Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.
судей Акатьевой Т.Я. и Кустова А.В.
при секретаре судебного заседания Травкиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кустова А.В.
дело по апелляционной жалобе представителя муниципального учреждения администрации городского поселения поселка Новозавидовский Рыжова С.В., действующего по доверенности, на решение Конаковоского городского суда Тверской области от 20 июня 2016 года, которым постановлено:
"Требования Конаковского межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к МУ "Администрации городского поселения - поселок Новозавидовский" удовлетворить.
Обязать МУ "Администрация городского поселения - поселок Новозавидовский" Конаковского района Тверской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу
организовать работы по очистке прудов по "адрес", район "адрес", район "адрес", район "адрес" гпп. Новозавидовский для нормативного обеспечения объема воды в целях пожаротушения;
организовать обустройство подъездов для специализированной техники с целью забора воды в любое время года к прудам, расположенным по "адрес", район "адрес", район "адрес", район "адрес" гпп. Новозавидовский а именно обеспечить площадки вблизи водоемов твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей;
установить указатели направления движения к пожарным водоемам на территории городского поселения - поселок Новозавидовский".
Судебная коллегия
установила:
Конаковский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к МУ "Администрации городского поселения - поселок Новозавидовский" о признании незаконным бездействие, возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Прокурор указал, что при проведении прокуратурой и ОНД по г. Конаково и Конаковскому району ГУ МЧС России по Тверской области проверки выявлены нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390 (далее - НПР N 390), допущенных МУ "Администрация городского поселения - поселок Новозавидовский" Конаковского района Тверской области (далее - Администрация), а именно: в нарушение п.п. 80,55 ППР в РФ, находящиеся на территории городского поселения пожарные водоемы по "адрес", район "адрес", район "адрес", район "адрес", являющиеся источниками наружного водоснабжения для целей пожаротушения, не обеспечены условиями для забора из них воды в любое время года. Не произведена очистка водоемов, не оборудованы подъезды для специализированной техники с целью забора воды, площадки не обеспечены твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года. Направление движения к пожарным водоемам указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения не обозначено.
Прокурор просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работы по очистке указанных прудов, обеспечив нормативный объем воды в целях пожаротушения, организовать обустройство подъездов для специализированной техники с целью забора воды в любое время года к прудам путем устройства площадок вблизи водоемов твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей, установить указатели направления движения к пожарным водоемам.
В судебном заседании помощник прокурора Скворцов М.Н. поддержал требования административного иска, указал на изменение срока исполнения решения суда, просит установить срок исполнения решения суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Представители административного ответчика - МУ "Администрация городского поселения - поселок Новозавидовский" и заинтересованного лица - Территориального отдела надзорной деятельности по г. Конаково и Конаковскому району ГУ МЧС России по Тверской области в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе, поданной административным ответчиком, ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в иске.
В жалобе приводятся доводы о том, что земельные участки, на которых находятся некоторые спорные пруды, расположены в границах Государственного комплекса "Завидово", который включает в себя согласно п. 1, 2 Положения о Государственном комплексе "Завидово" ФСО РФ, утвержденного Указом Президента РФ N 1217 от 18.08.1996г. особо охраняемую природную территорию, и эта территория является национальным парком. Данная территория относится к объектам общенационального достояния в силу ФЗ РФ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", и такие территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Пруды в пгт. Новозавидовский по аналогии с иными прудами, расположенными в границах ГК "Завидово", ФСО России в границу которого в части входит МО Городское сельское поселение Новозавидовский Конаковского района Тверской области являются федеральной собственностью, в реестре муниципальной собственности не находится. Мелиоративные работы с данными прудами должны проводиться за счет средств федерального бюджета.
Апеллянт также полагает, что суд в качестве ответчиков должен был привлечь Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области и Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области. Упомянутые лица к участию в деле привлечены не были, что не позволило выяснить принадлежность прудов к собственности иного публичного правового образования.
В возражениях на апелляционную жалобу Конаковский межрайонный прокуратур просила решение суда оставить без изменения. жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Серова О.Н. поддержала доводы письменных возражений Конаковского межрайонного прокурора.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями статьи 96 КАС РФ, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме независимо от доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 4 части 1 статьи 310 КАС РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, является безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Данное обстоятельство по рассматриваемому административному делу усматривается судебной коллегией.
Как следует из материалов дела, прокурором заявлены требования, которые судом удовлетворены в полном объеме, о возложении на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а именно: организации работ по очистке прудов для нормального обеспечения объема воды в целях пожаротушения; организации обустройства подъездов для специализированной техники с целью забора воды в любое время года к прудам; установлении указателей направления движений к пожарным водоемам, у прудов по "адрес", район "адрес", район "адрес" гпп Новозавидовский.
Принимая решение о возложении обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности, суд руководствовался Федеральными законами "О пожарной безопасности", Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
При этом судом первой инстанции не исследован вопрос о принадлежности земельных участков в границах водных объектов и прилегающих к ним, на которых необходимо выполнить работы по обустройству подъезда специализированной техники.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 августа
1996 года N 1217 "О государственном комплекса "Завидово" Федеральной службы охраны Российской Федерации" государственный комплекс "Завидово" Федеральной службы охраны Российской Федерации включает в себя: особо охраняемую природную территорию - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение (далее именуется - территория Комплекса); закрытые военные городки, предназначенные для размещения военнослужащих и гражданского персонала Комплекса; подразделения, необходимые для обеспечения деятельности Комплекса, а также обслуживания официальной государственной загородной резиденции Президента Российской Федерации (резиденция "Русь"), расположенной на территории Комплекса.
В силу статьи 2 названного Указа с учетом особенностей режима особо охраняемой природной территории, на которой находится Комплекс, эта территория считается национальным парком. Комплекс является природоохранным, эколого-просветительским и научно - исследовательским учреждением.
В соответствии со статьей 10 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1217 "О государственном комплекса "Завидово" Федеральной службы охраны Российской Федерации" земля, воды, недра, растительный и животный мир, историко-культурные объекты, а также здания, сооружения, помещения и иные объекты, находящиеся в непосредственном владении Комплекса, являются исключительно федеральной собственностью.
Статьей 11 названного Указа установлено, что территория Комплекса составляет 125,4 тыс. гектаров, включая охотничьи угодья, из которых: 91,7 тыс. гектаров - заповедная и особо охраняемая зоны, находящиеся в непосредственном владении Комплекса; 33,7 тыс. гектаров - земли других пользователей и собственников.
Вокруг территории Комплекса создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
На территории Тверской области границы комплекса проходят от станции "данные изъяты".
В пункте 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 2 указанной статьи земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу пункта 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В пункте 1 статьи 215 Гражданского кодекса установлено, что муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункты 1, 2).
Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" в период его действия, устанавливалось, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав: земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения; земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
В пункте 9 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 29 октября 2001 года, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Из содержания указанных норм закона следует, что по общему правилу земля находится в государственной собственности и разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1. Закона о введении в действие Земельного кодекса, введенной вступившим в силу с 01 июля 2006 года Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
Пунктами 2, 3 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, изложенные в пункте 1 той же статьи.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно Положению о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденному Правительством Российской Федерации
от 10 августа 1993 года N 769, земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
В части 1 статьи 6 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 14 марта 1995 года
N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Согласно частям 3, 4 указанной статьи Закона запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В статье 7 Федерального закона от 03 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности (ч.1). Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации (ч.2). Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ (ч.3). Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов (ч.4).
Из содержания указанной Федерального закона от 03 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" следует, что земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.
На основании изложенного, судебная коллегия усматривает наличие права собственности Российской Федерации на земельные участки, в границах которых расположены пруды по "адрес", поскольку они находятся на территории Государственного комплекса "Завидово" ФСО России.
Указанное лицо к участию в деле по инициативе суда в порядке части 2 статьи 47 КАС РФ при рассмотрении дела судом первой инстанции не привлекалось, что служит основанием к отмене решения суда с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Конаковского городского суда Тверской области от 20 июня 2016 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.