Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе председательствующего Иском Е.П.
судей Мороз И.Г., Поздняковой О.Ю.
при секретаре Павловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 18 января 2016 года о взыскании исполнительского сбора, об уменьшении исполнительского сбора, освобождении от исполнительского сбора, приостановлении исполнительского производства, по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 19 февраля 2016 года.
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения заинтересованного лица взыскателя Стрельниковой Т.Е.,
УСТАНОВИЛА:
Мминистерство ЖКХ Хабаровского края обратилось в суд с административным иском к МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 18 января 2016 года, вынесенного в рамках исполнительного производства N, о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с отказом добровольно исполнить решения суда, длительным неисполнением исполнительного документа без наличия уважительных причин неисполнения, об уменьшении исполнительского сбора, освобождении от исполнительского сбора, приостановлении исполнительского производства до рассмотрения заявления и вступления в силу судебного акта.
Министерство считает, постановление необоснованным и подлежащим отмене, поскольку Министерством ЖКХ своевременно направлены заявки на строительство (приобретение) жилых помещений в Министерство строительства Хабаровского края; данная информация направлена в адрес судебного пристава-исполнителя по первому требованию. Это обстоятельство свидетельствует о том, что Министерство ЖКХ, действуя в рамках своих полномочий, установленных краевым законодательством, добросовестно выполняет возложенные на него обязательства. Между тем жилое помещение для взыскателя по заявке Министерства до настоящего времени уполномоченным органом исполнительной власти края не построено и не приобретено. Учитывая изложенное, решение суда не исполняется Министерством ЖКХ по объективным причинам.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено ОСП по Центральному району УФССП России по Хабаровскому краю.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 19.02.2016 года в удовлетворении административного иска Министерства ЖКХ Хабаровского края отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства ЖКХ Хабаровского края Мучкин А.Г. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что в соответствии с Порядком взаимодействия органов исполнительной власти края по вопросам приобретения в собственность Хабаровского края жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01.09.2006 N136-пр, министерством ЖКХ края в министерство строительства Хабаровского края направлены заявки на приобретение жилых помещений. Процедура приобретения жилого помещения: объявление торгов, оформление сделки, регистрация прав является длительной, и осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Жилое помещение будет предоставлено взыскателю после его приобретения министерством имущественных отношений края. Министерство ЖКХ края является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями только по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда края, по принятию решений о предоставлении жилых помещений. Об указанных обстоятельствах судебный пристав-исполнитель уведомлялся министерством, в связи с чем требования действующего законодательства министерством нарушены не были, виновные действия министерства отсутствуют.
Письменных возражений на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.
В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
Статьей 360 КАС РФ предусмотрено, что постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Право на обжалование постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов содержатся так же в ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Положения статей 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствует закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Материалами дела и судом первой инстанции установлено, что решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 15.06.2015 года, вступившего в законную силу 28.08.2015 года, на министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность по предоставлению Стрельниковой Т.Е. благоустроенного жилого помещения.
Во исполнение указанного решения на основании исполнительного листа МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю 13.01.2015 г. возбуждено исполнительное производство N - взыскатель Стрельникова Т.Е.
Копии постановления о возбуждении исполнительного производства направлены Министерству ЖКХ Хабаровского края и получены адресатом; в указанном постановлении должнику предлагалось в срок 5 дней со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно неотвратимых обстоятельств, должнику предлагалось сообщить судебному приставу-исполнителю.
18.01.2016 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В обоснование постановления о взыскании исполнительского сбора от 18.01.2016 указано, что решение суда в установленный срок не исполнено; документов, подтверждающих исполнение решения суда, судебному приставу-исполнителю не представлено. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом надлежащим образом не подтвержден факт принятия всех необходимых мер для исполнения решения суда, не представлено доказательств того, что своевременное исполнение требований исполнительного документа невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; отсутствия свободных жилых помещений государственного жилищного фонда Хабаровского края, тогда как длительность процедуры приобретения жилых помещений к числу обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не относятся и не свидетельствуют о принятии должником всех необходимых мер для исполнения судебного решения.
Оценив законность принятого решения, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора по следующим основаниям.
Положения п.13 ч.1 ст.64, ст.105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривают возможность взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также пунктом 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, закрепленных в письме Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 08.07.2014 N, утвержденном Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации 07.06.2014, в силу которых, в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника-организации исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной власти или бюджетного учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, в силу пункта 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
С учетом того, что решение суда о предоставлении взыскателю жилья, относящейся к категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, фактически длительное время не исполняется, судебный пристав - исполнитель, действуя в рамках предоставленных ему полномочий по принятию мер к понуждению должника исполнить решение суда, правомерно вынес постановление о взыскании исполнительского сбора.
Вместе с тем, учитывая, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решений суда отсутствует, имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу Положения о министерстве ЖКХ Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 N 69-пр, министерство является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края в пределах полномочий, определенных настоящим Положением и постановлением Губернатора края от 25.4.2006 N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края".
Согласно Постановлению Губернатора Хабаровского края "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" министерство ЖКХ Хабаровского края наделено полномочиями по формированию списка граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края.
В соответствии с Регламентом взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти Хабаровского края по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01.09.2006 N 136-пр министерством ЖКХ Хабаровского края в министерство строительства края направляются дополнительные заявки во исполнение вступивших в законную силу решений суда.
Министерство строительства края в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу закона края о краевом бюджете на очередной год и плановый период доводит до министерства жилищно-коммунального хозяйства края объем бюджетных ассигнований, планируемый на очередной финансовый год на строительство и приобретение жилых помещений (квартир) для граждан отдельных категорий.
На основании указанных выше норм, судебная коллегия приходит к выводу, что должником в рамках возложенных на него полномочий, предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение судебных актов, в частности, в министерство строительства Хабаровского края своевременно направлена заявка на строительство (приобретение) жилого помещения для вышеуказанного взыскателя, в связи с чем в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, решение суда не исполняется по объективным причинам, не зависящим от воли должника.
Таким образом, заявленные административные исковые требования в части освобождении от исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 19 февраля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению МЖКХ Хабаровского края к Межрайонному ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 18 января 2016 года, об уменьшении исполнительского сбора или освобождении от его взыскания - отменить в части отказа в удовлетворении требования об освобождении от исполнительского сбора.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым административное исковое заявление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю удовлетворить частично.
Освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству в отношении взыскателя Стрельниковой Т. Е..
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Иском Е.П.
Судьи: Мороз И.Г.
Позднякова О.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.