Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Мирошниковой Е.Н.
судей
Вологдиной Т.И., Луковицкой Т.А.
при секретаре
Сергеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 августа 2016 года апелляционную жалобу Финоченко И. Н. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2016 года по гражданскому делу N2-2408/2016 по иску Финоченко И. Н. к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., выслушав объяснения представителя ответчика - Викторовой Ю.А., на основании доверенности от "дата" N ... , возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
УСТАНОВИЛА:
Финоченко И.Н. "дата" обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является инвалидом второй группы по общему заболеванию и имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение; в 2014 году обратился с соответствующим заявлением к ответчику, о предоставлении путевки за 2015 год, но заявление удовлетворено не было.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2016 года Финоченко И.Н. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец Финоченко И.Н. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, указывая, что судом в нарушение ст. 61 ГПК РФ, не были положены в основу решения суда факты, установленные решением от 30.03.2015 по делу N2-2187/2015, принятым по аналогичному спору между теми же сторонами.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Викторова Ю.А. полагала решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просила отказать.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Финоченко И.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой от 15 июля 2016 года. Ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, истец в судебную коллегию не представил.
В связи с изложенным, судебная коллегия на основании пункта 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя ответчика сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность данного решения, исходя из доводов апелляционной жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Финоченко И.Н. является инвалидом второй группы по общему заболеванию.
Истец обратился в Государственное учреждение - Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении санаторно-курортного лечения на 2015 год по профилю болезни органов пищеварения, приложив медицинскую справку для получения путевки формы N 070/у-04 о нуждаемости в санаторно-курортном лечении и отсутствии противопоказаний от "дата" N ...
Заявление Финоченко И.Н. "дата" зарегистрировано территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, и он поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение. Истец был уведомлен о том, что о возможности получения путевки он будет проинформирован дополнительно мере поступления путевок соответствующего профиля.
Путевка на санаторно-курортное лечение за 2015 год Финоченко И.Н. предоставлена не была, в связи с чем он 08.02.2016 обратился в суд.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался статьей 6.1, пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2, частью 2 и 5 статьи 6, частью 2 статьи 6.3, частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями), утверждающим Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан; Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н.
При этом суд исходил из того, что заявление Финоченко И.Н. о предоставлении санаторно-курортной путевки за 2015 год были рассмотрено, истец был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением, а путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена ему исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления, в силу чего не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия полагает выводы суда законными и обоснованными и не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В силу ч. 2 ст. 6.3 указанного Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Согласно п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Согласно п. 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Объем необходимых денежных средств для целей исполнения требований Федерального закона "О государственной социальной помощи", в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Кроме того, в необходимых случаях объем финансирования может быть скорректирован с учетом изменения количества граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. Отражая такую динамику в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, Пенсионный фонд Российской Федерации ежеквартально направляет одновременно в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации сведения о численности граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании поступивших сведений осуществляет расчет дополнительного объема финансирования расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и направляет его в Министерство финансов Российской Федерации с предложением по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в части уменьшения Пенсионному фонду Российской Федерации трансфертов, предусмотренных на выплату ежемесячной денежной выплаты, с одновременным увеличением бюджетных ассигнований на обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение (п. 25 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
Денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете на реализацию мер социальной помощи отдельным категориям граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации, который распределяет их по территориальным отделениям на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 указанных Правил).
Как усматривается из материалов дела, заявление истца о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год было рассмотрено, Финоченко И.Н. принят на соответствующий учет. При этом в 2015 году в региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации было зарегистрировано 31 323 заявления граждан по реализации данной меры социальной поддержки, из них по "болезням органов пищеварения" - 867 заявлений. По состоянию на 31 декабря 2015 года ответчиком приобретено по государственным контрактам 11 230 путевок (из них по болезни органов пищеварения для лиц старше 18 лет - 269), с учетом утвержденных расходов бюджета по статье "Оплата путевок на санаторно-курортное лечение для отдельных категорий граждан" на 2015 год в размере 206 128,60 рублей.
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, просит в приоритетном порядке предоставить ему санаторно-курортную путевку за 2015 год.
Между тем, Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Порядком предоставления набора социальных услуг не предусмотрено внеочередное и первоочередное предоставление санаторных путевок инвалидам.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 декабря 2013 г. N 1923-О, положения ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" посредством определения периода предоставления социальных услуг, порядка и сроков подачи заявления об отказе от их получения в следующем году устанавливают основные элементы механизма реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, и при этом сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан в указанном заявителем аспекте.
При этом следует иметь в виду, что предоставление путевки на санаторно-курортное лечение на основании решения суда не сопровождается выделением дополнительных средств из федерального бюджета.
Между тем, из анализа действующего законодательства, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определении от 03 апреля 2014 г. N 686-О, следует, что если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что ответчиком не было нарушено право истца на реализацию социальной услуги, а в целях соблюдения равных прав граждан - получателей социальных услуг, вывод суда о том, что путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Финоченко И.Н. региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации согласно последовательности, определяемой датой регистрации его заявления, является законным и обоснованным.
Не могут служить основанием для отмены решения суда доводы жалобы о том, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что ранее истцу по решению суда предоставлялись путевки на санаторно-курортное лечение, а решение суда от 30.03.2015 по делу N2-2187/2015 не признано преюдициальным при рассмотрении спора. Данные обстоятельства правомерно не учтены судом первой инстанции, поскольку Финоченко И.Н. обращался в суд с требованиями о предоставлении путевок за 2012 и 2014 года на основании соответствующих медицинских справок, тогда как настоящий иск заявлен в отношении реализации социальной услуги за иной период времени, а основанием предоставления путевки является медицинская справка от "дата" N ...
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия с указанными выше выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что, разрешая спор сторон, суд правильно оценил собранные по делу доказательства, верно определилюридически значимые по делу обстоятельства, правильно оценил все доводы сторон и вынес решение для отмены которого оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Финоченко И. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.