И.о. председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу главного врача ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" Ренца Н.А. на постановление Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 12.04.2016 г. и решение Самарского областного суда от 30.06.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5",
УСТАНОВИЛ:
постановлением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 12.04.2016 г. юридическое лицо - ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Решением Самарского областного суда от 30.06.2016 г. постановление районного суда от 12.04.2016 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе главный врач Ренц Н.А. считает вынесенные в отношении ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" судебные решения незаконными и необоснованными, поскольку судебными инстанциями не дана надлежащая оценка пояснениям эксперта качества оказания медицинской помощи ФИО5, данным в ходе судебного разбирательства, что допущенные юридическим лицом нарушения не носят негативного характера и ведение медицинской документации не повлияло на исход заболевания пациента ФИО6; суд второй инстанции неверно произвел оценку представленных юридическим лицом в качестве доказательств экспертиз, проведенных главным внештатным специалистом по хирургии министерства здравоохранения Самарской области, заведующим кафедрой хирургии института профессионального образования ГБОУ ВПО "Самарский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктором медицинских наук, профессором ФИО7 и экспертом качества оказания медицинской помощи ФИО5 по поручению СК "данные изъяты", согласно которым медицинский персонал ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" выполнил все предусмотренные стандартом манипуляции, оперативные вмешательства выполнены вовремя, замечаний по лечебному процессу не имеется, смерть пациента ФИО6 была не предотвратима из-за развившихся тяжелых осложнений, что свидетельствует о том, что ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" не нарушало лицензионных требований,- и просит состоявшиеся судебные решения отменить с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из протокола по делу об административном правонарушении, составленного 16.02.2016 г. главным специалистом - экспертом отдела контроля и надзора по оказанию медицинской помощи населению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области, 16.02.2016 г. в рамках проверки поступившего ДД.ММ.ГГГГ в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области обращения ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ относительно соблюдения ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" требований законодательства к порядку и стандарту оказания медицинской помощи ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по профилю "хирургия", "гастроэнтерология" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области N от 13.01.2016 г. главным специалистом экспертом отдела контроля и надзора по оказанию медицинской помощи населению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по "адрес" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5", расположенного по адресу: Самарская область, Автозаводский р-он, г. Тольятти, бульвар Здоровья, д. 25, порядка оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, по результатам которой установлено, что ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" допущены нарушения: ст. ст. 19,34,37,79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; ст. 2, 3 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011г. "О лицензировании отдельных видов деятельности"; п. 11, п.п. 8,9 пр. N7 Приказа Минздрава России от 15.11.2012 N922h "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия"; п.1.1 Приказа Минздравсоцразвития России от 14.05.2007 N 332 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с холециститом (при оказании специализированной помощи)"; п. 1.1 Приказа Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 N 611 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с язвой двенадцатиперстной кишки (при оказании специализированной помощи)"; Клинических рекомендаций (протокола) по оказанию скорой медицинской помощи при остром холецистите (Национальные клинические рекомендации), 23.01.2014; Клинических рекомендации по диагностике и лечению язвенной болезни (Национальные клинические рекомендации), 2013; постановления Правительства РФ от 20.09.2012 N 950 "Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека"; приказа Министерства здравоохранения РФ от 07.07.2015 N422ан "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи"; пп. "а" п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 15.04.2013) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), - выразившиеся в несвоевременной диагностике заболевания больного ФИО6 и его тяжести, несвоевременном лечении и профилактике, являющимися обязательными для исполнения порядков и стандартов оказания медицинской помощи, что повлекло за собой утяжеление состояния больного и впоследствии его смерть: "данные изъяты"., и 12.02.2016 г. составлен акт проверки N
Судебными инстанциями в подтверждение, что ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении N от 16.02.2016 г. (л.д.37-45); обращение ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ, о несоблюдении ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" требований законодательства к порядку и стандарту оказания медицинской помощи ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по профилю "хирургия", "гастроэнтерология" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47); приказ руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Самарской области N от 13.01.2016 г. о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N" (л.д.48-50); акт проверки N от 12.02.2016 г. и приложение к нему N от 12.02.2016 г.- справка о результатах проверки соблюдения требований законодательства к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "Хирургия" при оказании медицинской помощи ФИО6 в ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5", согласно которым при проведении внеплановой документарной проверки юридического лица выявлены нарушения требований законодательства (л.д.51-53, 69-71); предписание N-П от 12.02.2016 г. об устранении нарушений требований законодательства РФ в сфере осуществления медицинской деятельности со сроком исполнения до 01.03.2016 г. (л.д.54-55); Устав ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5", пунктом 2.3.1 которого предусмотрено осуществление юридическим лицом медицинской деятельности в качестве основного вида медицинской деятельности (л.д.56-66); распоряжение и.о. заместителя мэра от 30.05.2012 г. N о назначении на должность главного врача ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" Ренца Н.А. (л.д.68); экспертное заключение (протокол оценки качества медицинской помощи) от 11.01.2016 г., составленное экспертом качества медицинской помощи ФИО5 (л.д.72-73); копия медицинской карты N стационарного больного ФИО6(л.д. 80-188), и сделан вывод о виновности ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Однако такой вывод судебных инстанций нельзя признать правильным, поскольку анализ доказательств, имеющихся в материалах дела, свидетельствует об отсутствии в действиях ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" состава административного правонарушения.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно примечанию к ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно п.10 ст.2 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" N323 от 21.11.2011 г. медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В соответствии с п.46 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности регулируются Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.
В соответствии с п. 6 вышеуказанного Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и пп. "а", "б" и "в(1)" п. 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Подпунктом "а" п. 5 Положения установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Частью 11 ст.19 вышеуказанного Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрен исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности, к которым могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух или более граждан, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан.
Экспертиза качества оказания медицинской помощи ФИО6, проведенная 28.03.2016г. главным внештатным специалистом по хирургии министерства здравоохранения Самарской области, заведующим кафедрой хирургии института профессионального образования ГБОУ ВПО "Самарский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктором медицинских наук, профессором ФИО7 на основании карты стационарного больного и протокола патологоанатомического исследования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно заключению которой в условиях развившихся осложнений основного заболевания наступление летального исхода было не предотвратимо, выявленные дефекты в ведении карты стационарного больного не оказали какого-либо отрицательного влияния на наступление летального исхода (л.д. 33-36), и экспертиза качества медицинской помощи, проведенная экспертом качества оказания медицинской помощи ФИО5 08.06.2016 г. по поручению "данные изъяты", согласно которой замечаний по лечебному процессу не имеется, оперативные вмешательства выполнены вовремя, смерть пациента ФИО6 была не предотвратима из-за развившихся тяжелых осложнений (л.д.245-247), свидетельствуют, что в данном случае ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" при обследовании ФИО6 во время поступления в ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5", а также при проведении лечения и последующих операций, грубых нарушений требований, предусмотренных лицензионным законодательством, что является обязательным условием для привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, не допущено.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Пунктом 4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, постановление Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 12.04.2016 г. и решение Самарского областного суда от 30.06.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" подлежат отмене с прекращением производства по делу в отношении ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" на основании п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
надзорную жалобу главного врача ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" Ренца Н.А. удовлетворить.
Постановление Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 12.04.2016 г. и решение Самарского областного суда от 30.06.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
И.о. председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.