Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 08 сентября 2016 г. по делу N 33а-551/2016
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Савельева И.Г.,
судей Царькова В.Н.,
Постникова В.Н.
при секретаре Лапиной В.А.,
с участием административного истца и его представителя - К.А.Е., а также представителя административного ответчика - К.Х.А., рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 26 мая 2016 года по административному иску подполковника медицинской службы Шилова Сергея Александровича об оспаривании приказов начальника Федерального государственного казенного учреждения "442 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 442 ВКГ).
Заслушав доклад судьи Постникова В.Н., выступления административного истца и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, а также представителя ответчика, предлагавшего решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
в административном иске Шилов просил суд признать незаконными и подлежащими отмене приказ начальника 442 ВКГ от 04 апреля 2016 года о привлечении административного истца к дисциплинарной ответственности, а также пункт 4 приказа от 25 марта 2016 года о возложении на начальника аттестационной комиссии госпиталя обязанности провести в отношении административного истца внеочередную аттестацию на предмет соответствия занимаемой должности.
Свои требования Шилов обосновал тем, что приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии издан с нарушением требований Дисциплинарного устава ВС РФ, а приказ о проведении внеочередной аттестации противоречит ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы и приказу Министра обороны РФ от 29 февраля 2012 года N 444.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 26 мая 2016 года заявленные Шиловым требования были удовлетворены частично: пункт 4 приказа начальника 442 ВКГ от 25 марта 2016 года был признан не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права Шилова, и на административного ответчика возложена обязанность отменить названный приказ в указанной части.
В удовлетворении административного искового заявления Шилова в части требований об обжаловании приказа начальника 442 ВКГ от 4 апреля 2016 года было отказано.
Кроме того, с 442 ВКГ в пользу Шилова были взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей.
Свое решение суд мотивировал тем, что приказ от 4 апреля 2016 года издан правомочным должностным лицом на основании проведенного разбирательства, а приказ от 25 марта 2016 года издан с нарушением установленного порядка.
В апелляционной жалобе Шилов, не соглашаясь с этим судебным актом в части, в которой ему отказано в удовлетворении требований, просит его изменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению автора жалобы, вынесенное решение является незаконным, поскольку суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для административного дела, а выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
В обосновании жалобы Шилов указывает, что, вопреки мнению суда первой инстанции, расследование проводилось не по факту комплексной проверки филиала N 5 госпиталя, а по результатам проверки Межрегионального управления Контрольно - финансовой инспекции МО РФ от 1 марта 2016 года (далее - МУКФИ) с целью решения вопроса о привлечении виновных лиц к материальной ответственности. Разбирательство по результатам комплексной проверки в соответствии с требованиями Дисциплинарного устава ВС РФ фактически проведено самим начальником 442 ВКГ.
Как указано в жалобе, гарнизонный военный суд не принял во внимание и не дал оценки тому обстоятельству, что ранее приказом начальника 442 ВКГ от 25 марта 2016 года Шилову по результатам проверки уже было объявлено дисциплинарное взыскание - "строгий выговор", однако в последующем этот приказ был произвольно изменен.
Административный истец полагает, что возбуждение в отношении него процедуры снижения в должности либо увольнения с военной службы является препятствием к привлечению его к дисциплинарной ответственности за тот же проступок.
При принятии оспоренного решения, по мнению Шилова, суду надлежало учитывать характеризующие его материалы и последствия выявленных проверкой недостатков, которые впоследствии были устранены.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика полагал необходимым оставить ее без удовлетворения, поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно.
Рассмотрев административное дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ имеющиеся в административном деле и новые доказательства, окружной военный суд приходит к следующему.
Как установлено судом апелляционной инстанции, приказом заместителя Министра обороны РФ от 22 июня 2013 года подполковник медицинской службы Шилов назначен на должность начальника госпиталя (на 150 коек, г. Санкт-Петербург) 442 окружного военного клинического госпиталя, а приказом командующего войсками Западного военного округа от 12 декабря 2013 года - начальником филиала N 5 этого же госпиталя.
С 14 января по 12 февраля 2016 года МУКФИ были проведены контрольные мероприятия по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности филиала N 5442 ВКГ с составлением Акта от 1 марта 2016 года, а с 22 по 25 марта 2016 года комиссией 442 ВКГ проведена комплексная проверка филиала N 5442 ВКГ, по результатам которой был составлен Акт от 25 марта 2016 года.
В период с 25 марта по 4 апреля 2016 года заместителем начальника 442 ВКГ проведено служебное разбирательство по факту ненадлежащего исполнения обязанностей начальником филиала N 5 Шиловым по результатам указанных проверок. По итогам этого разбирательства начальником 442 ВКГ был издан приказ от 4 апреля 2016 года о наложении на административного истца дисциплинарного взыскания - предупреждение о неполном служебном соответствии.
В соответствии с пунктом 1 ст. 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
Согласно пункту 2 вышеуказанной статьи военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.
При этом, исходя из совокупности правовых норм пунктов 6 и 7 ст. 28.2, пункта 1 ст. 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также пункта 81 Дисциплинарного устава ВС РФ, бремя доказывания вины военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, а также установления всех иных обстоятельств, указанных в пункте 1 ст. 28.6 Закона и необходимых для его привлечения к дисциплинарной ответственности, лежит на соответствующем командире (начальнике), который проводит для этого разбирательство.
Как усматривается из материалов дела, разбирательство в отношении Шилова было проведено в период с 25 марта по 4 апреля 2016 года заместителем начальника 442 ВКГ с оформлением письменных материалов в виде Акта служебного разбирательства по факту ненадлежащего исполнения обязанностей начальником филиала N 5 (1 ВМКГ) ФГКУ "442 ВКГ" Минобороны России подполковником медицинской службы Шиловым С.А. (далее - Акт служебного разбирательства).
Согласно указанному Акту служебного разбирательства, а также оспоренному приказу дисциплинарный проступок, за который Шилов был привлечен к дисциплинарной ответственности, состоял в ненадлежащем исполнении им служебных обязанностей и неудовлетворительной организации основных видов деятельности филиала госпиталя, выявленных проверкой филиала госпиталя МУКФИ, а также комплексной комиссией 442 ВКГ, которые заключались в следующем: мероприятия по взысканию ущерба с виновных в недостаче медицинского имущества на сумму 00000 рублей и имущества связи на сумму 00000 рубля, выявленного в филиале госпиталя, начали проводиться командованием филиала только в ходе проверочных мероприятий; не приняты решения по нарушениям, выявленным предыдущей проверкой и зафиксированным в акте от 5 декабря 2014 года; на момент проверки не принято решение по завышению объемов услуг водоснабжения в рамках исполнения государственного контракта от 14 декабря 2012 года на сумму 00000, 00 рублей; на момент проверки выявлен ущерб государству на сумму 000000 рублей, допущенный вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по приемке работ (услуг), выполняемых сторонними организациями по государственным контрактам, ответственным должностным лицом - Шиловым. Мероприятия по устранению ущерба начаты только в период проведения проверочных мероприятий.
В ходе проведения комплексной проверки выявлено: филиал не способен должным образом оказать экстренную и неотложную медицинскую помощь; навыки медицинского персонала филиала к оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи низкие; шкафы неотложной помощи недостаточно укомплектованы медицинскими препаратами для ее оказания и в них обнаружены расходное медицинское имущество и лекарственные средств с истекшими сроками годности по 29 наименованиям, ущерб составил 00000, 00 рублей; организация кадровой работы, медицинской деятельности, экологической безопасности и материально - технического обеспечения в филиале госпиталя оценена на "неудовлетворительно".
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции административный истец признал факты отдельных упущений, допущенных им в организации кадровой работы, медицинской деятельности и экологической безопасности вверенного ему филиала госпиталя.
Отказывая административному истцу в удовлетворении его требований о признании незаконным приказа от 4 апреля 2016 года, суд первой инстанции посчитал установленным, что ему обоснованно вменялись в вину выявленные недостатки.
Между тем, по мнению окружного военного суда, данный вывод не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Так, согласно материалам дела, недостачи медицинского имущества на сумму 00000 рублей и имущества связи на сумму 00000 рубля были выявлены комиссиями филиала госпиталя в июне и декабре 2015 года соответственно. По данным фактам по указанию Шилова проведены разбирательства, о результатах которых доложено начальнику 442 ВКГ и представлены документы для взыскания ущерба с виновных лиц. Все указанные мероприятия проведены до проведения проверочных мероприятий в филиале госпиталя.
При этом в материалах служебного разбирательства не установлены ни само событие дисциплинарного проступка, ни вина Шилова в образовании указанных недостач либо в непринятии мер к возмещению ущерба.
Не было представлено таких доказательств стороной ответчика также при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Согласно Акту от 1 марта 2016 года, МУКФИ в ходе контрольных мероприятий осуществлялась, в том числе, проверка выполнения предложений, изложенных в акте от 5 декабря 2014 года, составленном по результатам проверки 442 ВКГ.
В частности, в Акте от 1 марта 2016 года отмечено, что предыдущей проверкой было установлено завышение объемов оплаты услуг водоснабжения в рамках исполнения Государственного контракта от 14 декабря 2012 года на сумму 00000, 00 рублей.
Как следует из материалов дела, а также п. 2.1 Акта от 1 марта 2016 года административным истцом меры по корректировке данных учета со снабжающей организацией предпринимались с октября 2014 года, соответствующие корректировочные акты в филиале ОАО "Славянка" подписаны, но в филиал госпиталя, несмотря на запросы, в том числе и органов военного управления ЗВО, не представлены.
При этом в Акте от 1 марта 2016 года указано, что ущерб в размере 00000, 00 рублей отражен в книге учета недостач 442 ВКГ, из чего следует, что принятие решения по данному ущербу находится в компетенции начальника 442 ВКГ, а не начальника филиала N 5, как указано в оспоренном приказе.
Данное обстоятельство подтверждается и предложениями Акта от 1 марта 2016 года начальнику филиала N 5, в п. 7 которых ему предписано лишь представить корректировочные акты.
Согласно пунктам 8.1.1. и 8.1.2. Акта от 1 марта 2016 года в ходе проведения контрольных мероприятий было установлено завышение объемов оказанных в рамках исполнения Государственных контрактов услуг по техническому обслуживанию зданий военного городка N 26, а также поставки объемов электроэнергии для нужд филиала N 5 госпиталя за период с июля 2014 года по декабрь 2015 года на общую сумму 000000 рублей.
Ненадлежащее исполнение обязанностей по приемке работ (услуг), выполняемых сторонними организациями по Государственным контрактам, было вменено Шилову.
Между тем, должностными лицами как проводившим служебное разбирательство, так и издавшим оспоренный приказ, не было учтено то обстоятельство, что Шилов исполнял обязанности районного представителя государственного заказчика и подписывал акты сдачи - приемки услуг лишь в период с июля по октябрь 2014 года, а с 1 ноября 2014 года по 31 декабря 2015 года таким представителем являлся начальник 126 отдела территориального эксплуатации и контроля за оказанием услуг.
Однако служебным разбирательством не установлены ни наличие завышения объема выполненных услуг в период исполнения Шиловым обязанностей районного представителя государственного заказчика, ни его вина в образовании ущерба при наличии такового.
Не было представлено таких доказательств стороной ответчика и при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Согласно описательной части оспоренного приказа комплексной проверкой филиала N 5 госпиталя выявлено, в числе прочего, что филиал не способен должным образом оказать экстренную и неотложную медицинскую помощь, навыки медицинского персонала филиала к оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи низкие, шкафы неотложной помощи недостаточно укомплектованы медицинскими препаратами для ее оказания и в них обнаружены расходное медицинское имущество и лекарственные средств с истекшими сроками годности по 29 наименованиям.
Между тем, согласно Акту от 14 сентября 2015 года по результатам проверки филиалов и обособленных структурных подразделений главными медицинскими специалистами ФГКУ "442 ВКГ" по вопросам оказания неотложной медицинской помощи филиал N 5 госпиталя по данному направлению деятельности отмечен с лучшей стороны.
Однако данные противоречия в ходе служебного разбирательства в отношении Шилова не выяснялись.
Кроме того, как следует из показаний в суде первой инстанции свидетелей С. и Сл., непосредственно принимавших участие в комплексной проверке филиала N 5 госпиталя, практические навыки персонала госпиталя по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи не проверялись, а шкаф с расходным медицинским имуществом и лекарственными средствами с истекшими сроками годности был обнаружен только в хирургическом отделении, а не во всех, и по 5, а не 29 наименованиям.
Таким образом, значительная часть вмененных Шилову нарушений исполнения им должностных обязанностей, за которые он был привлечен оспоренным приказом к дисциплинарной ответственности, не нашла своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, что снижает тяжесть совершенного им проступка.
Кроме того, в ходе проведенного в отношении Шилова служебного разбирательства не в полной мере учтены данные, характеризующие его личность, поскольку в Акте служебного разбирательства имеется указание только на наличие у него не снятого дисциплинарного взыскания "выговор", объявленного 21 марта 2016 года, однако отсутствуют сведения о награждении Шилова в июне 2015 года начальником ГВМУ Министерства обороны РФ грамотой, а также представления в октябре 2015 года к награждению медалью "Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова", которая в последующем ему была вручена.
Согласно п. 52 Дисциплинарного устава ВС РФ командир (начальник) должен учитывать, что применяемое взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.
Исходя из установленных при рассмотрении дела в апелляционном порядке обстоятельств, руководствуясь вышеприведенной правовой нормой, а также разъяснениями п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 (ред. от 28.06.2016 г.) "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", окружной военный суд приходит к выводу, что наложенное на Шилова приказом начальника 442 ВКГ от 04 апреля 2016 года дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии не отвечает требованиям соразмерности примененного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного Шиловым проступка и степени его вины, а потому оспоренный приказ, как не соответствующий требованиям п. 52 Дисциплинарного устава ВС РФ, подлежит отмене, требования административного истца в данной части - удовлетворению, а решение суда первой инстанции - изменению на основании пункта 3 части 2 статьи 310 КАС РФ, то есть в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
При этом окружной военный суд не правомочен определять вид дисциплинарного взыскания, которое надлежит применить к военнослужащему.
При таких обстоятельствах иные доводы апелляционной жалобы на вывод суда апелляционной инстанции не влияют.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 26 мая 2016 года по административному иску Шилова Сергея Александровича изменить: в части отказа Шилову С.А. в удовлетворении его требований о признании незаконным приказа начальника Федерального государственного казенного учреждения "442 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 года - решение отменить и принять в данной части новое решение:
признать приказ начальника Федерального государственного казенного учреждения "442 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации от 04 апреля 2016 года о привлечении Шилова С.А. к дисциплинарной ответственности не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права Шилова С.А., и обязать административного ответчика в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу отменить указанный приказ, о чем в течение месяца сообщить в суд и административному истцу.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.