Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Верещагина Г.С., Гудушина Н.Б.,
при секретаре Ткаченко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Котлас" на решение Котласского городского суда Архангельской области от 19 мая 2016 года, которым постановлено:
"исковое заявление Заозерской Юлии Викторовны в интересах несовершеннолетней ФИО 1 к муниципальному образованию "Котлас" в лице администрации муниципального образования "Котлас" об обязании обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.
Обязать муниципальное образование "Котлас" в лице администрации муниципального образования "Котлас" организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетней ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, путём приёма в муниципальное образовательное учреждение на территории города Котласа Архангельской области".
Заслушав доклад судьи Гудушина Н.Б., судебная коллегия
установила:
Заозерская Ю.В. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ рождения к муниципальному образованию "Котлас" в лице администрации МО "Котлас" о возложении обязанности по предоставлению ребенку места в дошкольном образовательном учреждении в срок до 1 сентября 2017 года. В обоснование требований указала, что ответчик не предоставляет ее дочери место в дошкольном учреждении, чем нарушает ее право на получение дошкольного образования.
В судебное заседание Заозерская Ю.В. не явилась.
Представитель ответчика Носарева Л.В. в судебном заседании возражала относительно испрашиваемого срока предоставления места в дошкольном учреждении, просила установить срок предоставления несовершеннолетнему места в дошкольном образовательном учреждении до 1 сентября 2018 года.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласилась администрация муниципального образования "Котлас". В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что на территории МО "Котлас" комплектование групп МДОУ на очередной учебный год осуществляется ежегодно в мае. На 01 сентября 2015 года открыто и укомплектовано 50 групп (1 014 мест) для возрастных категорий 1-2 года, 2-3 года, 3-4 года. Открывая данные группы в максимальном количестве, в муниципальном образовании обеспечивается 100 % доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех лет. На территории МО "Котлас" в связи с массовым обращением в суд по указанным спорам сложилась острая ситуация с ежегодным комплектованием в группы МДОУ с возрастом до трех лет, куда набор осуществляется только на основании судебных решений. Осуществить набор в группы детей указанного возраста на основании утвержденного Порядка не представляется возможным в связи с отсутствием свободных мест. Администрацией предпринимаются все возможные меры по расширению сети дошкольных учреждений, но имеющиеся в распоряжении ответчика финансовые ресурсы несоразмерны с масштабом проблем по надлежащей организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования. Считает, что судом не принято во внимание, что реальный срок предоставления несовершеннолетнему ребенку места в МДОУ - не ранее мая 2018 года, когда он достигнет возраста двух лет и беспрепятственно сможет получить место в дошкольном учреждении. Обеспечение местом в МДОУ дочери истца, которая не входит в льготную категорию, повлечет за собой нарушение прав и свобод других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на первоочередное или внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях. Образовательная деятельность в дошкольных учреждениях начинается с возраста не ранее 1,5 лет (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ответчиком права несовершеннолетней ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ рождения на бесплатное дошкольное образование.
С таким выводом не может согласиться суд апелляционной инстанции.
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В силу ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (п. 1 ч. 1 ст. 9 указанного Закона).
Исходя из положений ст. 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" перед Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Исходя из приведенных правовых норм, юридически значимыми для дела обстоятельствами являются: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях; наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что истцу отказано в реализации права ее дочери на получение образования.
Поданное истцом заявление о постановке на учет с целью предоставления ее дочери места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, принято соответствующим органом, ему присвоен учетный номер 12111.
При этом из указанного заявления следует, что у ребенка отсутствует право на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении.
Также при подаче заявления истец была ознакомлена с порядком комплектования (отчисления) МДОУ и ей разъяснен порядок формирования очереди.
Таким образом, поскольку на момент разрешения спора истцом не был подтвержден факт нарушения права ее ребенка на получение образования, то оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в своем исковом заявлении законный представитель ФИО 1 указывал на необходимость обеспечения ребенка местом в детском саду в срок до 01 сентября 2017 года, что подтверждает то обстоятельство, что к моменту обращения в суд несовершеннолетняя не претендовала на место в детском дошкольном учреждении.
Доказательств того, что ранее указанной даты исключается возможность обеспечения ребенка местом в детском дошкольном учреждении, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, обращение Заозерской Ю.В. с названным иском не носило цели пресечения нарушенного права, то есть не отвечало целям и задачам, определенным ст. 2 ГПК РФ.
С учетом изложенного, постановленное судом решение об удовлетворении исковых требований Заозерской Ю.В. нельзя признать законным, вследствие чего оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Котласского городского суда Архангельской области от 19 мая 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковое заявление Заозерской Юлии Викторовны в интересах несовершеннолетней ФИО 1 к муниципальному образованию "Котлас" в лице администрации муниципального образования "Котлас" об обязании обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении оставить без удовлетворения.
Председательствующий Ю.И. Кузнецов
Судьи Г.С. Верещагин
Н.Б. Гудушин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.