Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю.П.,
судей Бурматовой Г.Г.,
Кайгородовой Е.В.
при секретаре судебного заседания Каломасовой Л.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Намятовой Т.А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения
по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда
г. Екатеринбурга от 10.05.2016.
Заслушав доклад судьи Кайгородовой Е.В., судебная коллегия
установила:
Намятова Т.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что она проходила военную службу в войсковой части ... , была исключена из списков личного состава войсковой части 28.01.2011 по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, срок выслуги составил 21 год 9 месяцев. В декабре 2008 года жилищной комиссией войсковой части ... был рассмотрен рапорт истца с приложенными к нему документами об обеспечении жильем, в результате чего Намятова Т.А. вместе с членами ее семьи была поставлена на учет нуждающихся в получении жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации. В рапорте на увольнение Намятова Т.А. также указала, что обеспечена только служебным жилым помещением, расположенным в закрытом военном городке. Однако командир войсковой части не довел до нее сведения о порядке обеспечения жильем по избранному месту жительства, вопрос об обеспечении ее жилым помещением при увольнении с военной службы не был разрешен. Кроме того, на момент увольнения истца с военной службы жилищная комиссия войсковой части была ликвидирована, ее полномочия были переданы ответчику. В этот период документы, подтверждающие право истца на получение жилого помещения, были утеряны. С учетом изложенного Намятова Т.А. просила признать за ней право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации, внести данные о ней в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 10.05.2016 исковые требования Намятовой Т.А. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением, Намятова Т.А. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований в связи с неправильным определением юридически значимых обстоятельств, нарушением норм материального права. Указала, что в закрытом военном городке ей было предоставлено служебное жилое помещение на весь период военной службы, проживание в нем носит временный характер. Жилым помещением по договору социального найма она не обеспечена, однако в виду срока службы, который составляет более 20 лет, она приобрела право на получение жилого помещения по избранному месту жительства по линии Министерства обороны Российской Федерации в силу положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". При увольнении с военной службы Намятова Т.А. доводила до сведения командования войсковой части, что у нее отсутствует в постоянном пользовании жилое помещение. Таким образом, заявительный порядок обращения к органу, осуществляющему постановку военнослужащих на учет нуждающихся в получении жилых помещений, был соблюден. Протоколы жилищной комиссии, подтверждающие постановку Намятовой Т.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, утеряны, также она не может приватизировать служебную квартиру, в которой проживает.
Истец, ответчик, третье лицо Намятова Е.В., ... в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Поскольку в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд правильно установилвсе обстоятельства, имеющие значение для дела, верно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в результате чего пришел к обоснованным выводам.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Намятова Т.А. проходила службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Приказом командира войсковой части ... от 12.01.2011 N Намятова Т.А. была уволена с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, приказом командира войсковой части от 28.01.2011 N она была исключена из списков личного состава войсковой части ... с 28.01.2011. Общая продолжительность военной службы Намятовой Т.А. в календарном исчислении составила 20 лет 05 месяцев.
Как усматривается из материалов дела, Намятова Т.А. и члены ее семьи проживают в служебном жилом помещении по адресу: ... , которое было предоставлено супругу истца Н.В.Г. на основании служебного ордера.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не соблюден заявительный порядок обращения к органу, осуществляющему принятие на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, факт обращения Намятовой Т.А. в уполномоченный орган с рапортом или заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений не подтвержден соответствующими доказательствами.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах права, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются представленными доказательствами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, что следует учитывать при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище.
Таким образом, гарантированное ст. 15 Федерального закона 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище, условия обеспечения жилищных прав военнослужащих определены в ст. ст. 15, 15.1, 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым обязанность обеспечения жильем как в форме предоставления жилого помещения, так и в денежной форме возникает при совокупности ряда установленных законом условий. К числу таких условий относятся: нуждаемость военнослужащего в жилье, при этом такой военнослужащий должен быть учтен в качестве нуждающегося в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы, включен в единый реестр нуждающихся, а также продолжительность военной службы. Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, основанием возникновения у военнослужащего права на обеспечение жильем от военного ведомства и последующей реализации этого права, помимо необходимой выслуги лет военной службы и оснований увольнения, является решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях, принимаемое во время прохождения военной службы уполномоченным органом. При отсутствии такого решения, принятого до момента увольнения с военной службы, у гражданина, уволенного с военной службы, отсутствует право на обеспечение жилым помещением за счет соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Согласно п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280 (далее - Инструкция от 30.09.2010 N 1280), для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются перечисленные в Инструкции документы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455 Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований, в частности, Инструкции от 30.09.2010 N 1280; установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в числе которых поименовано и ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье").
Как следует из рапорта командиру войсковой части ... от 03.12.2010, Намятова Т.А. просила уволить ее с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, указав при этом, что обеспечена жилым помещением по месту службы по установленным нормам, проживает в служебной квартире в закрытом военном городке.
Согласно листу беседы от 24.12.2010, проведенной с истцом при увольнении с военной службы, Намятова Т.А. указала, что обеспечена служебной площадью, согласна с увольнением и каких-либо просьб не имеет.
Таким образом, ни в рапорте от 03.12.2010, ни в листе беседы от 24.12.2010 Намятова Т.А. не просила предоставить ей жилое помещение в постоянное пользование или поставить ее на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что Намятова Т.А. в установленном законом порядке обращалась в ФГКУ "Центррегионжилье" или к командованию войсковой части ... с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма. Не представлено в материалы дела и доказательств того, что Намятова Т.А. состояла на учете нуждающихся в получении жилого помещения до момента увольнения с военной службы.
Учитывая, что право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета может быть реализовано лишь в установленном законом порядке, и такое право признается за военнослужащими компетентным органом в области жилищных отношений, а Намятова Т.А. не признана нуждающейся в жилых помещениях, с заявлением о постановке на соответствующий учет никогда не обращалась, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при увольнении с военной службы Намятова Т.А. уведомляла командование войсковой части об отсутствии у нее постоянного жилого помещения, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положения которой разъяснялись истцу судом первой инстанции в определении о подготовки дела к судебному разбирательству, не подтверждены соответствующими доказательствами.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции, имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений против них.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение суда, должным образом отвечающее критериям законности и обоснованности, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 10.05.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Намятовой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.П. Москаленко
Судьи: Г.Г. Бурматова
Е.В. Кайгородова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.