Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Татуриной С.В.
судей Котельниковой Л.П., Маримова В.П.
при секретаре Гребенкиной Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Криштопина А.М. к Отделу культуры Администрации Мартыновского района Ростовской области, Управлению социальной защиты населения Администрации Мартыновского района Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области об обязании включить его в список лиц, работников культуры - пенсионеров, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по апелляционной жалобе УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области на решение Мартыновского районного суда Ростовской области от 15 июня 2016 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия
установила:
Криштопин А.М. обратился в суд с иском к Отделу культуры Администрации Мартыновского района Ростовской области, УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области об обязании включить его в список лиц, работников культуры - пенсионеров, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование исковых требований истец указал, что он является пенсионером по старости. 21 декабря 1952 года он был принят на работу в ПМК-5 "Ростовдонводстроя" в качестве заведующего клубом, проработав 25 лет 9 месяцев. 10 октября 1978 года был уволен в связи с избранием на должность освобожденного секретаря парткома винсовхоза "Большеорловский", что подтверждается записями NN 6, 7 в его трудовой книжке. В 2005 году был принят Областной закон Ростовской области от 17.01.2005 N274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" (далее - Областной закон).
Криштопин А.М. обратился в отдел культуры Администрации Мартыновского района Ростовской области и УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области по вопросу предоставления ему мер социальной поддержки как работнику культуры - пенсионеру.
Истцу было отказано в предоставлении мер социальной поддержки в связи, с невозможностью определить находилось ли государственное учреждение, в котором работал истец в качестве заведующего клубом с 1952 года по 1978 год, в областной или муниципальной собственности.
Считая отказ ответчиков в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, истец просил суд обязать отдел культуры Администрации Мартыновского района включить его в список лиц работников культуры - пенсионеров, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных Областным законом Ростовской области от 17.01.2005 N274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области", обязать Управление социальной защиты населения Администрации Мартыновского района Ростовской области установить и предоставить ему, как работнику культуры - пенсионеру меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные Областным законом Ростовской области от 17.01.2005 N274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области".
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил об их удовлетворении.
Представитель ответчика Отела культуры Администрации Мартыновского района в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие, о чем суду представлено письменное заявление. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области по доверенности Лемешко О.В. возражала против удовлетворения исковых требований, просила в удовлетворении иска отказать.
Министерство труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не явилось, уведомлено надлежащим образом, в суд представлены письменные возражения, согласно которым просят в иске отказать. Дело рассмотрено в отсутствие указанного лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Решением Мартыновского районного суда Ростовской области от 15 июня 2016 года суд обязал отдел культуры Администрации Мартыновского района Ростовской области включить Криштопина А.М. в список лиц, работников культуры - пенсионеров, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Суд обязал Управление социальной защиты Администрации Мартыновского района Ростовской области установить Криштопину А.М., как работнику культуры - пенсионеру меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные Областным законом Ростовской области от 17.01.2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области".
На данное судебное решение УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области была подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение суда отменить, по мотивам незаконности и необоснованности. Апеллянт считает, что Криштопин А.М. не подпадает по перечень лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, установленный Правительством.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по делу с учетом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность вынесенного решения в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 N274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, из числа педагогических работников государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе, руководителям дошкольных образовательных организаций), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, организаций социального обслуживания Ростовской области и муниципальных организаций социального обслуживания, культуры, в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
До 1 января 2005 года соответствующие льготы по оплате жилья и коммунальных услуг работникам, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа предоставлялись на основании Закона РСФСР от 21 декабря 1990 года N 438-1 "О социальном развитии села", проживающим в сельской местности и поселках городского типа", Областного закона РО от 29 декабря 2003 года N 75-ЗС "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья".
Статьей 153 Федерального Закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до января 2005 года право на компенсацию в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не дотекающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в формах и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия, при которых уровень вновь устанавливаемых гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан не может быть снижен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены.
Силу ч. 1, 2 статьи 3 Областного закона меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Правительством Ростовской области. Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов.
Согласно подпункту 6.7.2. пункта 6.7. Положения о расходования средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки от в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N232 (в ред. 20.06.2016г.), меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки. Указанные списки составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают сельские специалисты, и в срок до 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия на работу или увольнения специалиста, передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов. Ответственность за их формирование и подачу в органы социальной защиты населения муниципальных районов возлагается на руководителя отдела, управления органа местного самоуправления муниципального образования в сфере здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии. Для пенсионеров в списке указываются фамилия, имя, отчество, место работы, период работы, адрес регистрации по месту жительства; для пенсионеров, прибывших из других субъектов Российской Федерации, дополнительно указывается стаж работы в сельской местности в другом субъекте Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Криштопин А.М. обращался в отдел культуры Администрации Мартыновского района Ростовской области с заявлением о включении его в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, как специалисту культуры. Заведующая Отделом культуры Администрации Мартыновского района Ростовской области рекомендовала истцу документально подтвердить статус организации, в которой он трудился в спорный период, для включения его в список работников культуры-пенсионеров, имеющих право на меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.
Судом также установлено, что истец имеет стаж работы в сельской местности работника культуры более 25 лет: с 21.12.1952 года по 10.10.1978 года заведующего клубом ПМК-5 "Ростовдонводстроя". Согласно справке Сектора (муниципального архива) Администрации Мартыновского района Ростовской области N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 08 апреля 2016 года согласно спискам предприятий (учреждений, организаций) инспектуры госстатистики ПМК - 5 "Ростовдонводстрой" ведомственно подчинялось Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР, непосредственно подчинялось Управлению строительства Ростовдонводстроя ( л.д.11).
Разрешая исковые требования Криштопина А.М. по существу, суд первой инстанции исходил из того, что получение льгот работниками культуры не связано с формой собственности учреждения. Федеральным и региональным законодательством, был изменен лишь порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам культуры и т.д. в сельской местности, в связи с чем, истец имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение, в котором он проживает, и коммунальные услуги, без каких-либо ограничений размера такой компенсации.
Согласно действующему Федеральному закону от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что получение указанных льгот педагогическим работникам не связано с формой собственности образовательной организации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что вышедшие на пенсию работники культуры, проработавшие в сельской местности, имеющие стаж работы в государственных областных и муниципальных организациях культуры не менее 10 лет, в полной мере пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Иное означало бы нарушение установленного законом принципа равенства прав и верховенства закона.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановление от 15 мая 2006 г. N 5-П изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенном) снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Вывод суда о наличии у истца права на данный вид социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, без каких-либо ограничений размера такой компенсации основан на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии требованиями статьи 67 ГПК Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Оснований для признания данного вывода суда неправильным и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Доводы ответчика Министерства труда и социального развития Ростовской области о том, что по имеющейся у него информации истец состоит на учете в базе данных льготных категорий граждан, как ветеран труда и труженик тыла и ему предоставляются меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, услуг связи в соответствии с Областным законом от 07.10.2004г. N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ никакими доказательствами в материалах дела ответчиком не подтверждается.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК Российской Федерации, и поэтому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мартыновского районного суда Ростовской области от 15 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 сентября 2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.