Судья Кировского областного суда Сметанина О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении
по жалобе защитника общества с ограниченной ответственностью "ГалоПолимер" Кирово-Чепецк" Васеневой Г.В.
на постановление государственного инспектора Межрегионального отдела инспекций в Удмуртской Республике и Кировской области Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Елькина В.В. от 16 мая 2016 года, решение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 24 июня 2016 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.17 ст.19.5 КоАП РФ,
установил:
постановлениемгосударственного инспектора Межрегионального отдела инспекций в Удмуртской Республике и Кировской области (далее - также межрегиональный отдел) Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее также - Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора) Елькина В.В. N ВУ-ПС-021-2016 от 16 мая 2016 года общество с ограниченной ответственностью "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.17 ст.19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Решением судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 24 июня 2016 года по жалобе защитника общества постановление N ВУ-ПС-021-2016 от 16 мая 2016 года изменено, размер назначенного административного штрафа снижен до 200 000 руб.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, защитник ООО "Гало Полимер Кирово-Чепецк" просит состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Считает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении государственным органом допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ. Полагает, что дело могло быть возбуждено на основании акта внеплановой проверки исполнения обществом выданного предписания, но не на основании информации Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора. Распоряжения о проведении проверки не издавалось, акт по результатам проверки обществу не предоставлялся. Указывает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, так как требования предписания от 18.12.2015г. незаконны. Общество не является эксплуатирующей организацией в силу положений Федерального закона "Об использовании атомной энергии", поскольку осуществляет деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности. Деятельность общества соответствует требования СП 2.6.1.2612-10. Установлена малая радиационная активность радионуклидных источников. Следовательно, положения постановления Правительства РФ от 03.03.1997г. N240 на общество не распространяются. Санитарно-эпидемиологическим заключением органа федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора от 17.11.2015г. радиационные источники, имеющиеся в обществе, освобождены от радиационного контроля и учета. Специальных разрешений на работу с имеющимися источниками (хроматографами) не требуется.
На жалобу поступил отзыв государственного инспектора Елькина В.В., в котором указано на несостоятельность доводов жалобы, законность привлечения общества к административной ответственности.
Заслушав в судебном заседании областного суда защитника ООО "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" Васеневу Г.В., поддержавшую доводы жалобы, государственного инспектора Елькина В.В., возражавшего в удовлетворении жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, в период с 05.05.2015г. по 08.05.2015г. сотрудниками Межрегионального отдела инспекций в Удмуртской Республике и Кировской области Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора проведена внеплановая выездная проверка полноты сведений, содержащихся в представленном ООО "ГалоПолимер Кирово-Чепецк", находящимся по адресу: Кировская область,г.Кирово-Чепецк, пер.Пожарный,2, уведомлении от 31.03.2015г. N1 об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, отсутствия в указанном уведомлении недостоверной или искаженной информации.
В ходе проведения проверки установлено, что у работников ООО "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" отсутствуют разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии.
08.05.2015г.Межрегиональным отделом инспекций в Удмуртской Республике и Кировской области Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора обществу выдано предписание N16/02-06 с указанием в п.6 в срок до 30.11.2015г. получить разрешения персоналу организации на право ведения работ в области использования атомной энергии.
15.12.2015г. при проверке общества выявлено невыполнение п.6 предписания N 16/02-06 от 08.05.2015г.
16.12.2015г. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по ч.17 ст.19.5 КоАП РФ.
18.12.2015г. постановлением государственного инспектора межрегионального отдела NВУ-ПС-054-2015 ООО "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" привлечено к административной ответственности по ч.17 ст.19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
10.02.2016г. решением судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области постановление NВУ-ПС-054-2015 от 18.12.2015г. отменено, производство по делу об административном правонарушении по ч.17 ст.19.5 КоАП РФ в отношении общества прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
18.12.2015г. в связи с невыполнением в установленный срок предписания N16/02-06 от 08.05.2015г.Межрегиональным отделом инспекций в Удмуртской Республике и Кировской области Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора обществу выдано предписание N16/02-14 с указаниемна необходимость получения разрешения персоналу организации на право ведения работ в области использования атомной энергии по всем видам деятельности в срок до 18.04.2016 г.
27.04.2016г. при анализе полученной от Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора информации сотрудником межрегионального отдела установлено, что заявлений и комплектов документов на получение разрешений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии работниками ООО "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" не поступало. Также установлено, что обществом в межрегиональный отдел не представлена информация по выполнению предписания N16/02-14.
05.05.2016г. старшим государственным инспектором межрегионального отдела в отношении ООО "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" составлен протокол об административном правонарушении по ч.17 ст.19.5 КоАП РФ.
16.05.2016г. государственным инспектором межрегионального отдела Елькиным В.В. вынесено оспариваемое постановление NВУ-ПС-021-2016.
В ходе производства по делу защитники общества заявляли о незаконности выданного предписания.
Аналогичные доводы приведены защитником в рассматриваемой жалобе, однако, они являются необоснованными и не влекут отмену состоявшихся по делу постановлений.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.17 ст.19.5 КоАП РФ, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 347-ФЗ).
Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, является установление законности предписания, неисполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица состава вмененного административного правонарушения.
Установив, с учетом анализа законодательства и совокупности собранных по делу доказательств, наличие оснований для предъявления обществу требований о получения разрешения персоналу организации на право ведения работ в области использования атомной энергии по всем видам деятельности, суд первой инстанции признал законным вынесенное обществу предписание, исходя при этом из следующего.
Согласно ст.3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" объектами применения данного закона (объектами использования атомной энергии) являются, в том числе, радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.
В силу ст.27 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии осуществляется работниками объектов использования атомной энергии при наличии у них разрешений, выдаваемых органами государственного регулирования безопасности. Перечень специалистов из числа работников, которые в зависимости от выполняемой ими деятельности должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии, а также предъявляемые к этим специалистам квалификационные требования определяются Правительством Российской Федерации.
Перечень должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии утвержден постановлением Правительства РФ от 03.03.1997 N 240. В пункте 9 данного Перечня указаны работники предприятий (учреждений, организаций), эксплуатирующих радиационные источники, в том числе: руководящий персонал (заместитель руководителя предприятия (учреждения, организации) по радиационной безопасности; персонал ведомственного (производственного) контроля радиационной безопасности (начальник службы (отдела, группы) радиационной безопасности); персонал, ведущий технологический процесс (оперативный персонал) (начальник цеха (участка, отделения, лаборатории, мастерской), эксплуатирующего радиационные источники).
По делу установлено, что в ООО "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" имеются радиационные источники, в составе которых используются закрытые радионуклидные источники, с характеристиками, превышающими значение минимально-значимой активности одного закрытого радионуклидного источника в 7 раз (для 4 источников - в 28 раз), для которых в соответствии со ст.3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" требуется разрешение федеральных органов исполнительной власти вобласти государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, а именно регистрация источников в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 N1184.
ООО "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" зарегистрировано в качестве организации, которая эксплуатирует радиационные источники, содержащие в своём составе только закрытые радионуклидные источники четвертой и пятой категории опасности (решение о регистрации N ВУРО-0129 от 14.05.2015г.).
Радиационные источники, эксплуатируемые в организации, являются объектом использования атомной энергии в силу положений ст.3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".
Вопреки приводимым защитником доводам ст.36.1 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" установлено, что регулирование деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.1). Данная статья освобождает организации, эксплуатирующие радиационные источники, содержащие в своем составе радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, только от обязанности по получению лицензии на деятельность (ч.3).
Установленная ст.27 вышеназванного закона обязанность получения разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии возложена не на эксплуатирующие организации, а на все организации, эксплуатирующие объекты использования атомной энергии, деятельность которых регулируется указанным законом.
Также п.9 Перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии, возлагает обязанность получения разрешения не на эксплуатирующие организации, а на организации, эксплуатирующие радиационные источники. В силу положений ст.ст.3, 4, 34, 36.1 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" понятия "эксплуатирующие организации" и "организации, эксплуатирующие радиационные источники" не являются тождественными.
Доводы Васеневой Г.В. об отсутствии в ООО "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" предусмотренных п.9 Перечня должностей работников отклоняются. С учетом того, что в указанной организации имеются радиационные источники, их эксплуатация, включая хранение, осуществляется соответствующими работниками, обязанными соответствовать установленными законодательством требованиям. Наименование должностей таких работников в ООО "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" не имеет правового значения для решения вопроса о необходимости получения разрешения на право ведения ими работ.
Выводы юрисдикционного органа и суда об обязанности общества получать разрешение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения персоналом работ в области использования атомной энергии обоснованы.
Данные выводы сделаны по результатам анализа приведенных выше правовых положений и конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу на основании совокупности исследованных доказательств.
Утверждение заявителя об отсутствии обязанности ООО "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" получения данного разрешения основано на неверном толковании норм материального права.
Доводы о незаконности привлечения юридического лица к административной ответственности ввиду не проведения внеплановой проверки выполнения обществом предписания не состоятельны, в силу того, что Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.06.2013 N248, на органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору возложены обязанности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований путем анализа получаемых сведений и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований, а также принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер в случае выявления нарушения обязательных требований (п.20.2).
При этом в материалах дела не имеется доказательств, опровергающих выводы административного органа о невыполнении обществом предписания N16/02-14 от 18.12.2015г.
Представленные защитником общества экспертные заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области" N 37р-эп/15 от 03.08.2015г., N 10-476-2015-д от 17.11.2015г., санитарно-эпидемиологическое заключение Межрегионального управления N 52 ФМБА России от 11.12.2015г. подтверждают, что ООО "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" осуществляет деятельность по эксплуатации радиационных источников в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, но не свидетельствуют об освобождении общества от обязанностей, возложенных Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", постановлением Правительства РФ от 03.03.1997 N 240, регулирующими иные правоотношения.
Государственный инспектор межрегионального отдела пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.17 ст.19.5 КоАП РФ.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции ч.17 ст.19.5 КоАП РФ. При снижении назначенного должностным лицом наказания в силу положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ судьей учтено отсутствие отягчающих административную ответственность ООО "ГалоПолимер" обстоятельств.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.17 ст.19.5 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В целом доводы жалобы защитника ООО "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" являлись предметом проверки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении судьи, оснований не согласиться с которой не усматривается.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица административного органа и суда и иное толкование норм действующего законодательства не свидетельствуют о допущенных при рассмотрении дела существенных нарушениях Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренных им процессуальные требованиях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Межрегионального отдела инспекций в Удмуртской Республике и Кировской области Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Елькина В.В. от 16 мая 2016 года, решение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 24 июня 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ГалоПолимер" Кирово-Чепецк" Васеневой Г.В. - без удовлетворения.
Судья Кировского областного суда
О.Н. Сметанина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.