судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хаировой А.Х.,
судей: Самодуровой Н.Н. и Никоновой О.И.,
при секретаре судебного заседания Сукмановой Ю.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной Кошкиной Л.П. на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 29 июня 2016 года, которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении исковых требований Кошкиной Л.П.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., пояснения истца Кошкиной Л.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика ГУ - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Фокиной О.С. (по доверенности) на апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Истец Кошкина Л.П., в интересах несовершеннолетней ФИО1, **.**.**** года рождения, обратилась в суд с иском к ответчику ГУ - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, просила суд:
- признать решение ГУ - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N * от **.**.**** незаконным;
- обязать ГУ - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации произвести перерасчет ежемесячной выплаты из расчета 100 % ежемесячного доход Кошкиной Л.П.
Требования мотивированы тем, что Кошкина Л.П. является опекуном несовершеннолетней ФИО1, **.**.**** года рождения, находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения полутора лет и имеет право на получение пособия, размер которого работодателем первоначально был определен исходя из заработка, выплачиваемого истцу страхователями по двум местам работы (основное место работы - Тольяттинская городская поликлиника N 2, совмещение - ООО "Автозаводский рынок"). После проверки правильности исчисления размера пособия, проведенной ответчиком, и установления завышения размера выплачиваемого истцу пособия размер ежемесячного пособия истцу определен в сумме 5 436 руб. 67 коп., что истец считает неправильным и полагает, что при определении размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет должен учитываться заработок при занятости одновременно у обоих работодателей, поскольку уплата страховых взносов осуществлялась всеми работодателями. Кроме малолетней ФИО1, у истца на воспитании находятся 9 детей, из которых 5 - несовершеннолетние, поэтому истец полагает, что размер ежемесячного пособия по уходу за ФИО1 до достижения ею возраста полутора лет, должен составлять 100 % дохода Кошкиной Л.П. по двум местам работы в период до наступления страхового случая.
Определением суда от 06 мая 2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора привлечено ГБУЗ СО "Тольяттинская городская поликлиника".
Представитель ответчика Полинарова О.Б. (по доверенности) в судебном заседании иск не признала, пояснив, что ответчиком проводилась документальная выездная проверка страхователя Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская поликлиника N 2" за период времени с **.**.**** по **.**.****, в результате которой выявлено неправильное определение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, начисленного Кошкиной Л.П. Страхователем для определения размера ежемесячного пособия неверно учитывался заработок застрахованного лица по основному месту работы и за время работы у другого страхователя по совместительству (ООО "Автозаводский рынок"), а в силу закона ежемесячное пособие назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы по выбору застрахованного лица исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие. Кроме того, само по себе наличие у Кошкиной Л.П. других детей не влияет на размер пособия, поскольку их возраст превышает 1 год 6 месяцев.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская поликлиника N 2" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии с представленными суду письменными пояснениями, представитель третьего лица с иском не согласился, считая, что при расчете ежемесячного пособия истцу сумма заработка Кошкиной Л.П. у второго работодателя была учтена ошибочно, с решением ответчика от **.**.**** о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством третье лицо согласилось. В настоящее время сумма ежемесячного пособия установлена и выплачивается истцу в размере 5 436 рублей 67 копеек.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Кошкина Л.П. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение. Ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что Кошкина Л.П. имеет на воспитании 6 несовершеннолетних детей. Судом к правоотношениям сторон не применена норма материального права, подлежащая применению, а именно положение абз. 5 ст. 15 ФЗ от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей". Кроме того, судом не принято во внимание положение части 1 ст. 14 ФЗ от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Указывает, что основанием иска явилось требование о признании незаконным решения N * от **.**.****, принятого Государственным учреждением - Самарским региональным отделением Фонда социального страхования РФ (филиал N 12), которое не было предметом исследования в ходе судебного разбирательства.
Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие неявившегося в судебного заседание представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская поликлиника N 2", извещенного о времени и месте судебного заседания, в соответствии с требованиями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений ответчика и третьего лица на апелляционную жалобу, заслушав пояснения истца и представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено, что Кошкина Л.П. в соответствии с постановлением мэра г.о.Тольятти от **.**.**** N * является опекуном малолетней ФИО1, **.**.**** года рождения.
На момент принятия решения об опеке, истец была одновременно занята у двух работодателей: Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская поликлиника N 2" по основному месту работы в должности уборщицы со средним заработком "данные изъяты" руб. и ООО "Автозаводский рынок" (по совместительству в должности уборщицы со средним заработком "данные изъяты" руб.
Первоначально пособие истцу было начислено по основному месту работы в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская поликлиника N 2" исходя из среднего заработка истца по двум местам работы, а после проведения ответчиком документальной выездной проверки - в размере 5 436 рублей 67 копеек.
**.**.**** ответчиком по результатам проверки принято решение N * N * о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно которому, в нарушение части 2 ст. 13 ФЗ от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", при расчете пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Кошкиной Л.П., работавшей в двух предшествующих календарных годах у двух страхователей, учтен средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя в сумме "данные изъяты" руб. за **** год и "данные изъяты" руб. за **** год, завышены расходы за счет средств ФСС РФ на сумму "данные изъяты" руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение ответчика является правильным. При этом суд исходил из того, что в отличие от других видов пособий, которые назначаются и выплачиваются по всем местам работы (службы, иной деятельности), ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляется исходя из среднего заработка, определяемого за время работы (службы, иной деятельности) у этого страхователя. Другие страхователи, у которых застрахованное лицо также было занято на момент наступления страхового случая, не назначают и не выплачивают данный вид пособия, следовательно, средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у них при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком не учитывается.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со ст. 11.1 Закона от 29.12.2006 года "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (ч. 1).
Согласно ст. 11.2 названного закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ч. 1).
В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 процентов среднего заработка застрахованного лица, определенного в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия (ч. 2).
При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка (ч. 3).В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав (ч. 4).
Статьей 13 Закона от 29.12.2006 года "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи) (ч. 1).
В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (ч. 2).
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (ч. 2.1).
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (ч. 2.2).
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не принято во внимание положение ч. 1 ст. 14 ФЗ от 29.12.2006 г. N 225-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", не может служить основанием к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 указанного закона, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Суд первой инстанции верно отметил, что указанная норма не упраздняет действие специальной нормы, предписывающей при назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходить из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) только у одного страхователя. Часть 1 этой статьи, предусматривающая исчисление указанного пособия исходя из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), не регулирует порядок назначения и выплаты пособия при занятости застрахованного лица на момент наступления страхового случая одновременно у нескольких работодателей. Изложенная в данной части правовая норма позволяет учитывать средний заработок за время работы (службы) у другого страхователя (у других страхователей) лишь за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Более того, пунктом 7 статьи 13 Закона от 29.12.2006 года "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" прямо предусмотрено, что застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей, при обращении к одному из указанных страхователей по своему выбору за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с документами, предусмотренными частью 6 настоящей статьи, представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание положения абз. 5 ст. 15 ФЗ от 19.05.1995 г. N 81 - ФЗ " О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" противоречит материалам дела.
В соответствии с абз. 5 ст. 15 ФЗ от 19.05.1995 г. N 81 - ФЗ " О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", при определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.
Средний дневной заработок истца для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет "данные изъяты" рублей, то есть размер пособия определяется в сумме "данные изъяты" рублей 25 копеек ежемесячно, что меньше минимального размера указанного пособия, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
С учетом индексации минимальный размер пособия по уходу за вторым ребенком в 2015 году составляет 5 436 рублей 67 копеек, следовательно, ежемесячное пособие по уходу за ребенком определено истцу правильно, наличие у истца других детей, таким образом, учтено ответчиком в соответствии с пунктом 3 ст. 11.2 Закона от 29.12.2006 года "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В силу пункта 2 названной статьи, в случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100 процентов среднего заработка застрахованного лица, определенного в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия.
Статьей 15 Закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей, предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абзацах шестом -восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона; 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона; 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), - лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.
В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 процентов размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.
При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.
В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы являются ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Выводы суда первой инстанции являются верными, подробно мотивированными, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 29 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кошкиной Л.П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.