Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Губаревич И.И.,
судей Трофимовой Е.Н., Малиновской А.Л.,
при секретаре Яковенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общественной организации инвалидов и потребителей города Черемхово "Феникс", действующей в интересах Думкина Г.А. к Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия незаконным, признании незаконным предоставление путевки в порядке очередности, предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год,
по апелляционной жалобе Думкина Г.А. на решение Усольского городского суда Иркутской области от 24 мая 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Общественная организация инвалидов и потребителей города Черемхово "Феникс" (далее - ООИП "Феникс"), действуя в интересах Думкина Г.А., обратилась в суд с иском к Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, в обоснование исковых требований указала, что Думкин Г.А. является членом ООИП "Феникс", ему установлена инвалидность 3 группы по основному заболеванию "астма бронхиальная". Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида Думкину Г.А. показано санаторно-курортное лечение один раз в год по профилю заболевания, ставшего причиной инвалидности.
С января 2015 года у ответчика находятся необходимые документы на обеспечение Думкина Г.А. санаторно-курортным лечением за 2015 год. Думкиным Г.А. в адрес фонда было направлено обращение о предоставлении информации о дате предоставления ему путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год. Однако Думкину Г.А. отказано в обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение за 2015 год со ссылкой на сформированную фондом электронную очередь и невозможностью в связи с этим обеспечить инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение за 2015 год.
Ссылаясь на п. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", полагает, что неукоснительное исполнение настоящего Закона является для ответчика обязательным и ссылки на любые обстоятельства незаконны. Свои обязательства по обеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение ответчиком не выполнены.
В связи с изложенным, истец просил признать незаконным бездействие государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в не предоставлении инвалиду путевки на санаторно-курортное лечение в течение календарного года за 2015 год; признать незаконным отказ государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в течение календарного года со ссылкой на очередность постановки на учет сформированной электронной очередью фондом, как противоречащего ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178 "О государственной социальной помощи" и создающего препятствия в реализации прав инвалида на получение в течение календарного года путевки на санаторно-курортное лечение; обязать государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации до 01.10.2016 предоставить Думкину Г.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год за счет средств федерального бюджета.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 24.05.2016 в удовлетворении исковых требований ООИП "Феникс", действующей в интересах Думкина Г.А. отказано.
В апелляционной жалобе Думкин Г.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов указано, что суд неправильно истолковал положения ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", подводя решение под формулировку отказа в удовлетворении исковых требований.
Не согласен с выводом суда о том, что предоставление истцу путевки в связи с неисполнением ответчиком своих обязанностей нарушает право иных инвалидов, поскольку в соответствии с исковыми требованиями истец просил о восстановлении нарушенного права согласно положений статей 10 и 11 Гражданского кодекса РФ о ежегодном санаторно-курортном лечении, не предоставленное ответчиком в течение календарного года, то есть срока, предусмотренного ФЗ N 178-ФЗ. Кроме того, суд проигнорировал приведенную истцом судебную практику по аналогичным делам и не принял во внимание постановление Конституционного суда РФ от 11.05.2012 N 817-О.
Заслушав доклад судьи Малиновской А.Л., объяснения представителя ответчика Андреевской О.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и. социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 N 271н утвержден Административный регламент предоставления гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Документами, необходимыми для предоставления уполномоченному органу для получения путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Таким образом, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Думкин Г.А. является инвалидом 3 группы, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2013 (номер изъят) от (дата изъята ), и имеет право на льготы, установленные ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно справке Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Черемховском районе Иркутской области (номер изъят) от (дата изъята ) Думкина Г.А. получает ежемесячную денежную выплату и имеет право с (дата изъята ) по (дата изъята ) на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
(дата изъята ) Думкин Г.А. обратился в филиал N 12 отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год и был поставлен в очередь граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, однако санаторно-курортное лечение ему предоставлено не было.
Номер очереди на обеспечение санаторно-курортное лечение по состоянию на (дата изъята ) - (номер изъят).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявление Думкина Г.А. о предоставлении санаторно-курортной путевки было рассмотрено в установленном законом порядке, он был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением, в связи с чем путевка должна быть предоставлена исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы не заслуживают внимания судебной коллегии исходя из следующего.
Установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение не исключается, поскольку право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 указанного Закона о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Ссылка в жалобе на судебную практику не состоятельна, так как судебные акты, принятые по спорам между иными лицами в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ преюдициального значения для настоящего дела не имеют.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, поэтому решение суда, проверенное в пределах ее доводов, является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усольского городского суда Иркутской области от 24 мая 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Губаревич
Судьи Е.Н.Трофимова
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.