Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Дулуша В.В., Кочергиной Е.Ю.,
при секретаре Монгуш А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Е.Ю. гражданское дело по иску Михайлова К.Н. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. Т.Б. Кечил-оола г. Кызыла Республики Тыва" о взыскании суммы индексации в результате роста индекса потребительски цен по апелляционной жалобе представителя ответчика Муравьевой Л.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 декабря 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Михайлова К.Н. (далее - истец) обратилась в суд с указанным выше иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. Т.Б. Кечил-оола г. Кызыла Республики Тыва" (далее - ответчик), указывая на то, что она работает в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что работодатель в нарушение требований Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) не производит индексацию заработной платы, на письменное обращение получен отказ в связи с отсутствием финансирования. Заработная плата истца за 2013 год составила - ** руб. ** коп., за 2014 год - ** руб. ** коп. Согласно информации органа статистики индекс потребительских цен на товары и услуги населению по Республике Тыва в 2013 году составил 5,4 %, в 2014 году - 9,5. Считает, что ее заработная плата за 2013 год должна быть проиндексирована на 5,4 %, то есть на сумму ** руб. ** коп., за 2014 год - на сумму ** руб. ** коп. Общая сумма задолженности составляет ** руб. ** коп., которую истец просила взыскать с МБОУ "СОШ N 3" города Кызыла в свою пользу.
24 декабря 2015 года истец Михайлова К.Н. уточнила исковые требования, указывая на то, что ее заработная плата должна быть проиндексирована за 2013 год на ** руб., за 2014 год на ** руб. Просит взыскать с ответчика не начисленную и не выплаченную индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги за 2013-2014 годы всего в сумме ** руб.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва исковое заявление Михайловой К.Н к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. Т.Б. Кечил-оола г. Кызыла Республики Тыва" о взыскании суммы индексации в результате роста индекса потребительски цен удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Муравьева Л.А. подала апелляционную жалобу, указывая на то, что МБОУ "СОШ N 3" города Кызыла не имеет собственных источников дохода, так как в соответствии с уставом учреждения источниками финансового обеспечения являются субсидии, предоставляемые из республиканского бюджета. В организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Просит решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 декабря 2015 года отменить.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. Т.Б. Кечил-оола г. Кызыла Республики Тыва" Муравьева Л.А. в заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы.
Истец Михайлова К.Н. не согласилась с доводами апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из ст. ст. 7 и 37 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 130 ТК РФ предусмотрено, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 144 ТК РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Михайлова К.Н. состоит в трудовых отношениях с МБОУ "СОШ N 3" с ДД.ММ.ГГГГ, работает учителем **.
Обосновывая иск, Михайлова К.Н. указала, что начисленные и выплаченные ей суммы заработной платы за 2013, 2014 годы должны быть проиндексированы на индексы потребительских цен, которые согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Тыва за 2013, 2014 годы составляют 5,4 %, 9,5 % соответственно.
Из справки главного бухгалтера МБОУ "СОШ N 3" следует, что заработная плата истца в 2013, 2014 годах не индексировалась.
Таким образом, судебная коллегия, соглашается с доводами апелляционной жалобы по следующими основаниям.
В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ) и в силу предписаний ст.ст. 2, 130 и 134 ТК РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы.
Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции Российской Федерации, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3), а также требованиями ТК РФ, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (ст.ст. 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст. 144).
Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст. 134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Тыва от 11 августа 2014 года N 2691 ВХ-1 "О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в рамках общеобразовательных организаций" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек, расходных материалов и хозяйственных нужд (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов).
Как следует из ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона Республики Тыва, уполномоченные органы исполнительной власти Республики Тыва при формировании республиканского бюджета Республики Тыва на очередной финансовый год предусматривают в составе расходов средства, необходимые для исполнения органами местного самоуправления полномочий, указанных в ст. 2 данного Закона.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предписано Правительству Российской Федерации обеспечить, в частности, увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 вышеуказанного Указа Президента РФ утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.
В соответствии с Планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 722-р, одним из мероприятий предусмотрено на 2014-2018 годы обеспечение отношения средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 года N 632 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Развитие образования и науки на 2014-2020 годы" (подпрограмма 2 "Развитие общего образования") предусмотрено доведение уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до 100 процентов от средней заработной платы по экономике республики.
Согласно сведениям Росстата по субъектам Российской Федерации, средняя заработная плата по Республике Тыва за январь-декабрь 2013 года составляла 25 628 руб., за январь-декабрь 2014 года - 27760 руб.
Как следует из справок формы 2-НДФЛ, общая сумма дохода Михайловой К.Н. за 2013 год составила ** руб. ** коп., то есть средняя заработная плата составляет ** руб. ** коп., за 2014 год - ** руб. ** коп., то есть средняя заработная плата составляет ** руб. ** коп., что превышает среднюю заработную плату по Республике Тыва за указанные периоды.
В соответствии со ст. 134 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады) работников муниципальных учреждений городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" были повышены с 01 апреля 2013 года на 6,0 %, с 01 сентября 2013 года - на 6,0 % (постановление Правительства Республики Тыва от 28 июня 2013 года N 379).
Постановлением мэрии г. Кызыла от 28 августа 2015 года N 925 утверждено Положение о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций (учреждений) города Кызыла, регламентирующее систему, порядок установления и выплаты заработной платы указанным категориям работников.
Таким образом, поскольку истец работает в муниципальном образовательном учреждении г. Кызыла, которое в силу ст. 134 ТК РФ должно производить индексацию заработной платы лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при этом согласно приведенным статистическим данным и нормативным правовым актам проводится поэтапная индексация заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений г. Кызыла, более того, уровень заработной платы истца за спорный период 2013, 2014 годов превышает среднюю заработную плату по Республике Тыва за эти же периоды, то требования истца произвести индексацию ее заработной платы за эти годы путем увеличения на индексы потребительских цен, не подлежат удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Учитывая вышеуказанные требования закона и установленные судом обстоятельства, принятие судом первой инстанции признания иска ответчиком противоречит закону.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является незаконным, оно подлежит отмене в связи с нарушением судом первой инстанции норм процессуального и материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Учитывая изложенное, и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение следующего содержания:
"В удовлетворении исковых требований Михайловой К.Н. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 3 им. Т.Б. Кечил-оола г. Кызыла Республики Тыва" о взыскании индексации заработной платы в результате роста индекса потребительских цен отказать".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 сентября 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.