судей: Поздняковой О.Ю., Герасимовой О.В.
при секретаре Солоха А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 27 июля 2016 года дело по административному иску Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю, УФССП России по Хабаровскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора либо освобождении от его взыскания и признании незаконными постановлений,
по апелляционной жалобе представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - Козловой О.А. на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 02 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обратилось в суд с административным иском к МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю, УФССП России по Хабаровскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора либо освобождении от его взыскания и признании незаконными постановлений. В обоснование заявленных требований указало, что 09.11.2015 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств вынесены постановления о взыскании с министерства жилищно-коммунального хозяйства края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за отказ должника добровольно исполнить решения Центрального районного суда г. Хабаровска в части предоставления Недоля Н.С., Вильскому А.И., Лепехину А.И., Богдановой О.А., Клопову И.В., Клинину К.В., Павлютину А.Л., Вадутову Ю.Д., Кайсин Р.А., Чхан О.Ч., Запольской И.А., Старшову М.В. жилых помещений. Ссылается на то, что во исполнение решений судов, направлены в министерство строительства края заявки на приобретение жилых помещений. В рамках возложенных на министерство жилищно-коммунального хозяйства края полномочий, приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения судебного решения. Отсутствие в краевом бюджете достаточных средств на строительство (приобретение) квартир для значительного количества граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, не проведение конкурсных мероприятий Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики края согласно требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является для Министерства жилищно-коммунального хозяйства края чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами, исключающими возможность немедленного исполнения решений Центрального районного суда г. Хабаровска. Об указанных обстоятельствах судебный пристав-исполнитель уведомлялся Министерством неоднократно. Просит суд признать незаконными и недействительными постановления МОСП по исполнению особых исполнительных производств от 09.11.2015 г., уменьшить исполнительский сбор, освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от взыскания исполнительского сбора; приостановить исполнительные производства о взыскании исполнительского сбора до рассмотрения заявления и вступления в силу судебного акта.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 02 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - Козлова О.А. с постановленным по делу решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; в рамках, возложенных на министерство жилищно-коммунального хозяйства края полномочий, приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения судебного решения. Министерством жилищно-коммунального хозяйства края направлены заявки на приобретение жилых помещений для взыскателей. Министерство жилищно-коммунального хозяйства края является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями только по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда края, по принятию решений о предоставлении жилых помещений. Об указанных обстоятельствах судебный пристав-исполнитель уведомлялся министерством неоднократно, в связи с чем, требования действующего законодательства министерством не нарушены, виновные действия министерства отсутствуют. Просит решение суда отменить.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю Пешкова Ф.Ю., Барашкова Ю.А., с доводами апелляционной жалобы не согласившихся, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
Статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что на основании вступивших в законную силу решений судов, которыми возложена обязанность предоставления Недоля Н.С., Вильскому А.И., Лепехину А.И., Богдановой О.А., Клопову И.В., Клинину К.В., Павлютину А.Л., Вадутову Ю.Д., Кайсин Р.А., Чхан О.Ч., Запольской И.А., Старшову М.В. благоустроенных жилых помещений, отвечающих установленным техническим и стандартным требованиям, возбуждены исполнительные производства в отношении Министерство жилищно- коммунального хозяйства.
Судебным приставом исполнителем вынесены постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Министерства жилищно- коммунального хозяйства края:
N 33985/15/27001-ИП ( после передачи в МОСП присвоен номер N 14106/15/27027-ИП), в пользу взыскателя Павлютина А.Л.;
N 34000/15/27001-ИП (N 1428/15/27027-ИП), в пользу взыскателя Клопова И.В.;
N 33320/15/27001-ИП (N 14104/15/27027-ИП) Лепехина А.И.
N 37029/15/27001-ИП ( N 13658/15/27027-ИП), в пользу взыскателя Вильского А.И.;
N 36842/15/27001-ИП (N13673/15/27027-ИП), в пользу взыскателя Чжан О.Ч.;
N 268686/15/27027-ИП (N13668/15/27027-ИП), в пользу взыскателя Богдановой О.А.;
N 33994/15/27027-ИП (N13676/15/27027-ИП), в пользу взыскателя Калинина К.В.;
N 33998/15/27027-ИП (N14127/15/27027-ИП), в пользу взыскателя Старшова М.В.;
N 36531/15/27027-ИП (N14103/15/27027-ИП), в пользу взыскателя Недоля Н.С.;
N 33999/15/27027-ИП (N13675/15/27027-ИП), в пользу взыскателя Вадутовой Ю.Д.;
N 35154/15/27027-ИП (N13674/15/27027-ИП), в пользу взыскателя Запольской И.А.;
N 32803/15/27027-ИП (N13671/15/27027-ИП), в пользу взыскателя Кайсина Р.А.;
N 33993/15/27027-ИП (N14105/15/27027-ИП), в пользу взыскателя Медведевой В.А..
С указанием на установление срока для добровольного исполнения - 5 дней и предупреждением о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения требований исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный законом, было получено должником.
Должником в установленный срок решения суда не исполнены.
Признавая причину неисполнения должником исполнительных документов неуважительной, судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска постановилвзыскать исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Отказываясь в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суду должнику было известно со дня вынесения решения суда. Обращение должника с заявкой в Министерство имущественных отношений Хабаровского края на приобретение квартир, а также отсутствие свободных жилых помещений не свидетельствует о принятии всех необходимых мер для исполнения судебного решения.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, ввиду следующего.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также пунктом 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 23.12.2010 года N 01-8, в силу которых, в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника-организации исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Судом не было принято во внимание, что решениями суда, которыми на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность по предоставлению взыскателям вне очереди жилые помещения, не установлен конкретный срок их исполнения.
При этом, в соответствии с Порядком взаимодействия органов исполнительной власти края по вопросам приобретения в собственность Хабаровского края жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01.09.2006 N 136-пр, мминистерство жилищно-коммунального хозяйства края ежегодно не позднее 15 января текущего года направляет в министерство строительства края уточненные заявки на строительство и приобретение в текущем году жилых помещений (квартир) для отдельных категорий граждан в пределах средств, предусмотренных на эти цели краевым бюджетом на текущий финансовый год, с указанием последовательности приобретения жилых помещений (квартир), в том числе по решениям судов.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства края направляет в министерство строительства края дополнительные заявки во исполнение вступивших в законную силу решений судов. (п.4.3)
Министерство имущественных отношений края и министерство строительства края приобретают жилые помещения в соответствии с требованиями п. 4.4, 4.5 Порядка.
В соответствии с п. 4.6. Порядка, министерство имущественных отношений края и министерство жилищно-коммунального хозяйства края непосредственно или через уполномоченные в установленном порядке подведомственные краевые государственные казенные учреждения осуществляют:
- предварительный осмотр жилых помещений, приобретаемых в собственность Хабаровского края на вторичном рынке жилья;
- приемку указанных жилых помещений в целях государственной регистрации права собственности Хабаровского края.
Согласно п. 5.2. Порядка, министерство жилищно-коммунального хозяйства края в десятидневный срок направляет в министерство имущественных отношений края информацию и копии документов об изменении назначения объектов жилищного фонда, об отнесении жилого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также иную информацию об изменениях в объектах государственного жилищного фонда края для внесения в Реестр краевого государственного имущества.
Из представленных административным истцом документов следует, что в соответствии с требованиями Порядка, министерством жилищно-коммунального хозяйства края направлены заявки в министерство строительства Хабаровского края на приобретение жилых помещений для вышеуказанных взыскателей.
Об указанных обстоятельствах судебный пристав-исполнитель уведомлялся министерством.
Кроме того, процедура приобретения жилого помещения - объявление торгов, оформление сделки, регистрация прав осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что свидетельствует о том, что по не зависящим от воли Министерство жилищно-коммунального хозяйства, исполнить решения суда в установленный в постановлениями о возбуждении исполнительных производств 5-дневный срок, не представляется возможным.
Из анализа представленных доказательств, следует, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилых помещении было невозможно. Исполнение судебных решений было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Кроме того, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенная в Постановлении от 30 июля 2001 N 13-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 74 Постановление Пленума от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя и взыскании исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Учитывая, что административным истцом при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края должно быть освобождено от взыскания исполнительского сбора, поскольку его вина в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, отсутствует.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности требований Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч.2 ст.310 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований административного истца в части освобождения от взыскания исполнительского сбора.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 02 декабря 2015 года отменить в части отказа в удовлетворении требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В указанной части принять новое решение.
Требование об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от взыскания исполнительского сбора по исполнительным производствам:
N 14106/15/27027-ИП, взыскатель Павлютин А.Л.;
N 1428/15/27027-ИП, взыскатель Клопов И.В.;
N 14104/15/27027-ИП, взыскатель Лепехин А.И.;
N 13658/15/27027-ИП, взыскатель Вильский А.И.;
N13673/15/27027-ИП, взыскатель Чжан О.Ч.;
N13668/15/27027-ИП, взыскатель Богданова О.А.;
N13676/15/27027-ИП, взыскатель Калинин К.В.;
N14127/15/27027-ИП, взыскатель Старшов М.В.;
N14103/15/27027-ИП, взыскатель Недоля Н.С.;
N13675/15/27027-ИП, взыскатель Вадутова Ю.Д.;
N13674/15/27027-ИП, взыскатель Запольская И.А.;
N13671/15/27027-ИП, взыскатель Кайсин Р.А.;
N14105/15/27027-ИП, взыскатель Медведева В.А..
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий И. А. Чемякина
Судьи О.Ю. Позднякова
О.В. Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.