ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 10 августа 2016 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
с участием представителя
административного истца Гадомамадова К.Н.,
при секретаре Дробковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сигачевой Л.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
5 июля 2016 г. Сигачева Л.А. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование требований сославшись на то, что является собственником земельных участков: с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: "адрес", площадью " ... " кв.м, и с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: "адрес", площадью " ... " кв.м. Кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает её права как плательщика земельного налога, определяемого исходя из кадастровой стоимости земельного участка. В связи с чем просила установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " руб. и " ... " руб., соответственно.
В ходе рассмотрения дела по существу представитель административного истца заявленные требования поддержал, просил суд об их удовлетворении.
Административный истец и иные лица, участвующие в деле - Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра по Волгоградской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), администрация городского округа-города Камышин Волгоградской области, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили.
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управление Росреестра по Волгоградской области, ФГБУ "ФКП Росреестра", администрация городского округа-города Камышин Волгоградской области направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.
В письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ, направленных в суд, администрация городского округа-города Камышин Волгоградской области, соглашаясь с кадастровой стоимостью земельных участков, утверждённой по результатам государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области, просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование возражений сослалась на то обстоятельство, что снижение кадастровой стоимости земельных участков, которая является базой для расчета земельного налога, приведет к уменьшению причитающихся городскому бюджету платежей за пользование участками и нарушению права распорядителя бюджетных средств.
Поскольку в соответствии с положениями ч.4 ст.247 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и вышеуказанных лиц.
Выслушав представителя истца, изучив материалы административного дела, оценив доводы, изложенные в заявлении, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Статья 245 КАС РФ предусматривает право гражданина на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), который налоговым законодательством относится к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территориях этих муниципальных образований (п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации и п.1 ст.387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из системного анализа содержания пунктов 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Между тем, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена (п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствие с п.2 ч.1 ст.248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Из материалов дела следует, что Сигачевой Л.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: "адрес", площадью "адрес" кв.м. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии N " ... " " ... "
Также Сигачевой Л.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: "адрес", площадью " ... " кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии N " ... " " ... "
В данном случае установлено, что размер налоговых платежей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Следовательно, определение в отношении земельных участков кадастровой стоимости влияет на обязанность Сигачевой Л.А. по уплате налоговых платежей и у административного истца имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельных участков в соответствие с их рыночной стоимостью.
Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской обл. от 27 октября 2015 г. N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов Волгоградской области согласно приложению N 1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в число которых вошли спорные земельные участки.
Из кадастровых справок о кадастровой стоимости земельных участков и сообщения ФГБУ "ФКП Росреестра" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - " ... " составляет " ... "., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - " ... " - " ... ". " ... "
В соответствии с ч.2 ст.24.15 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В этой связи рыночная стоимость спорных земельных участков должна быть определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на истце. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Сигачевой Л.А. в обоснование заявленных требований были представлены: отчет N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный по заданию истца независимыми оценщиками " ... " К. и А., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет " ... " руб., земельного участка с кадастровым номером " ... " - " ... " руб. " ... " и положительное экспертное заключение на отчёт, составленное " ... " N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ " ... "
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Суд находит представленный в материалы дела отчёт в полной мере соответствующим требованиям Закона об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Так, выводы оценщика о рыночной стоимости земельных участков сделаны на основе сравнительного подхода с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, опубликованных в открытых источниках информации, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в г.Камышине Волгоградской области, в соответствующий период и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Оценка стоимости земельного участка произведена оценщиками К. и А. являющимися членами " ... ", имеющими соответствующие дипломы о профессиональной подготовке и профессиональная деятельность которых застрахована
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиками рыночной стоимости земельных участков либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.
Кроме того, суд учитывает, что указанный выше отчёт получил положительное экспертное заключение N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которого отчёт соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, определённая в отчёте рыночная стоимость объектов оценки подтверждена.
Положительное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности и Федеральному стандарту оценки "Виды экспертизы, порядок её проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", утверждённому приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 июля 2011 г. N 328.
Доказательств, опровергающих изложенные в отчете и в экспертном заключении выводы, участвующими в деле лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы заявлено не было.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Закона об оценочной деятельности, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " должна быть установлена равной его рыночной стоимости в размере " ... " руб., с кадастровым номером " ... " - " ... " руб.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков.
Доводы представителя администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области, приведенные в возражениях, относительно того, что снижение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению налоговых платежей, поступающих в городской бюджет, в рассматриваемой ситуации являются несостоятельными, поскольку, как было установлено судом, Сигачева Л.А., реализуя свои права, гарантированные земельным законодательством и законодательством об оценочной деятельности, правомерно обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
удовлетворить административное исковое заявление Сигачевой Л.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ", площадью " ... " кв.м., категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - " ... ", равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ", площадью " ... " кв.м., категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - " ... " равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Жданова С.В.
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.