Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Ивановой Ю.В., Белоногого А.В.
при секретаре
Ч.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июля 2016 года апелляционную жалобу Трехлебова Р. Г. на решение Московского районного суда Санкт - Петербурга от 29 февраля 2016 года по административному делу N2а-3507/2016 по административному исковому заявлению Трехлебова Р. Г. к Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиация) об оспаривании приказа в части.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
Выслушав объяснения административного истца - Трехлебова Р.Г., представителя административного ответчика Федерального Агентства воздушного транспорта (Росавиация) - С.Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трехлебов Р.Г. обратился в Московский районный суд Санкт - Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным приказ Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) N ... от "дата" "Об аннулировании свидетельств авиационного персонала", в части аннулирования выданного ему свидетельства пилота коммерческой авиации N ... от "дата".
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать административного ответчика включить оформленное на его имя свидетельство пилота коммерческой авиации в федеральную государственную информационную систему "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала".
В обоснование заявленных требований Трехлебов Р.Г. указывал, что оспариваемым приказом аннулировано его свидетельство пилота коммерческой авиации по основанию указания недостоверных сведений в представленных документах на выдачу свидетельства авиационного персонала. По мнению административного истца, приказ незаконен и необоснован, поскольку истец в установленном законодательством порядке прошел обучение по избранной специальности и подготовку специалиста авиационного персонала гражданской авиации в сертифицированном учебном центре и на основании решения Высшей квалификационной комиссии Росавиации получил свидетельство пилота коммерческой авиации. В соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации" ранее выданные свидетельства сохраняют свою силу до окончания срока их действия или до обмена на свидетельства, оформленные в соответствии с настоящими Правилами. Действующим законодательством не предусмотрено право административного ответчика аннулировать ранее выданные свидетельства.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29 февраля 2016 года Трехлебову Р.Г. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и оценивая приказ Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации от "дата" N ... , как законный, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый приказ издан уполномоченным органов в пределах своей компетенции. Поскольку в нарушение требований статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации истец на дату получения свидетельства в "дата" не прошел подготовку специалистов авиационного персонала гражданской авиации по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, то есть Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации, в образовательных учреждениях, перечисленных в Распоряжении Правительства Российской Федерации от "дата" N ... -р, то Трехлебов Р.Г. не соответствует требованиям, предъявляемым Федеральными авиационными правилами N ... от "дата" к членам летного экипажа, в том числе к коммерческим пилотам, которые помимо установленного налета на самолете должны пройти курс подготовки в порядке, определенном статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, по окончании которого получить свидетельство коммерческого пилота (или линейного пилота). В отсутствие документов, подтверждающих обучение истца в образовательных учреждениях, перечисленных в распоряжении Правительства Российской Федерации от "дата" N ... -р, имеющееся у него свидетельство коммерческого пилота не является действительным, а потому обоснованно и законно аннулировано.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, из материалов дела следует, что Трехлебов Р.Г. в "дата" окончил " ... ", что подтверждается дипломом N ... , выданным "дата", согласно которому истцу присуждена квалификация " " ... "
В период с "дата" по "дата" Трехлебов Р.Г. прошел курсы обучения по программе " ... " в авиационном учебном центре " ... "
"дата" административному истцу выдано свидетельство " ... "
Решением ТКК СЗМТУ ВТ от "дата" Трехлебову Р.Г. присвоена квалификация " ... ".
"дата" Трехлебову Р.Г. Росавиацией выдано свидетельство пилота-любителя N ...
В период с "дата" по "дата" Трехлебов Р.Г. прошел курсы переподготовки " ... " в авиационном учебном центре " ... "
Решением сертификационного органа ВКК гражданской авиации Росавиации от "дата" Трехлебову Р.Г. присвоена квалификация " ... " и выдано свидетельство " ... " N ...
Приказом руководителя Федерального Агентства воздушного транспорта (Росавиация) N ... от "дата" "Об аннулировании свидетельств авиационных специалистов", аннулированы свидетельства авиационного персонала в отношении 19 лиц, в числе которых и свидетельство пилота коммерческой авиации N ... от "дата" в отношении Трехлебова Р.Г.
"дата" в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) направлено письмо руководителя следственного управления Северо-Западного следственного управления на транспорте N ... , в котором указано, что в ходе расследования уголовного дела N ... по обвинению генерального директора " ... " К.А.А. в совершении преступлений, предусмотренных N ... Уголовного кодекса Российской Федерации, выявлены обстоятельства, создающие реальную угрозу жизни граждан и безопасности полетов, требующие принятия скорейших мер к их устранению, и установлено, что в период с "дата" по "дата" К.А.А., не имея разрешения на подготовку коммерческих пилотов, подтверждал лицам, не прошедшим в установленном законом порядке обучение, их соответствие квалификации пилота коммерческой авиации, представлял документы на указанных лиц в Высшую квалификационную комиссию Федерального агентства воздушного транспорта с целью присвоения им квалификации коммерческого пилота гражданской авиации и выдачи свидетельств установленного образца. Федеральное агентство воздушного транспорта, не располагая информацией об отсутствии у общества лицензии на подготовку пилотов коммерческой авиации, незаконно выдало свидетельство пилота коммерческой авиации Трехлебову Р.Г.
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации N ... от "дата" на основании пунктов 5.4.2, 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации "дата" N ... , пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N ... , и сведений, содержащихся в представлении Следственного комитета Российской Федерации от "дата" N ... , аннулированы свидетельства пилотов, перечисленные в приложении к настоящему приказу, в связи с указанием недостоверных сведений. Перечисленные в приложении к приказу свидетельства пилотов исключены из федеральной государственной информационной системы "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала".
В Приложении к оспариваемому приказу указано на аннулирование свидетельства пилота коммерческой авиации N ... , выданного Трехлебову Р.Г. "дата".
В соответствии с пунктом 5 раздела II Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N ... , абзацем 3 пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N ... , Федеральному агентству воздушного транспорта предоставлено право аннулировать свидетельства, выданные на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.
Согласно статье 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
В соответствии со статьей 21 (часть 1) Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.
К авиационному персоналу согласно части 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.
В соответствии с пунктом 1.2 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (далее - Правила), утвержденных приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, коммерческий пилот относится к лицам авиационного персонала.Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям данного приказа и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (пункт 1.3 указанных Правил). В разделах IV и VI Правил содержатся требования, предъявляемые к обладателю свидетельства коммерческого пилота. В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 4.3 указанных Правил обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационными отметками о виде воздушного судна "самолет" должен иметь налет на самолете не менее 200 часов или 150 часов в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 часов налета на тренажере; должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях. Таким образом, положениями Федеральных авиационных правил предусмотрено, что для получения свидетельств коммерческого пилота установлена обязанность кандидата пройти курс профессиональной подготовки по утвержденной программе.
Обязанность специалистов гражданской авиации пройти профессиональное обучение для получения свидетельств пилота-любителя, а затем пилота коммерческой авиации, линейного пилота также была установлена Положением о классификации специалистов гражданской авиации, утвержденным Министром гражданской авиации СССР 19 декабря 1988 года N 44/И, введенным в действие с 01 сентября 1989 года. Согласно положениям пункта 5.2, а также в силу подпунктов 5.2.1 и 5.2.2 указанного Положения, свидетельство пилота коммерческой авиации может быть выдано: лицам, окончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот") и "эксплуатация воздушного транспорта и УВД" (специализация "инженер-пилот"); пилотам, окончившим полный курс летного учебного заведения другого ведомства, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре; пилотам-любителям, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре, отвечающим установленным настоящим Положением требованиям по налету. Свидетельство пилота коммерческой авиации выдается лицам, подготовленным для полетов на воздушных судах, принятых на эксплуатацию в гражданскую авиацию для коммерческих или учебных целей.
До принятия и вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающего правовые основания использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области гражданской авиации, и до принятия Приказа Министерства Транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, Приказом Министерства гражданской авиации СССР N 77 от 8 апреля 1985 года утверждены "Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА N 85)" (документ веден в действие с 01 декабря 1985 года, утратил силу 09 ноября 2009 года). Наставлениями по производству полетов в гражданской авиации СССР установлено, что профессиональная подготовка летного состава проводится в целях достижения уровня знаний, навыков и умений, обеспечивающего высокую безопасность, регулярность, экономическую эффективность полетов, а также своевременные и правильные действия членов экипажей в особых случаях и аварийных ситуациях. В соответствии с пунктом 3.3.3 названных Наставлений первоначальная подготовка летного состава проводится в летных учебных заведениях гражданской авиации в соответствии с учебными планами и программами, утверждаемыми Министерством гражданской авиации. Переподготовка летного состава на воздушные суда новых типов производится в Центрах гражданской авиации, Академии гражданской авиации и летных училищах, в УТО и на авиационных заводах. Согласно пункту 4.2.2 Руководства по организации летной работы в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 29 января 1987 года N 25, и действующего с 01 июля 1987 года по 09 ноября 2009 года, первоначальная подготовка пилотов осуществляется в высших и средних летных училищах гражданской авиации.
Согласно статье 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" профессиональное образование - это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности, а дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Из анализа приведенных норм следует, что свидетельство пилота выдается лицам, прошедшим полный курс обучения в летных учебных заведениях гражданской авиации.В соответствии с частью 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами. Пунктом 5.4.10 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396, к полномочиям Федерального агентства воздушного транспорта отнесено утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года N670, установлено, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил (пункт 3); указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах (пункт 8).Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 1730-р к ведению Росавиации отнесены следующие государственные образовательные учреждения: ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации", ФГОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", ФГОУ СПО "Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени П.Ф.
Еромасова", ФГОУ СПО "Краснокутское летное училище гражданской авиации", ФГОУ СПО "Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации". В соответствии с приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 28 ноября 2007 года N304, действующего до 26 октября 2009 года, организовать профессиональную переподготовку штурманов и бортинженеров до уровня, соответствующего свидетельству пилота коммерческой авиации, разрешалось только ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" и ФГОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)". На момент прохождения курсов в "дата" в " ... " Трехлебов Р.Г. к числу действовавших пилотов не мог быть отнесен, так как им не пройден полный курс обучения в одном из высших учебных заведений гражданской авиации с присвоением квалификации "пилот" и потому отсутствовали основания для выдачи ему свидетельства коммерческого пилота, в связи с чем Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации обоснованно признана незаконной выдача Трехлебову Р.Г. свидетельства коммерческого пилота. Кроме того, Трехлебов Р.Г. проходил обучение на курсах в " ... " в период с "дата" по "дата" по программе " ... " однако документы в ВКК Росавиации были поданы на присвоение квалификации коммерческого пилота гражданской авиации и внесении квалификационной отметки " ... ". По сообщению Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга лицензия на осуществление образовательной деятельности " ... " не выдавалась.
Согласно справке Федерального агентства воздушного транспорта на основании заключения о внеплановой сертификационной проверке " ... " от "дата" принято решение об изъятии сертификата АУЦ от "дата" N ... и прекращении деятельности.
Как следует из письма руководителя следственного управления Северо-Западного следственного управления на транспорте от "дата", в ходе расследования уголовного дела N ... по обвинению генерального директора " ... " К.А.А. установлено, что в период с "дата" по "дата" К.А.А., не имея разрешения на подготовку коммерческих пилотов, подтверждал лицам, не прошедшим в установленном законом порядке обучение, их соответствие квалификации пилота коммерческой авиации, представлял документы на указанных лиц в Высшую квалификационную комиссию Федерального агентства воздушного транспорта с целью присвоения им квалификации коммерческого пилота гражданской авиации и выдачи свидетельств установленного образца. Федеральное агентство воздушного транспорта, не располагая информацией об отсутствии у общества лицензии на подготовку пилотов коммерческой авиации, незаконно выдало свидетельство пилота коммерческой авиации Трехлебову Р.Г.
В нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Трехлебов Р.Г. представленные сведения не опроверг.
Федеральные авиационные правила не применимы к лицам не прошедшим подготовку в образовательных учреждениях, утвержденных Росавиацией, по программам подготовки, утвержденным Росавиацией и не имеющим свидетельства авиационного специалиста, выданного Росавиацией.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 29 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.