судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего: Ванюхина Н.Н.,
судей: Марчукова А.В., Сукачева Д.Ю.,
при секретаре: Бобровской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Волжском Волгоградской области (государственное учреждение) о признании незаконным решения, возложении обязанности по включению периода работы в страховой стаж, а также по назначению досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе ГУ УПФР в г. Волжском Волгоградской области,
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 16 декабря 2015 года, которым
были удовлетворены исковые требования ФИО1.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя ГУ УПФР в г. Волжском Волгоградской области по доверенности ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с иском к ГУ УПФР в г. Волжском Волгоградской области о признании незаконным решения, возложении обязанности по включению периода работы в страховой стаж, а также по назначению досрочной страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что решением ГУ УПФР в "адрес" N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия 6 летнего страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по достижению возраста 52 лет. При этом, в страховой стаж не был засчитан период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санитарки в рентгеновском кабинете МУЗ "Детская поликлиника N " ... "" в связи с недоказанностью осуществления трудовой деятельности, связанной с уходом за больными. Утверждала, что в оспариваемый период времени при отсутствии в штатном расписании в рентгенкабинете должности медицинской сестры, на протяжении полного рабочего дня, на ставку заработной платы содержала помещение, инвентарь, оборудование в должном порядке, проводила ежедневные влажные уборки помещений, подготавливала кабинет к приему больных, рабочие места врача-рентгенолога, оказывала помощь врачу и вызывала больных в кабинет по указанию врача-рентгенолога, сопровождала в необходимых случаях больных, передавала им оформленные документы в отделения и регистратуру, осуществляла сбор и утилизацию медицинских отходов, а также сдавала халаты и белье в стирку и получала их в установленном порядке.
Полагала, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным, нарушающим ее права в области пенсионного обеспечения.
На основании изложенного, просила признать незаконным решение ГУ УПФР в г. Волжском Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в страховой стаж периода ее работы в должности санитарки в рентгеновском кабинете МУЗ "Детская поликлиника N " ... "" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанность по включению данного периода работы в страховой стаж, а также по назначению страховой пенсии по старости с даты обращения в пенсионный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Суд постановилуказанное выше решение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Волжского городского суда Волгоградской области от 16 декабря 2015 г. оставлено без изменения.
Постановлением президиума Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР в г. Волжском Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, поскольку истцом не представлено доказательств осуществления трудовой деятельности, непосредственно связанной с уходом за больными. Ссылается на отсутствие в индивидуальных сведениях истца отметок о специальном стаже.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55,59-61,67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в оспариваемый период ФИО1 выполняла обязанности по уходу за больными, так как должность младшей медицинской сестры отсутствует в рентгеновском кабинете МУЗ "Детская поликлиника N " ... "", а ее работа была сопряжена с вредными условиями труда. В этой связи, у ответчика отсутствовали основания для отказа во включении спорного периода работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В соответствии со Списком N 2, раздел XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются "младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятых в рентгеновских отделениях (кабинетах) (код позиции 22600000-14467).
Согласно Указаниям Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента.
В соответствии с п. 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени.
Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 июня 2003 г. N 5031-юл разъяснено, что действующей Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377 предусматриваются две самостоятельные должности младшего медицинского персонала "санитарка" и "младшая медицинская сестра по уходу за больными".
Предоставление права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости санитаркам рентгеновских отделений и кабинетов может осуществляться только при условии выполнения ими постоянно, полный рабочий день работы младших медицинских сестер по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.
При таких обстоятельствах для назначения пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) по Списку N 2 в соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 июня 2003 г. N 5031-юл требуется одновременное наличие и соблюдение двух условий, а именно: отсутствие в штатном расписании лечебного учреждения младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах, и выполнение санитарками постоянно, полный рабочий день работы младших медицинских сестер по уходу за больными.
Согласно квалификационному справочнику профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. N 58/3-102 (в редакции от 15 марта 1991 г.), к видам деятельности младшей медицинской сестры по уходу за больными в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2 относятся: оказание помощи врачам и средним медицинским работникам при проведении лечебных и диагностических процедур; помощь нуждающемуся больному при одевании, раздевании, умывании, купании, кормлении, укладывании в постель; содержание в чистоте закрепленных помещений с их медицинским, специальным и хозяйственным оборудованием; обработка инструментов, предметов ухода за больными, контроль за выполнением больными правил внутреннего распорядка.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" установлены, в том числе и должностные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными. Ее должностными обязанностями являются следующие: оказывает помощь по уходу за больными под руководством медицинской сестры, проводит несложные медицинские манипуляции (постановка банок, горчичников, компрессов), обеспечивает содержание в чистоте больных, помещения, правильное использование и хранение предметов ухода за больными, производит смену постельного и нательного белья, участвует в транспортировке тяжелобольных, следит за соблюдением больными и посетителями правил внутреннего распорядка медицинской организации, осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов, осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинфекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
Аналогичные должностные обязанности младших медицинских сестер по уходу за больными были установлены и ранее Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.08.1997 г. N 43.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ УПФР в г. Волжском Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Однако решением ГУ УПФР в г. Волжском Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия 6 летнего специального страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по достижению возраста 52 лет.
При этом, в специальный стаж не был включен период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санитарки в рентгеновском кабинете МУЗ "Детская поликлиника N " ... "" в связи с отсутствием доказательств осуществления ею трудовой деятельности, связанной с уходом за больными. Кроме того, индивидуальные сведения были сданы работодателем без отметки о ее специальном стаже.
Из штатных расписаний лечебного учреждения, в котором работала истец следует, что в рентгеновском кабинете должность младшей медицинской сестры по уходу за больными отсутствует.
Действительно работая в должности санитарки рентгеновского кабинета, истцом выполнялись обязанности по уборке рентгеновского кабинета, по исполнению распоряжений врача-рентгенолога, рентгенолаборанта, по участию в проведении рентгенографии и рентгеновских исследований, по оказанию помощи врачу-рентгенологу, рентгенолаборанту, по подготовке фотохимических растворов. Кроме того она обязана следить за наличием правильно промаркированного уборочного инвентаря и обеспечивать его сохранность.
Таким образом, каких-либо доказательств выполнения истцом в спорный период постоянно, на протяжении полного рабочего дня работы младшей медицинской сестры по уходу за больными в материалы дела не представлено.
Доводы истца о том, что в круг ее должностных обязанностей входили функции, связанные с непосредственным обслуживанием больных, относимыми и допустимыми и доказательствами не подтверждены.
Кроме того, в соответствии с п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, в случаях, когда необходимые данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений их индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В данном случае сведениями персонифицированного учета занятость истца деятельностью, предусмотренной разделом XXIV Списка N 2, не подтверждена.
Ранее выданная работодателем истца - ГБУЗ "Детская поликлиника N " ... "" льготная справка письмом от ДД.ММ.ГГГГ была отозвана как необоснованная, а согласно выписки из ИЛС застрахованного лица ФИО1, индивидуальные сведения за спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представлены работодателем без отметки о работе с тяжелыми условиями труда.
Представленная при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции справка от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует лишь об оказании истцом врачу - рентгенологу и рентгенлаборанту помощи в приеме пациентов, а не о работе в должности, подлежащей включению в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Принимая во внимание, что стаж необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцом не выработан, оснований для возложения на пенсионный орган обязанности на назначению досрочной страховой пенсии по старости, не имеется.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся в деле доказательств, а судом допущено неправильное толкование норм материального права, судебная коллегия полагает возможным, отменить решение суда и постановить новое решение об отказе в удовлетворении иска ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Волжском Волгоградской области (государственное учреждение) о признании незаконным решения, возложении обязанности по включению периода работы в страховой стаж, а также по назначению досрочной страховой пенсии.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 16 декабря 2015 г. по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Волжском Волгоградской области (государственное учреждение) о признании незаконным решения, возложении обязанности по включению периода работы в страховой стаж, а также по назначению досрочной страховой пенсии отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО1, отказать.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно:
Судья Волгоградского
Областного суда А.В. Марчуков
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.