Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего ФИО8
судей ФИО9 и ФИО10
при секретаре ФИО2
с участием: представителя истца - ФИО6 и представителя ответчика - ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО8 гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Нальчика в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения КБР о возложении обязанности произвести специальную оценку рабочего места,
по апелляционной жалобе ГБУЗ "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Нальчика обратился в суд с исковым заявлением к ГБУЗ "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения КБР об обязании в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, провести специальную оценку рабочего места - "Старшая медицинская сестра" оториноларингологического отделения ГБУЗ "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения КБР.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой города во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в сфере охраны труда в ГБУЗ "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения КБР.
В нарушение требований ст.ст. 22, 212 ТК РФ, ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", ГБУЗ "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения КБР не проведена специальная оценка рабочего места -"Старшая медицинская сестра" оториноларингологического отделения.
Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: иск Прокурора города Нальчика удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения КБР провести специальную оценку рабочего места "Старшая медицинская сестра" оториноларингологического отделения ГБУЗ "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения КБР.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, ГБУЗ "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения КБР подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и в удовлетворении искового заявления отказать.
В апелляционной жалобе указано, что Федеральный закон от 28.12.2013г. N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" регулирует порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте, но никак проведение специальной проверки рабочего места.
Решение суда должно быть мотивированным.
Между тем решение суда содержит лишь ссылки на общие положения Закона об оценке, Трудового кодекса РФ, и не приводится ни одного доказательства того, что РКБ не выполнила или не выполняет, в установленные Законом об опенке сроки, мероприятия по проведению специальной оценки условий труда, а именно комплекса последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона об оценке, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. В соответствии с положениями Закона об оценке (гл. 2) установлен определенный порядок проведение специальной оценки условий труда требующий выполнение последовательных, регламентированных определенных мероприятий. В соответствии с положениями данного Закона, который и так обязывает учреждения и организации провести специальную оценку условий труда, РКБ были выполнены определенные организационно-технические мероприятия, направленные на проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Согласно установленным ст. 9 Закона об оценке требованиям, приказом главного врача РКБ от 15.02.2016 года N48 была создана комиссия в составе пяти человек.
РКБ функционирует в рамках утвержденных бюджетных ассигнований. Финансовые средства учреждения по статье расходов "иные работы и услуги", с которой производиться оплата мероприятий по специальной оценке условий труда, за период с 02.03.2016г. по 11.06.2016г., в соответствии со справкой "АЦК-финансы" были недостаточными для единовременного проведения соответствующих закупочных мероприятий в полном объеме.
Несмотря на это, РКБ с февраля 2016 года планомерно занималась решением вопроса проведения в учреждении специальной оценки условий труда. С целью экономии бюджетных средств были запрошены коммерческие предложения более чем у 5 организаций, специализированных на оказании данного вида услуг по всему СКФО. В результате, РКБ, в рамках имеющихся финансовых средств, заключила договор от ДД.ММ.ГГГГ. N СОУТ на проведение работ по специальной оценке условий труда с ООО "Научно-технический центр "Охрана труда", по цене "данные изъяты" руб. одно рабочее место, при средней цене на рынке "данные изъяты" руб. одно рабочее место. В соответствии с договором и Законом об оценке, а также Методикой проведения специальной оценки условий труда, была проведена специальная оценка условий труда на 100 рабочих местах, по результатам которой предоставлены акты выполненных работ, с приложением перечня рабочих мест, на которые проводилась специальная оценка условий труда.
В июне 2016 года на счет учреждения дополнительно поступили финансовые средства, которые было принято направить на проведение мероприятий по специальной оценки условий труда, в связи с чем, в Министерство здравоохранения КБР было отправлено письмо (исх. N от ДД.ММ.ГГГГ.) с просьбой увеличить лимиты бюджетных ассигнований за счет средств обязательного медицинского страхования по статье "иные работы и услуги" на "данные изъяты" руб., что позволило начать процедуру объявления закупки услуг по проведению специальной оценки условий труда.
ДД.ММ.ГГГГ. Министерством здравоохранения КБР были утверждены лимиты, достаточные для проведения закупочных мероприятий по специальной оценки условий труда. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" планируемая закупка была занесена РКБ в "план-график". 27.06.2016г. информация, об объявлении запроса котировок, размещена на официальном информационном портале государственных закупок. 12.07.2016г. состоялось рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе котировок. По результатам котировки заключен государственный контракт N от ДД.ММ.ГГГГ на проведение специальной оценки условий труда по всем оставшимся не аттестованными рабочим местам, 427 рабочих мест.
Таким образом, РКБ предприняла и предпринимает весь комплекс организационно-технических мероприятий по порядку проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте, в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В решении суда указано, что РКБ нарушен срок проведения оценки рабочего места, который якобы был установлен до 25.02.2016г. Предписанием ГИТ в КБР N8-ПП/2015-1/343/32/69/3 от 25.01.2016г.
Между тем, данное утверждение не соответствует действительности. В предписании не указано о необходимости проведения специальной оценки условий труда, а лишь указывается о необходимости проведения организационно-технических мероприятий, направленные на проведение этой оценки, что в полной мере выполняется и по некоторым рабочим местам выполнены ГБУЗ "Республиканская клиническая больница" Минздрава КБР.
РКБ были проведены организационно-технические мероприятия, направленные на проведение специальной оценки условий труда в предусмотренные сроки, и по данному факту у ГИТ в КБР к РКБ не имеется никаких претензий.
Согласно закону каждая сторона должна представить доказательства в подтверждение своих доводов.
Нальчикский городской суд основывает свое решение на том, что РКБ не представлено доказательств, подтверждающих факт проведения оценки указанного рабочего места.
Между тем, суд не учел, что проведение специальной оценки условий труда на рабочем месте это комплекс последовательно осуществляемых мероприятий, который последовательно выполняется РКБ.
Ни исковое заявление Прокурора г. Нальчика, ни решение суда, не содержит ни одного доказательства того, что РКБ не осуществила или не осуществляет, в установленные Законом об оценке сроки, мероприятия по проведению специальной оценки условий труда, а именно комплекса последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника.
Не указано какие именно мероприятия, направленные на проведение специальной оценки условий труда на рабочем месте, не были выполнены РКБ.
В соответствии с п. 6 ст. 27 Закона об оценке, в отношении рабочих мест, неуказанных в части 6 статьи 10 настоящего Закона, специальная оценка условий, труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Часть 6 статьи 10 Закона об оценке определяет список рабочих мест, по которым идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется.
Таким образом, суд не привел ни одного доказательства, подтверждающего, что указанное рабочее место входит в перечень рабочих мест, установленных ч. 6 ст. 10 Закона об оценке и необходимость проведения специальной оценки условий труда на этом рабочем месте и в какой срок.
Исходя из толкования норм Закона об оценке, РКБ исходит из того, что Закон вообще не предусматривает проведение идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона рабочих мест, в том числе не определяет и сроки проведения специальной оценки условий труда на этих рабочих местах.
Исковое заявление, как и решение суда не содержит никаких доводов, касаемо сроков проведения, не предусмотренного Законом, специальной оценки рабочего места.
Из решения суда не понятно пропущен ли был данный срок (с учетом того, что в Предписании ГИТ в КБР указывалось о проведении организационно-технические мероприятия, направленные на проведение специальной оценки условий труда), если да, то когда пропущен, если же его нет, то зачем обязывать, а если обязывать, то до какого периода, в какой срок необходимо провести, не предусмотренное Законом, специальную оценку рабочего места.
Таким образом, само по себе наложение обязательства на РКБ провести, не предусмотренное Законом, специальную оценку рабочего места, без учета всех проведенных ими комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, без выяснения в какие сроки, когда и какие мероприятия не были выполнены, противоречит Закону, порядку принятия решения по нормам ГПК РФ, а также нарушает права и законные интересы Учреждения, поскольку ставит РКБ в неопределенное положение, поскольку обязательство о проведении специальной оценки условий труда на рабочем месте императивно, и так закреплено в Законе об оценке, при том, что срок проведения такой опенки также установлен не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Кроме того, исходя из резолютивной части решения суда, оно является для РКБ невыполнимым, поскольку обязывает провести не предусмотренное Законом об оценке специальную оценку рабочего места, вместо проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте, а также не указан срок его проведения.
Прокуратура г. Нальчика подала возражение, в котором просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В возражении приводятся положения ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013г. N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и указывается, что указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда по реализации прав работников, со стороны работодателя, на рабочие места соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Со ссылками на положения ст. 209 ТК РФ, в возражении также указывается, что выводы ответчика о понятии требований ФЗ N426, в части рабочего места, основано без учета смысловой нагрузки всего ФЗ N426 и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации в данной области права.
Также указывается, что в силу ч. 5 ст. 9 ФЗ N426, комиссия по проведению специальной оценки условий труда, утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда с указанием аналогичных рабочих мест. Нарушение сроков выполнения требований Предписания Гострудинспекции в КБР от 25.01.2016г. N8-ПП/2015-1/343/32/9/3 возникли после создания комиссии по проведению специальной оценки условий труда, предусмотренные требованиями ч. 1 ст. 9 ФЗ N426. В данном случае, это не предоставление в Гострудинспекцию труда в КБР утвержденного комиссией графика проведения специальной оценки условий труда. При утверждении графика проведения специальной оценки условий труда комиссией, состоящей из обученных специалистов, определяются перечень рабочих мест, на которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, и график ее проведения со сроками, которые устанавливает комиссия по проведению специальной оценки условий труда с учетом организационно-правовой формы, специфики деятельности и характера выполняемых работ или услуг. Организационно-технические мероприятия проведены с нарушением порядка и за пределами сроков, предусмотренных требованиями ФЗ N426. Выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены судом правильно. В решении дана надлежащая оценка представленным доказательствам, требования статей 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд при разрешении дела не нарушил. Судом в полном объеме исследованы все доказательства и доводы, решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ. по делу N мотивированно и обоснованно. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав поддержавшую жалобу представителя ответчика ФИО7, возражавшего против удовлетворения жалобы представителя истца ФИО6, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 8 данного Закона).
В соответствии с ч.7 ст. 9 и ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и пунктами 3 - 5 перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. N 290, Министерством труда и социальной защиты РФ был издан приказ от 24 апреля 2015г. N 250н "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда".
Таким образом, действующим законодательством установлены особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда.
Помимо изложенного, частью 6 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлено, что в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Соответственно, заявляя в настоящее время исковые требования о возложении обязанности провести специальную оценку определенного рабочего места, именно истец должен был доказать, что указанное рабочее место содержит потенциально вредные или опасные факторы, и с учетом особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников, действия (бездействие) ответчика являются незаконными.
Как разъяснено в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
Истец обратился в суд с исковыми требованиями о возложении на ответчика обязанности провести специальную оценку определенного рабочего места, а не условий труда, как того требуют положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
В исковом заявлении указывалось, что в нарушение требований ст.ст. 22, 212 ТК РФ, ст. 8 указанного Закона, ответчиком не проведена специальная оценка этого рабочего места.
Иных оснований истец не приводил.
Вместе с тем, истец не представил и материалы дела не содержат доказательств о том, что указанное рабочее место содержит потенциально вредные или опасные факторы, и с учетом особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников, действия (бездействие) ответчика являются незаконными.
Предписание ГИТ в КБР N8-ПП/2015-1/343/32/69/3 от 25.01.2016г. не могло служить самостоятельным основанием для удовлетворения исковых требований.
Ответчику было предписано осуществить организационно-технические мероприятия по проведению специальной оценки условий труда.
При этом, доводы жалобы о том, что ответчиком выполнены определенные организационно-технические мероприятия, направленные на проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, подтверждаются материалами дела.
Доводы возражения на апелляционную жалобу о нарушении сроков выполнения требований Предписания ГИТ в КБР в связи с непредставлением последнему утвержденного комиссией графика проведения специальной оценки условий труда, не подлежат оценке судом апелляционной инстанции в рамках настоящего гражданского дела.
Исходя из основания и предмета иска, а также из обстоятельств, вынесенных на обсуждение судом апелляционной инстанции, иных значимых по делу обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, не имелось оснований для возложения на ответчика обязанности по проведению специальной оценки определенного рабочего места, как просил истец.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового - об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Прокурора г. Нальчика о возложении на ГБУЗ "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения КБР обязанности провести специальную оценку рабочего места - "Старшая медицинская сестра" оториноларингологического отделения, отказать.
Председательствующий ФИО11
судьи ФИО12
ФИО11
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.