Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Коничевой А.А., Чистяковой С.В.,
при секретаре Изотовой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Орлова А.А. по доверенности Сластиной Л.А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 15.04.2016, которым Орлову А.А. отказано в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения административного истца Орлова А.А., его представителя по доверенности Сластиной Л.А., судебная коллегия
установила:
Орлов А.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенных по адресу: "адрес" (Т.1 л.д.44-64).
Решением Представительного Собрания Вологодского муниципального района от 28.04.2015 N 341 утверждены Правила землепользования и застройки Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области (Т.1 л.д.136), в соответствии с которыми принадлежащие Орлову А.А. земельные участки находятся в зоне СХ3 (зона садоводства) Т.1 л.д.137.
Постановлениями администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района от 15.01.2016 N ... и от 16.01.2016 N ... изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N ... , N ... - N ... , N ... с "для сельскохозяйственного использования" на "садоводство" (Т.1 л.д.222, Т.2 л.д.1,11,21,35,48,60,72,82,94,105,117,130,141,156,165,177,190,220).
30.09.2015 и 29.01.2016 Орлов А.А. в лице представителя по доверенности Сластиной Л.А. обратился в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (далее филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области) с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N ... и N ... - N ... , N ... соответственно с "сельскохозяйственного использования" на вид разрешенного использования, предусмотренный зонированием территории, "садоводство" (Т.1 л.д.218-219,230-231,243-244, Т.2 л.д.8,19-20,31-32,43-44,55-56,68,79-80,91-92,103-104,115-116,127-128,139- 140,151-152,163-164,175-176,187-188,199-200,218-219).
Решениями филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области от 14.10.2015 N ... , от 11.02.2016 N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , и от 12.02.2016 N ... , 35/2016-7091 осуществление государственного кадастрового учета приостановлено на три месяца по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре), поскольку спорные земельные участки входят в состав земель сельскохозяйственных угодий, изменение их вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель данных земельных участков (Т.1 л.д.228-229,239-240, Т.2 л.д.5-7,17-18,29-30,41-42,50-51,65-66,77-78,89-90,101-102,113-114,125-126 ,137-138,149-150,161-162,173,185-186,197-198,210-211,228-229).
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области от 14.01.2016 N ... Орлову А.А. отказано в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером N ... на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре в связи с тем, что в течение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, заявителем не устранены (Т.2 л.д.216-217).
01.03.2016 Орлов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области, в котором просил признать незаконными и отменить решения N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... о приостановлении осуществления кадастрового учета в изменении вида разрешенного использования земельных участков с сельскохозяйственного использования на садоводство, предусмотренный зонированием территории Подлесного сельского поселения; вынести решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N ... - N ... с сельскохозяйственного назначения на садоводство, предусмотренный зонированием территории Подлесного сельского поселения.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее Управление Росреестра по Вологодской области).
Определением суда от 15.04.2016 производство по административному делу по административному исковому заявлению Орлова А.А. в части требований о признании незаконным и отмене решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в изменении вида разрешенного использования земельного участка, изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N ... прекращено в связи с отказом административного истца от заявленного требования (Т.2 л.д.233-235).
В обоснование требований в отношении иных участков административный истец указал, что решения о приостановлении государственного кадастрового учета изменений противоречат действующему законодательству, поскольку уполномоченный орган местного самоуправления Представительное Собрание Вологодского муниципального района решением от 28.04.2015 N 341 утвердил Правила землепользования и застройки Подлесного сельского поселения, согласно которым земельные участки относятся к территориальной зоне СХ3, которая подразумевает разрешенное использование - садоводство. Полагал, что вид разрешенного использования земельного участка должен изменяться в пределах установленной территориальной зоны с учетом требований градостроительного регламента. Оспариваемые решения нарушают его права, как собственника земельных участков.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Орлова А.А. по доверенности Сластина Л.А. просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что в основу решения легли сведения, актуальные на 1992 год, а представленные административным истцом картографические карты по состоянию на 2016 год, постановления органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельных участков судом не были приняты во внимание.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области поддержала доводы административного истца, полагала решение суда первой инстанции подлежащим отмене, административные исковые требования - удовлетворению.
В судебном заседании апелляционной инстанции административный истец Орлов А.А. и его представитель по доверенности Сластина Л.А. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Представитель административного ответчика филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области, представители заинтересованных лиц администрации Подлесного сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области, Управления Росреестра по Вологодской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, что подтверждается почтовым уведомлением, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, полагает, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Такая совокупность обстоятельств из материалов дела не усматривается.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Из материалов дела следует, что принадлежащие административному истцу земельные участки с кадастровыми номерами N ... - N ... относятся к сельскохозяйственным угодьям (пашне), что подтверждается ответом Управления Росреестра по Вологодской области на запрос филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области от 08.10.2015 N ... , согласно которому по результатам анализа планово-картографических материалов АОЗТ "Надеево" Вологодского района Вологодской области (М 1:10000; актуальны по состоянию на 1992 год) (согласно условных обозначений Инструкции по дешифрированию аэрофотоснимков и фотопланов в масштабах 1:10000 и 1:25000 для целей землеустройства, государственного учета земель и земельного кадастра) земельные участки с кадастровыми номерами N ... - N ... ( ... участок) входят в состав земель, предоставленных в общую долевую собственность граждан и относятся к сельскохозяйственным угодьям (пашня) Т.1 л.д.130).
Данные сведения административным истцом не опровергнуты.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулирует Федеральный закон от 24.062002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее также Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Названный закон устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Вместе с тем в силу абзаца 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ), его действие не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации, статья 79 которого, определяющая особенности использования сельскохозяйственных угодий, устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации, который определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, установлено, что обеспечение продовольственной безопасности России осуществляется за счет предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Как следствие, внесение изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельных участков, отнесенных к категории "земли сельскохозяйственного назначения", недопустимо без изменения категории земельного участка.
Спорные земельные участки, как следует из материалов дела, не переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель.
С учетом изложенных обстоятельств и положений вышеприведенных правовых норм судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о законности оспариваемых Орловым А.А. решений филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... , N ... о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельных участков с кадастровыми номерами N ... - N ... , N ... - N ... и об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о непринятии судом в качестве доказательств представленные в материалы дела картографические карты, актуальные на 2016 год, постановления органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельных участков, судебная коллегия отклоняет, поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела (статья 60 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и оснований, по которым решение суда может быть отменено, не содержат.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 15.04.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Орлова А.А. по доверенности Сластиной Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Жидкова
Судьи: А.А. Коничева
С.В. Чистякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.