Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В.,
Ивановой Т.С.,
при секретаре Лемешкиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Поляковой ЛА к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе истца Поляковой ЛА на решение Красногорского районного суда г.Каменска-Уральского Свердловской области от 12.04.2016.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., судебная коллегия
установила:
Поляковой ЛА обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей с ( / / ) по ( / / ) в должности музыкального руководителя в детском саду ... , ( / / ) по ( / / ) в должности учителя информатики в средней школе N, ( / / ) по ( / / ) в должности учителя физики в средней школе N, нахождения на курсах повышения квалификации с ( / / ) по ( / / ), назначении на основании п.п. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на неё, взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере ... руб.
В обоснование иска указала, что осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Полагая, что у неё возникло право на досрочное пенсионное обеспечение, Поляковой ЛА ( / / ) обратилась к ответчику с соответствующим заявлением. Решением пенсионного органа от ( / / ) N Поляковой ЛА отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку ею не выработан необходимый стаж. Общая продолжительность педагогической деятельности истца, зачтенная пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ составила 22 года 09 месяцев 23 дня. Считала решение пенсионного органа неправомерным, поскольку ответчик без достаточных на то оснований не включил в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды осуществления истцом педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Ответчик иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований, указал, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В силу того, что истец обратилась в пенсионный орган с соответствующим заявлением до возникновения у неё права на досрочную страховую пенсию по старости, то оснований для удовлетворения требований Поляковой ЛА не имеется.
Решением Красногорского районного суда г.Каменска-Уральского Свердловской области от 12.04.2016 иск Поляковой ЛА удовлетворен частично.
Судом постановлено: включить Поляковой ЛА в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей с ( / / ) по ( / / ) в должности учителя информатики в средней школе N, ( / / ) по ( / / ) в должности учителя физики в средней школе N, нахождения на курсах повышения квалификации с ( / / ) по ( / / ); в удовлетворении иска в остальной части отказать; взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области в пользу Поляковой ЛА расходы по оплате услуг представителя в размере ... руб., государственной пошлины в размере ... руб.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление в части отказа во включении в педагогический стаж периода работы с ( / / ) по ( / / ) в должности музыкального руководителя в детском саду Джидинского комбината, а также взыскания расходов по оплате услуг представителя в полном размере, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Истец, представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явились.
В материалах дела имеются сведения об их извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе, путем направления судебных извещений ( N от ( / / )), истец дополнительно извещена ( / / ) СМС. Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда.
Суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч.2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч.1 ст.1, ч.1 ст.7, п.п. 19 п. 1, п.2 ст. 27).
Согласно ч.3,4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "м" ст.1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области от ( / / ) N Поляковой ЛА отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку ею не выработан необходимый стаж.
В стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, пенсионный фонд не включил периоды осуществления Поляковой ЛА педагогической деятельности с ( / / ) по ( / / ) в должности музыкального руководителя в детском саду ... , ( / / ) по ( / / ) в должности учителя информатики в средней школе N, ( / / ) по ( / / ) в должности учителя физики в средней школе N, нахождения на курсах повышения квалификации с ( / / ) по ( / / ).
Общая продолжительность трудовой деятельности истца, зачтенная пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ составила ...
Удовлетворяя иск в части включения в стаж Поляковой ЛА, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии на основании п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов её работы с ( / / ) по ( / / ) в должности учителя информатики в средней школе N, ( / / ) по ( / / ) в должности учителя физики в средней школе N, суд первой инстанции, исходя из совокупности представленных сторонами в материалы дела доказательств, свидетельствующих о характере осуществляемой истцом трудовой деятельности, обоснованно руководствовался действовавшим в тот момент списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N463, который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периодов работы в должности учителя в школах всех наименований.
Кроме того, разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из положений п.4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, Конвенции Международной организации труда от 24.06.1974 N 140 "Об оплачиваемых учебных отпусках", пришел к правильным выводам о наличии оснований для включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей периода нахождения Поляковой ЛА на курсах повышения квалификации с ( / / ) по ( / / ),
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции в указанной части у судебной коллегии не имеется, поскольку изложенные в решении суда выводы основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в деле.
Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.
Инициируя спор, Поляковой ЛА также просила суд возложить на ответчика обязанность по включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период осуществления ею педагогической деятельности в должности музыкального руководителя в детском саду с ( / / ) по ( / / ).
Отказывая во включении в стаж на соответствующих видах работ периода осуществления Поляковой ЛА трудовой деятельности в должности музыкального руководителя в детском саду, суд первой инстанции, руководствуясь п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, предусматривающим, что период работы в указанной должности подлежит зачету в соответствующий стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа, исходил об обстоятельств недоказанности истцом данного условия.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, которые основаны на правильном применении норм материального права, оценке фактических обстоятельств дела.
Должность музыкального руководителя (музыкального работника) в перечень должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), не включалась.
Разделом "Наименование должностей" списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N463 должность "музыкальный руководитель" не была предусмотрена, т.е. работа в этой должности до 01.11.1999 права на досрочную трудовую пенсию по старости (пенсию за выслугу лет) не давала.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N1067 должность "музыкальный руководитель" предусмотрена и работа в этой должности, начиная с 01.11.1999, стала засчитываться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Такое правое регулирование прав истца не нарушает, поскольку установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Истцом, в нарушение требований ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости, достоверности, подтверждающих обстоятельства выполнения ею в спорный период (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Не следует этого и из архивной справки от ( / / ) N, содержащей сведения о размере заработной платы Поляковой ЛА с августа ... года по июль ... года, а также прямое указание на отсутствие сведений о педагогической нагрузке, установленной за ставку заработной платы в данный период.
При этом суждения суда первой инстанции, а также возражения апеллянта относительно возможности определения выполнения истцом в спорный период нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, исходя из её размера, содержащегося в архивной справке, положений Инструкций о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденных Приказами Министерства просвещения СССР от 05.01.1977 N2, 16.05.1985 N94, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, поскольку истец, работая музыкальным руководителем в детском саду Джидинского комбината, не подтвердила обстоятельства выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, то оснований для включения данного периода в специальный стаж не имеется.
В связи с отсутствием необходимого стажа, оснований для назначения Поляковой ЛА досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.е до возникновения у неё права на пенсионное обеспечение также не имеется.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст.ст. 88, 94, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, в частности относятся расходы по оплате услуг представителей, расходы по оформлению нотариальной доверенности.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Возмещение судебных издержек (в том числе расходов на оплату услуг представителя) на основании приведенных норм осуществляется, таким образом, только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, в силу того судебного постановления, которым спор разрешен по существу. Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Взыскивая судебные расходы на оплату услуг представителя, суд первой инстанции исходил из наличия в материалах дела доказательств, подтверждающих оказание Поляковой ЛА юридических услуг, объема и сложности выполненной представителем работы по составлению искового заявления.
С учетом принципов разумности и справедливости в целях соблюдения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, соотношения расходов с объемом защищенного права истца, суд определилразмер расходов по оплате услуг представителя, подлежащих возмещению ответчиком, с которым судебная коллегия соглашается.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 12.04.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Поляковой ЛА - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Г. Колесникова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: Т.С. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.