Президиум Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Дементьева А. А.,
членов президиума Баландиной Т. П., Васильевой А.С., Жернова С. Р.,
Поляковой Т. Н., Смагиной И. Л.
с участием заместителя военного прокурора Центрального военного округа
Тихонова И. В.,
при секретаре Михайловой Н. А.
рассмотрел в открытом судебном заседании 20 июля 2016 г. гражданское дело по иску военного прокурора Еланского гарнизона в интересах Востриковой В.А., Томской С.И. , Селезневой Н.А. к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" о взыскании ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения
по кассационной жалобе ответчика на решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 28 сентября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 01 декабря 2015 г.
Заслушав доклад судьи Родионовой Т. О., объяснения представителя ответчика Коровиной О. Г., подержавшей доводы кассационной жалобы, заместителя военного прокурора Центрального военного округа Тихонова И. В., полагавшего судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение, президиум
установил:
военный прокурор Еланского гарнизона обратился в суд с иском в интересах Востриковой В. А., Томской С. И., Селезневой Н. А. к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" (далее - Управление) о взыскании ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения. В обоснование требований указал, что истцы являются медицинскими работниками, работают по трудовому договору по основному месту работы в войсковой части N, дислоцированной в ... , входящем в территорию сельского поселения, проживают в данной местности, в связи с чем имеют право на ежемесячную денежную выплату по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере ... руб., предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. N 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях". Приказы командира войсковой части N об установлении истцам указанной выплаты были направлены в Управление для реализации, однако выплата истцам не была произведена. Полагая отказ в выплате незаконным, ссылаясь на действующий между войсковой частью N и Управлением договор на осуществление финансово-экономического обеспечения войсковой части в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, прокурор просил взыскать с Управления в пользу каждого из истцов ежемесячную денежную выплату, предусмотренную п. 1 указанного постановления, за период с ( / / ) по ( / / ) г. ( ... месяцев) в сумме по ... руб., а также включить истцов в список на право получения данной выплаты, произвести индексацию взысканных сумм на день исполнения решения суда.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 28 сентября 2015 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 01 декабря 2015 г. указанное решение изменено, из резолютивной части исключено указание о производстве индексации взысканных сумм по состоянию на ( / / ) В остальной части указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ответчика Коровина О. Г., ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального права, просит принятые по делу судебные постановления отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Свердловского областного суда Родионовой Т. О. ( / / ) дело было истребовано в президиум Свердловского областного суда, определением этого же судьи от ( / / ) кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Определением от ( / / ) по ходатайству заявителя на основании ч. 1 ст. 381 ГПК Российской Федерации приостановлено исполнение решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истцы, представители третьих лиц - войсковой части N и Министерства обороны Российской Федерации, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч. 2 ст. 385 ГПК Российской Федерации, президиум считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении дела и выразились в следующем.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что истцы Вострикова В. А., Томская С. И., Селезнева Н. А. относятся к категории медицинских работников, проживающих и работающих по трудовому договору в сельской местности, состоящих в штате по основному месту работы в федеральном государственном учреждении, подведомственном федеральному органу исполнительной власти, в связи с чем имеют право на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях". В качестве правового основания удовлетворения иска суды указали также ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, действовавшую до 1 января 2005 г.
Однако изложенные в судебных постановлениях выводы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии со ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (действовавших до 1 января 2012 г.) в первоначальной редакции к государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки (ч. 1). К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации (ч. 2). В государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации (ч. 3).
Статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) устанавливала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (ч. 2).
Пунктами 13, 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. ст. 12 и 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения.
В соответствии со ст. 12 Основ в данной редакции к государственной системе здравоохранения отнесены федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан (ч. 1). К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации (ч. 2). В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3).
Часть 2 ст. 63 Основ, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, была признана утратившей силу. Одновременно Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ была введена часть четвертая, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля" утвержден перечень федеральных специализированных медицинских учреждений. В данном перечне войсковые части, их медицинские пункты не названы.
Реализуя предоставленные приведенными нормами федерального законодательства полномочия, Правительство Российской Федерации издало постановление от 17 октября 2011 г. N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях".
В соответствии с п. 1 указанного постановления Правительство Российской Федерации установило с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 руб.
Пунктом 5 данного постановления было предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные учреждения.
Согласно п. 6 постановления на Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации возложена обязанность определить порядок осуществления выплат в соответствии с этим постановлением.
В силу п. 6 постановления приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 1556ан и Министерства финансов Российской Федерации N 174н от 16 декабря 2011 г. утвержден Порядок осуществления с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Указанный порядок определял правила осуществления с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
В связи со вступлением в силу с 1 января 2012 г. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г. утратили силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государственную систему здравоохранения составляют: 1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы; 2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящей части); 3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2 ст. 72).
Из приведенных нормативных положений следует, что действие постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 839, принятого во исполнение Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г., утративших силу с 1 января 2012 г., распространялось на медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях здравоохранения, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере охраны здоровья.
Между тем в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции в области обороны, и, следовательно, не является федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья и не входит в систему государственных органов здравоохранения. Соответственно подчиненные Министерству обороны Российской Федерации войсковые части не относятся к федеральным государственным учреждениям здравоохранения, на работников которых распространено примененное судом при разрешении настоящего спора постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. N 839.
Судами при удовлетворении иска не дано надлежащей оценки доводам возражений ответчика об отсутствии у войсковой части N статуса указанного учреждения, статуса юридического лица и лицензии на право осуществления медицинской деятельности.
Мотивы, по которым отклонены доводы ответчика, об отсутствии у истцов права на выплату, предусмотренную именно постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. N 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях", в судебных постановлениях не приведены. Судами фактически не проверялось наличие оснований для производства данной выплаты с учетом действующего Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях, утвержденного Приказом Минздрава России N 121н, Минфина России N 39н от 18 марта 2015 г.
При таких обстоятельствах президиум находит принятые по делу судебные постановления подлежащими отмене в связи с допущенными судами существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, а также охраняемых законом публичных интересов, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное, разрешить спор, исходя из установленных обстоятельств, в соответствии с нормами материального права, регулирующими возникшие отношения, а также с соблюдением норм процессуального права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в резолютивной части постановления суда кассационной инстанции должно быть указано об отмене приостановления исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 386-388, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
постановил:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 28 сентября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 01 декабря 2015 г. отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.
Отменить приостановление исполнения указанного решения суда, произведенное определением судьи Свердловского областного суда от ( / / )
Председательствующий А. А. Дементьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.