Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей Кульковой С.И., Назарука М.В.,
при секретаре Дубыниной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Государственный природный заповедник "Юганский" о взыскании задолженности по заработной плате, признании недействительным положения об оплате труда,
по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Юганский" на решение Сургутского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Юганский" в пользу С. в счет задолженности по заработной плате 16 682 рубля 16 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований С. отказать.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Юганский" госпошлину в доход бюджета муниципального образования (адрес) в сумме 667 рублей 28 копеек".
Заслушав доклад судьи Кульковой С.И., судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Государственный природный заповедник "Юганский" (далее - Учреждение) о взыскании задолженности по заработной плате, признании недействительным положения об оплате труда.
В обоснование иска указал, что он работает у ответчика заместителем директора по техническому обеспечению. Ответчик с января 2014 г. не выплачивает ему ежемесячные надбавки за выслугу лет, что противоречит Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 г. N 1027 "О мерах по усилению социальной защищенности работников государственных природных заповедников и национальных природных парков" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.11.1994 г. N 1262 "О выплате ежемесячных надбавок к должностным окладам и тарифным ставкам за выслугу лет работникам государственных природных заповедников и национальных природных парков". За период с (дата) по настоящее время ему не выплачены стимулирующие надбавки за выслугу лет 25 % к должностному окладу. Просил взыскать с ответчика задолженность по заработной плате с декабря 2015 года по февраль 2016 года в размере 16 682 руб. 16 коп., признать недействительным Положение об оплате труда ФГБУ "Государственный заповедник "Юганский".
Ответчик ФГБУ "Государственный заповедник "Юганский" представил письменные возражения на иск, указав на несогласие с иском. Система оплаты труда в учреждении регулируется Положением об оплате, стимулировании труда и других социальных выплатах социального характера. Работникам установлены стимулирующие надбавки: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; премиальные выплаты. Отметил, что материальное стимулирование в виде дополнительный премии за выслугу лет не является гарантированной выплатой обязательного характера. При переходе на новую систему оплаты труда все сотрудники заповедника были уведомлены в установленном порядке. (дата) истец получил уведомление (номер), на котором собственноручно поставил подпись об ознакомлении и согласии перехода на бальную систему расчета стимулирующих надбавок с (дата) (документ прилагается к отзыву). После введения новой системы оплаты труда доходы сотрудников увеличились с 7-15 тыс. в месяц по данным на (дата) в среднем до 28 000 руб. В действиях истца усматривается злоупотребление правом. В расчете истец указывает сумму задолженности с декабря 2015 по февраль 2016 года в сумме 16 682 руб. 16 коп. (выслуга лет 25% к окладу + районный коэффициент 50% + северная надбавка 50%), при этом не указал, что за период с января 2014 года по декабрь 2015 года он получал стимулирующие выплаты в общем размере 3 871 руб. 43 коп. (декабрь 1 521 руб. 13 коп.; январь 659 руб. 73 коп.; февраль 2 350 руб. 30 коп.).
Истец не оспорил положение об оплате труда работников учреждения, которое было введено в действие в 2014 году, с настоящими требованиями обратился в суд (дата), то есть с пропуском срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Просил в иске отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие истца С.
Представитель ответчика ФГБУ "Государственный заповедник "Юганский" Е. в судебном заседании исковые требования не признал, указал на пропуск истцом срока на обращение в суд.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить в части взыскания задолженности по заработной плате, новым отказать в заявленном требовании, повторяя доводы письменных возражений на иск.
В возражениях на жалобу, истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Учитывая, что ответчик оспаривает решение суда в части взыскания заработной платы, судебная коллегия полагает необходимым проверить законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части в соответствии с п. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 Кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации порядка учета мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), на основании части четвертой статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации не подлежат применению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1027 "О мерах по усилению социальной защищенности работников государственных природных заповедников и национальных природных парков" с 1 июня 1993 г. для работников служб охраны государственных природных заповедников и национальных парков введена выплата ежемесячных надбавок работникам служб охраны за выслугу лет в размере, исчисляемом в зависимости от стажа работы.
4 января 1994 года Минприроды Российской Федерации по согласованию с Минтруда Российской Федерации утверждено Положение "О порядке выплаты ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет работникам служб охраны государственных природных заповедников и национальных природных парков".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1262 "О выплате ежемесячных надбавок к должностным окладам и тарифным ставкам за выслугу лет работникам государственных природных заповедников и национальных природных парков" с 1 октября 1994 г. введена выплата ежемесячных надбавок к должностным окладам и тарифным ставкам за выслугу лет руководителям, специалистам, служащим и обслуживающему персоналу, а также научным работникам государственных природных заповедников и национальных природных парков в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1027 "О мерах по усилению социальной защищенности работников государственных природных заповедников и национальных природных парков".
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик необоснованно начислил истцу заработную плату без учета надбавки за выслугу лет.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку имеется действующая правовая норма, напрямую регулирующая возникшие правоотношения.
Доводы ответчика о принятии новых норм, регулирующих систему оплаты труда, в частности, постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда в которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений", не влияют на оценку правильности выводов суда первой инстанции.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2007г. N 818 утвержден Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, которые предусматривают в качестве выплаты стимулирующего характера выплату за стаж непрерывной работы (выслугу лет) и устанавливают, что при введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда и конкретизируются в трудовых договорах работников.
Указанные постановление и перечень содержат общие нормы, регулирующие системы оплаты труда работников всех федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, в то время как постановление от 17 ноября 1994 г. N 1262 является специальной нормой, устанавливающей выплату стимулирующей надбавки за выслугу лет руководителям, специалистам, служащим и обслуживающему персоналу, а также научным работникам государственных природных заповедников и национальных природных парков.
Методические рекомендации по оценке эффективности работы сотрудников федеральных государственных учреждений - государственных природных заповедников и национальных парков, подведомственным минприроды России, разработанные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 г. N 583 предусматривают выплату за выслугу лет работникам учреждения.
Таким образом, отмена работодателем надбавки, предусмотренной действующим законодательством, ухудшает положение истца по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в связи с чем не подлежит применению.
Доводы жалобы о том, что истцу произведена в спорном периоде выплата стимулирующих надбавок, не имеют правового значения, поскольку спор идет именно о надбавке за выслугу лет.
Иные доводы апелляционной жалобы не влияют на существо принятого решения суда в обжалуемой части, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Юганский" - без удовлетворения.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи Кулькова С.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.