Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Васякина А.Н.,
судей областного суда Раковского В.В., Трифоновой О.М.,
при секретаре Михалевой В.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Бузулука Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области на решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 06 апреля 2016 года, которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Васякина А.Н., судебная коллегия,
установила:
Администрация города Бузулука Оренбургской обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав, что решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 02 сентября 2014 года удовлетворены исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 об обязании администрации муниципального образования город Бузулук Оренбургской области предоставить ФИО2 жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта - Оренбургской области. (дата) судебным приставом исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N-ИП на основании исполнительного листа N от (дата), которым установлен 5-дневный срок с момента получения указанного постановления для добровольного исполнения решения суда от (дата). (дата) СПИ вынесено постановление о взыскании с администрации г. Бузулука исполнительского сбора в размере *** рублей за неисполнение указанного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Администрация города Бузулука Оренбургской обратилась в суд с аналогичным иском, указав, что решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 19 августа 2014 года удовлетворены исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора в интересах ФИО7 к администрации муниципального образования город Бузулук Оренбургской области о предоставлении жилого помещения не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта - Оренбургской области ФИО7 (дата) судебным приставом исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N-ИП на основании исполнительного листа N от (дата), которым установлен 5-дневный срок с момента получения указанного постановления для добровольного исполнения решения суда от (дата). (дата) СПИ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере *** рублей за неисполнение данного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок. В указанных исках истец ссылается на то, что согласно вышеуказанным решениям жилые помещения для ФИО2 и ФИО7 надлежит приобрести за счет средств бюджета Оренбургской области. Администрация города Бузулука осуществляет переданные отдельные государственные полномочия за счет и в рамках полученной субвенции из областного бюджета, размер которых определяется законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В рамках своих полномочий администрация города Бузулука направляет в Правительство Оренбургской области информацию о необходимом объеме средств на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по решению судов. Поскольку денежные средства в местный бюджет поступают в виде субвенций из бюджета Оренбургской области, то администрация города Бузулука не имеет возможности распределять денежные средства бюджета субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, соответственно поступление денежных средств из регионального бюджета не зависит от воли администрации города Бузулука. В связи с этим полагают, что своевременное исполнение решений Бузулукского районного суда от 19 августа 2014 года и от 02 сентября 2014 года не представляется возможным по независящим от администрации города Бузулука обстоятельствам. Администрация обратилась в Бузулукский районный суд Оренбургской области с заявлениями об отсрочке исполнения решений суда. Определением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 09 апреля 2015 года администрации г. Бузулука в предоставлении отсрочки исполнения решения Бузулукского районного суда от 02 сентября 2014 года по иску Бузулукского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах Баевой Н.И. о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилищных помещений за счет средств Оренбургской области отказано. Заявление администрации г. Бузулука о предоставлении отсрочки исполнения решения Бузулукского районного суда от 19 августа 2014 года по иску Бузулукского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах ФИО7 о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилищных помещений за счет средств Оренбургской определением Бузулукского районного суда от 09 апреля 2015 года удовлетворено. 12 марта 2015 года администрацией подано заявление СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области об отложении исполнительных действий. 20 марта 2015 года СПИ вынесено постановление об отказе в отложении исполнительских действий. Истец указал, что Законом Оренбургской области от 08 декабря 2014 года N 2809/775-V-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" муниципальному образованию город Бузулук Оренбургской области предусмотрено выделение денежных средств для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере *** рублей. По состоянию на 01 декабря 2015 года в муниципальном образовании город Бузулук возникло право на обеспечение жилыми помещениями у 81 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, следовательно, для обеспечения всех нуждающихся муниципальному образованию город Бузулук Оренбургской области необходимы денежные средства в размере *** рублей. Администрация города Бузулука систематически направляет сведения о количестве неисполненных решений судов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по МО г. Бузулук Оренбургской области и о необходимых для исполнения решения денежных средствах в министерство социального развития Оренбургской области. В ответ на неоднократные обращения администрации города Бузулука в Министерство социального развития поступило письмо о предоставлении МО г. Бузулука дополнительных финансовых средств на исполнение решения судов об обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в размере *** рубля за счет средств областного бюджета. После поступления в местный бюджет указанных денежных средств и реализации процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" администрацией выполнена обязанность, установленная в рамках реализации государственных полномочий. ФИО2 и ФИО7 обеспечены жилыми помещениями. (дата) исполнительные производства окончены. Кроме того, процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требуют соблюдения определенных сроков, указанных в данном законе. Истец полагал, что по смыслу ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, п. п. 1 и 2 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, вина в неисполнении решений суда об обязании обеспечить ФИО2 и ФИО7 жилыми помещениями за счет средств Оренбургской области в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, отсутствует. Истец просил освободить администрацию города Бузулука от взыскания исполнительского сбора по исполнительным производствам N-ИП и N-ИП, возбужденным (дата) на основании исполнительных листов от (дата) N и от (дата) N.
Определением суда от 16 марта 2016 года гражданские дела по указанным исковым заявлениям объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель истца Слис М.С. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика УФССП России по Оренбургской области и третье лицо СПИ МОСП по ИОИП Паничкина Г.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 06 апреля 2016 года исковые требования администрации муниципального образования города Бузулука Оренбургской области удовлетворены.
С указанным решением не согласилось УФССП России по Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 112 и Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.7 ст.112 Закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п.11, 12 ст.30 Закона должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 30 июля 2001 года N13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Судом установлено, что вступившими в законную силу решениями Бузулукского районного суда Оренбургской области от 02 сентября 2014 года и от 19 августа 2014 года на администрацию города Бузулука Оренбургской области возложена обязанность предоставить ФИО2 и ФИО7 благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в пределах муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области, не ниже установленных норм предоставления жилой площади, за счёт средств бюджета Оренбургской области. Апелляционными определениями судебной коллегией по гражданским делам Оренбургского областного суда от 27 ноября 2014 года указанные решения суда оставлены без изменения, вступили в законную силу 27 ноября 2014 года.
На основании исполнительного листа серии N (дата) судебным приставом - исполнителем Бузулукского ГОСП Ожерельевой А.В. возбужденно исполнительное производство N-ИП, в отношении должника: администрации МО г. Бузулук Оренбургской области на предмет исполнения: обязание предоставить ФИО2 благоустроенного жилого помещения.
На основании исполнительного листа серии ВС N (дата) судебным приставом - исполнителем Бузулукского ГОСП Ожерельевой А.В. возбужденно исполнительное производство N-ИП, в отношении должника: администрации МО г. Бузулук Оренбургской области в пользу взыскателя ФИО7 об обязании предоставить жилое помещение.
СПИ установлен пятидневный срок для добровольного исполнения указанных требований, содержащихся в исполнительных документах.
(дата) на основании постановления СПИ Бузулукского ГОСП в связи с изменением места совершения исполнительских действий. Материалы исполнительных производств направлены в МОСП по ИОИП России по Оренбургской области.
Исполнительным производствам присвоены новые номера: исполнительному производству N-ИП новый N-ИП, исполнительному производству N-ИП номер N-ИП.
В заявлениях от (дата) администрация города Бузулука просила СПИ МОСП по ИОИП отложить исполнительские действия до вынесения судебного акта о предоставлении либо отказе в предоставлении отсрочки исполнения указанных решений Бузулукского районного суда.
(дата) СПИ отказано в удовлетворении заявлений об отложении исполнительских действий.
Определением Бузулукского районного суда Оренбургской области от (дата) администрации города Бузулука отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от (дата).
На основании определения Бузулукского районного суда от (дата) администрации г. Бузулука предоставлена отсрочка исполнения решения суда от (дата) об обязании предоставить жилое помещение ФИО7 на срок до (дата).
В связи с этим, администрация г. Бузулука (дата) обратилась к СПИ с заявлением об отложении исполнительских действий по исполнительному производству N-ИП от (дата).
(дата) СПИ данное заявление оставлено без удовлетворения.
На основании постановлений СПИ МОСП по ИОИП Паничкиной Г.А. (дата) с администрации города Бузулука взыскан исполнительский сбор по исполнительным производствам N-ИП и N-ИП в размере 50 000 рублей по каждому исполнительному производству.
Указанные постановления получены администрацией г. Бузулука (дата).
(дата) СПИ МОСП по ИОИП Паничкиной Г.А. установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа, вынесено предупреждение в адрес главы администрации города Бузулук.
СПИ МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области неоднократно направляла в адрес администрации требования о предоставлении документов, подтверждающих исполнение требований исполнительных документов, сообщении о принимаемых мерах к исполнению судебных решений, а также копий платежных поручений о перечислении исполнительского сбора.
В ответ на указанные требования администрация города Бузулука сообщила СПИ МОСП по ИОИП, что администрацией предприняты все возможные меры по своевременному исполнению требований исполнительного акта.
(дата) администрацией г. Бузулука предоставлены жилые помещения ФИО2 и ФИО7 по договору найма.
На основании постановлений СПИ МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области от (дата) исполнительные производства N-ИП и N-ИП окончены в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Из материалов дела следует, что после вступления решений суда в законную силу администрация приступила к осуществлению комплекса мероприятий по приобретению жилого помещения и предоставлению его детям-сиротам. Были направлены письма в адрес вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике ФИО10 и директору департамента социальной защиты населения Оренбургской области ФИО11 о предоставлении дополнительных денежных средств из областного бюджета.
Денежные средства поступили в адрес муниципального образования, направлены на приобретение жилья.
(дата) был заключен муниципальный контракт на приобретение в муниципальную собственность двух квартир по (адрес). В соответствии с условиями муниципальных контрактов срок передачи квартир - не позднее (дата).
(дата) право собственности на указанные жилые помещения зарегистрировано за МО г. Бузулук, что подтверждается свидетельствами о регистрации права.
(дата) были заключены договоры найма жилых помещений с ФИО2 и ФИО7
(дата) исполнительные производства N-ИП и N-ИП окончены в связи с исполнением.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что решениями Бузулукского районного суда Оренбургской области не установлен конкретный срок его исполнения, лишь указано, что администрация города Бузулука обязана предоставить ФИО2 и ФИО7 жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Оренбургской области.
Между тем, как верно указал суд, исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что администрация в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность, истцом проведена определенная работа по предоставлению соответствующего финансирования с целью приобретения жилья для указанной категории лиц.
Судом установлено, что на момент вынесения решений суда администрация не располагала свободными жилыми помещениями, которые бы отвечали по площади и качеству требованиям, установленным ст.2 и ст.19.1 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области". Доказательств обратному суду не представлено.
Финансирование реализации государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений осуществляется за счет средств областного бюджета Оренбургской области, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков.
Суд первой инстанции также учел установленный законом десятидневный срок государственной регистрации недвижимого имущества.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования администрации города Бузулука Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительным производствам, поскольку установил, что решения Бузулукского районного суда Оренбургской области от 02 сентября 2014 года и от 19 августа 2014 года исполнены в полном объеме, при том, что истцом доказано отсутствие вины в нарушении установленного в постановлениях о возбуждении исполнительного производства пятидневного срока в связи с наличием объективных уважительных причин - процедуры и порядка предоставления квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, по существу сводятся к переоценке доказательств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка. Основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 06 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.