Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Кордюковой Г.Л.
Судей
Ничковой С.С., Охотской Н.В.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2016 года дело N 2-1163/2016 по апелляционной жалобе Орловой на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 апреля 2016 года по иску Орловой к АО "Федеральная пассажирская компания" о признании приказа N 1007 от 13.10.2015 года частично незаконным и необоснованным,
Заслушав доклад судьи Кордюковой Г.Л., объяснения Орловой, ее представителя - Вишневского, представителя АО "Федеральная пассажирская компания" Голуб, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Орлова обратилась в суд с иском к ответчику АО "Федеральная пассажирская компания" о признании приказа N1007 от 13.10.2015 года частично незаконным и необоснованным. В обоснование иска указала, что работает в вагонном участке Санкт-Петербург-Московский Северо- Западного филиала АО "Федеральная пассажирская компания" " ... ". Приказом начальника Вагонного Участка Санкт- Петербург-Московский от 13.10.2015 года N1007 была привлечена к дисциплинарной ответственности за нарушение п. 1.4, п. 2.3, 4.7, 4.13 Должностной инструкции начальнику пассажирского поезда NЦЛ-610 в части неисполнение п. 4.6.2 технологического процесса работы резерва проводников Вагонного Участка Санкт-Петербург-Московский, утвержденной 01.11.2010 года, несоблюдения требований п. 10.1.4 Регламента организации работы резерва проводников, п. 5.1.7.3 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, выразившихся в некачественном выполнении санитарных правил содержания пассажирских вагонов в пути следования проводниками пассажирских вагонов; п. 1.1 Инструкции о порядке действий работников поездной бригады по обеспечению безопасности пассажиров и предупреждению актов незаконного вмешательства в деятельность пассажирского поезда, выразившихся в отсутствии отметок в рейсовом журнале формы ВУ-6 (регистрационный номер 109) о проведенном инструктаже по транспортной безопасности с работниками поездных бригад, а также отсутствия в журнале осмотров вагонов поезда, подвагонного оборудования и межрельсового пространства с указанием времени, даты и станции, отметок о проведенном обходе вагонов пассажирского поезда в целях обнаружения посторонних лиц и подозрительных предметов в составе поезда не менее 2 раз в сутки. В соответствии с указанным приказом истцу был объявлен выговор. С данным приказом истец не согласна.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 апреля 2016 года в удовлетворении исковых требований Орловой отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Действуя в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит возможным ограничиться проверкой законности и обоснованности судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы истца.
Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Судом установлено, что Орлова в соответствии с приказом N230-к от 11.04.2011 года принята на работу в Вагонный участок Санкт-Петербург-Московский на должность " ... " 3 разряда на основании трудового договора N59-11 от 11 апреля 2014 года. (л.д. N ... ).
На основании дополнительного соглашения от 23 мая 2014 года к трудовому договору N59-11 Орлова переведена на должность " ... " поезда, (л.д. N ... ).
В соответствии с п. 9 трудового договора N59-11, на работника возложена обязанность добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него настоящим трудовым договором, должностной инструкцией, исполнять нормативные документы ОАО "ФПК".
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" дисциплина труда работников железнодорожного транспорта общего пользования регулируется трудовым законодательством и утверждаемым федеральным законом Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с пунктом 1 раздела I " Общие положения" Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 г. N 621 (применяется до введения в действие федерального закона, утверждающего положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта), железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации и призван обеспечивать своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения, народного хозяйства и обороны страны в перевозках.
В целях обеспечения безопасности движения поездов и маневровой работы, сохранности перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, а также во избежание ситуаций, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, от работников предприятий, учреждений, и организаций железнодорожного транспорта требуется высокая организованность в работе и безукоризненное выполнение трудовых обязанностей.
Нарушение работниками поездной бригады санитарно-эпидемиологических правил не только создает угрозу жизни и здоровью, как самих работников, так и пассажиров, но и влечет административную ответственность АО "Федеральная пассажирская компания" и ее должностных лиц.
Приказом N1007 от 13.10.2015 года Орлова привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение требований п.п. 1.4, 2.3, 4.7, 4.9, 4.13 должностной инструкции начальнику пассажирского поезда NЦЛ-610 в части неисполнения п. 4.6.2 Технологического процесса работы резерва проводников Вагонного участка Санкт-Петербург Московский, утвержденного 01.11.2010 года, несоблюдения требований п. 10.1.14 Регламента организации работы резерва проводников, п. 5.1.73 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте П 2.5.1198-03, выразившееся в некачественном выполнении санитарных правил содержания пассажирских вагонов в пути следования проводниками пассажирских вагонов, п. 1.1 Инструкции о порядке действий работников поездной бригады по обеспечению безопасности пассажиров и предупреждению актов незаконного вмешательства в деятельность пассажирского поезда, утвержденный распоряжением N1616р от 27.12.2013 года, выразившиеся в отсутствии отметок в рейсовом журнале по форме ВУ-6 о проведенном инструктаже по транспортной безопасности с работниками поездных бригад, а также отсутствии в журнале отраженных результатов проведенных работниками поездной бригады осмотров вагонов поезда, подвагонного оборудования и межрельсового пространства с указанием времени, даты и станции, отметок о произведенном обходе вагонов пассажирского поезда в целях обнаружения посторонних лиц и подозрительных предметов в составе поезда не менее двух раз в сутки.
Основанием для издания приказа N1007 от 13.10.2015 года о невыполнении должностных обязанностей Орловой послужила внезапная проверка работы поездной бригады пассажирского поезда N608 сообщением Ярославль-Санкт-Петербург, проведенная 21.09.2015 года комиссией в составе заместителя начальника Вагонного участка -начальника резерва проводников С.Т.А., старшего инструктора поездных бригад П.А.Ю., инструктора поездных бригад Е.А.И. на участке Удомля-Санкт-Петербург.
Результаты указанной проверки отражены в акте N09/119 от 21.09.2015 года, который был подписан истцом без замечаний.
Должностная инструкция является инструментом, который позволяет устранить определенность в наполнении функциональных обязанностей работника, т.е. позволяет установить, что конкретно должен делать работник.
Как подтверждается представленными в материалы дела документами, факт виновного неисполнения " ... " пассажирских вагонов Орловой своих должностных обязанностей установлен: порядок и сроки привлечения Орловой к дисциплинарной ответственности работодателем соблюдены; тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, при наложении дисциплинарного взыскания работодателем учтены.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, " ... " пассажирского поезда Орлова привлечена к дисциплинарной ответственности за нарушения, установленные актом проверки N 09/119 от 21.09.2015 г., а также за несвоевременную сдачу в комнату строгой отчетности поездной документации и неявку в пункт формирования по прибытию из рейса.
Основаниями для привлечения Орловой к дисциплинарной ответственности явились факты неисполнения ею должностных обязанностей, установленных следующими нормативными документами: пунктами 1.4, 2.3, 4.7, 4.9, 4.13 Должностной инструкции начальнику пассажирского поезда N ЦЛ-610; пунктом 4.6.2 Технологического процесса работы резерва проводников Вагонного участка Санкт-Петербург Московский, утв. 01.11.2010г.; пунктом 10.1.14 Регламента организации работы резерва проводников; пунктом 1.1 Инструкции о порядке действий работников поездной бригады по обеспечению безопасности пассажиров и предупреждению актов незаконного вмешательства в деятельность пассажирского поезда, утвержденной Распоряжением N 1616р от 27.12.2013 г.
В соответствии с пунктом 2.3 Должностной инструкции N ЦЛ-610 при подготовке пассажирского поезда в рейс начальник поезда обязан принять по описи у сдающего начальника поезда инвентарь, аппаратуру, документацию, находящуюся в штабном купе, проверить исправность поездной радиостанции.
Вместе с тем, в результате проверки установлено, что журналы ВУ-8А и ВУ-98 (работа радиопункта и связи с машинистом) в штабном купе отсутствуют.
В соответствии с пунктами 7.1.9, 7.1.14, 7.1.17 Регламента организации работы резервов проводников в журнале ВУ-8А отражаются результаты проверки работы радиостанции на работоспособность, а именно: данные о контрольной проверке установления радиосвязи с дежурным нарядчиком резерва проводников и диспетчерской, связи с машинистом поезда.
В соответствии с Инструктивными указаниями о порядке составления отчетных и учетных форм по вагонному хозяйству журнал формы ВУ-98 служит для учета работы радиопункта в пути следования поезда.
Журнал заполняется начальником пассажирского поезда. В журнале должны регистрироваться все виды транслируемых передач, отступления от расписания работы поездного радиопункта, а также случаи повреждения и замены оборудования.
Отсутствие данных журналов в штабном купе поезда подтверждается актом проверки N 09/119 от 21.09.2015 г., подписанным " ... " поезда Орловой без замечаний и возражений.
В соответствии с пунктом 4.7 Должностной инструкции N ЦЛ-610 начальник поезда обязан контролировать в пути следования выполнение проводниками должностных обязанностей, соблюдение формы одежды, графика дежурств, обеспечение технического оборудования вагонов.
В соответствии с пунктом 4.4.7 Технологического процесса работы резерва проводников Вагонного участка Санкт-Петербург Московский, утв. 01.11.2010, начальник поезда в пути следования обязана каждые два часа проходить по составу поезда с целью проверки выполнения проводниками должностных обязанностей, их состояния здоровья, соблюдения форменной одежды, выполнения графика дежурств, с последующей отметкой результатов проверки в рейсовом журнале ВУ-6.
Кроме того, в результате проверки установлено, что начальник поезда не контролировала в пути следования выполнение проводниками должностных обязанностей.
Так, в соответствии с пунктом 3.1 Инструкции проводника пассажирского вагона в пути следования пассажирского поезда проводник обязан поддерживать чистоту в вагоне и служебном купе, не реже двух раз в сутки производить влажную уборку в салоне вагона, а в туалетах - по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательной обмывкой полов и стен; контролировать наличие гигиенических средств в туалетных кабинах не реже одного раза в час в дневное время и одного раза в 4 часа в ночное время; собирать мусор в специальный контейнер; обеспечивать пассажиров в вагоне охлажденной кипяченой водой.
В соответствии с пунктом 3.16 Инструкции проводника пассажирского вагона в целях обеспечения пожарной безопасности проводнику запрещается
хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы вблизи приборов отопления.
В соответствии с пунктом 5.1 Инструкции проводника пассажирского вагона по прибытии пассажирского поезда в пункт формирования проводник пассажирского вагона обязан сделать запись о техническом состоянии оборудования вагона в Журнале приемки, сдачи и технического состояния оборудования пассажирского вагона формы ВУ-8.
В соответствии с пунктами 12.8, 12.9 Стандарта обслуживания пассажиров в поездах СТО ФПК 1.05.006.2015 проверка наличия гигиенических средств в туалетных кабинах производится не реже чем один раз в час в дневное время и один раз в четыре часа в ночное время; уборка тамбуров, переходных площадок осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть часов.
В ходе проверки установлено следующее:
- в вагоне N 07/11199 (проводник пассажирского вагона К.Л.В.) мусорный пакет привязан к прутку;
- в вагоне N 08/20752 (проводник пассажирского вагона Г.А.Н.) в котловом отделении хранятся посторонние предметы, отсутствует дезинфицирующий раствор в бачке;
в вагоне N 09/20158 (проводник пассажирского вагона Т.О.Н.) стены малого и косого коридора не вымыты, мусорный пакет привязан к прутку;
в вагоне N 10/21420 (проводник пассажирского вагона П.Р.С.) отсутствует питьевая охлажденная вода, пакет с мусором находится на ручке двери в щитовом отделении, грязные дверки кипятильника, отсутствуют дезинфицирующие средства в бачках с ершом, грязный рабочий тамбур, грязные стены косого и малого коридора;
в вагоне N 14/32330 (проводник пассажирского вагона Е.А.А.) грязные стены туалета, отсутствует питьевая охлажденная вода, ведро с мусором в щитовом отделении;
в вагоне N 15/21545 (проводник пассажирского вагона Е.И.В.) грязная маршрутная доска, грязное служебное купе;
в вагоне N 05/17232 (проводник пассажирского вагона Д.А.М.) грязные стены, дверь, сломан фиксатор двери салона;
в вагоне N 03/28533 (проводник пассажирского вагона Д.Х.С-А.) грязные стены косого и малого коридора, отсутствует (сломана) форточка в малом коридоре.
Данные факты подтверждаются актом проверки N 09/119 от 21.09.2015 г., подписанным " ... " поезда Орловой без замечаний и возражений, письменными объяснениями проводников.
В соответствии с пунктом 5.1.74 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 вагоны в пути следования должны содержаться в чистоте, влажная уборка должна производиться не реже 2 раз в сутки, уборка туалетов - не менее 4 раз в сутки с обязательным мытьем полов и стен, сбор мусора в вагоне должен производиться в специальную емкость, оснащенную полиэтиленовыми мешками.
В соответствии с пунктом 5.1.73 СП 2.5.1198-03 ответственность за выполнение санитарных правил содержания пассажирских вагонов в пути следования несет начальник поезда.
Однако, в нарушение своих должностных обязанностей, предусмотренных пунктами 4.7, 4.9 Должностной инструкции N ЦЛ-610 " ... " поезда Орлова не контролировала в пути следования выполнение проводниками должностных обязанностей, не проверяла санитарное состояние вагонов, что подтверждается актом проверки N 09/119 от 21.09.2015 г., подписанным " ... " поезда Орловой без замечаний и возражений.
В соответствии с пунктом 4.13 Должностной инструкции ЦЛ-610 после отправления пассажирского поезда начальник поезда обязан записывать в Журнале приемки, сдачи и технического состояния оборудования пассажирского вагона (форма ВУ-8) обнаруженные в пути следования технические неисправности вагонов и составлять заявку на ремонт вагонов в пункте оборота или формирования.
Как подтверждается актом проверки, в вагонах N 05/17232 и N 03/28533 установлено наличие технических неисправностей: сломан фиксатор двери салона вагона, отсутствует (сломана) форточка в малом коридоре.
В нарушение пункта 4.13 Должностной инструкции ЦЛ-610 " ... " поезда Орлова не записала данные неисправности в Журнал формы ВУ-8 и не составила заявку на ремонт данных вагонов, что подтверждается электронной выпиской из Журнала ремонта вагонов ВУ-8.
В нарушение пункта 1.1. Инструкции о порядке действий работников поездной бригады по обеспечению безопасности пассажиров и предупреждению актов незаконного вмешательства в деятельность пассажирского поезда, утвержденной Распоряжением N 1616р от 27.12.2013 г., не отразила в рейсовом журнале результаты осмотров вагонов поезда, подвагонного оборудования и межрельсового пространства с указанием времени, даты и станций, а также не отражала каждые два часа результаты обхода вагонов пассажирского поезда в целях обнаружения посторонних лиц и посторонних предметов в составе поезда.
Данные факты подтверждаются рейсовым журналом. Так, в рейсовом журнале отсутствуют наименования станций, на которых производился обход вагонов, каждые два часа записи не производились.
В соответствии с пунктом 4.6.2 начальник пассажирского поезда обязан сдать в комнату строгой отчетности, под роспись следующую документацию: путевой рапорт, справку СМ-1500, квитанции ЛУ-12бр, бланки проездных документов для проезда пассажиров в поезде дальнего следования формы ЛУ-10д, рейсовый журнал формы ВУ-6, книгу жалоб и предложений формы АДУ-20, журнал административно-общественного контроля, книгу выхода в город, книгу учета квитанций формы ВУ-9
Вместе с тем данная документация была сдана в комнату строгой отчетности несвоевременно, не 21.09.2015 - по прибытию поезда, а лишь 24.09.2015 г., что подтверждается рапортом инструктора поездных бригад М.О.В. от 22.09.2015 г., подписью инструктора Г.Н.Н. о приеме и проверке документов.
В соответствии с пунктом 10.1.14 Регламента организации работы резерва проводников начальник поезда обязан сдать в нарядную часть маршрут и расписаться за следующий выход.
Однако " ... " поезда Орлова не явилась в нарядную часть и не расписалась за следующий выход на работу.
Из письменного объяснения Орловой (докладная от 24.09.2015 N 624) установлено, она не смогла вовремя сдать поездную документацию по причине невозможности отчитаться за чайную продукцию в связи с нахождением состава за 5 км от места формирования. Как следует из объяснения Орловой, возможность сдать чайную продукцию у нее появилась только 24.09.2015.
Между тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, по товарной накладной (отчету агента ООО "Торговый Дом Мархлевка") остатки чайной продукции возвращены Орловой на склад 21.09.2015 г., а отчет о реализованной продукции и денежные средства, вырученные от продажи товаров за рейс, сданы Орловой - 22.09.2015 г., что подтверждается квитанциями разных сборов N Н2038011 423610 от 22.09.2015, N Н 2038011 423611 от 22.09.2015.
Таким образом, у Орловой имелась возможность сдать поездную документацию за рейс еще 21.09.2015 г., однако сдача документации осуществлена только 24.09.2015 г.
Довод жалобы Орловой о том, что проводники не должны исполнять свои обязанности надлежащим образом в связи с несоответствием фактического числа обслуживающих вагоны проводников установленным нормам обслуживания является несостоятельным в связи со следующим.
Согласно положениям статьи 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
В соответствии с приказом ОАО "ФПК" N 26 от 30.01.2012 г. нормы обслуживания пассажирских вагонов поездными бригадами в пути следования для пассажирских поездов, время в пути которых составляет от 12 до 24 часов, составляют 3 человека на 2 вагона.
В соответствии с Приказом АО "ФПК" N 2040 от 18.12.2014 г. проводникам пассажирских вагонов за исполнение обязанностей отсутствующего работника производится доплата в размере 100 %.
Маршрутными листами, расчетными листками проводников вагонов, доплата за временно отсутствующего работника произведена проводникам в размере 100 % заработка (вид оплаты 007).
Как следует из письменных объяснений проводников, наличие допущенных нарушений работники не отрицают, нарушения, установленные актом проверки, не оспаривают; с приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности N 1007 от 13.10.2015 г. ознакомлены и согласны.
Таким образом, факты неисполнения проводниками и начальником поезда своих трудовых обязанностей установлены судом и подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах дела.
В соответствии с положениями статьи 193 Трудового кодекса РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и позднее шести месяцев со дня совершения проступка. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение.
Как подтверждается письменными объяснениями Орловой от 01.10.2015 г., от 24.09.2015 N 624 (докладная), работодатель предоставил возможность истцу предоставить письменное объяснение по фактам неисполнения трудовых обязанностей.
Таким образом, при применении дисциплинарного взыскания работодателем учтены тяжесть дисциплинарного проступка и предшествующее поведение работника (приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности от 23.06.2015 г. N597).
Ссылка истца о том, что представленная фотофиксация не может принята судом в качестве доказательства, несостоятельна, поскольку зафиксированные на фото нарушения, не противоречат ни объяснениям проводников, ни акту проверки от 21.09.2015 года, доказательств о том, что указанные фотографии сфальсифицированы истцом не представлено.
Согласно пункта 10.1.14 Регламента организации работы резерва проводников Федеральной пассажирской дирекции-филиала ОАО "РЖД" начальник поезда обязан сдать в нарядную маршрут и расписаться в журнале за следующий выход. Истец в нарушение указанного пункта не явилась в нарядную часть и не расписалась за следующий выход на работу, что не отрицала в судебном заседании.
Из рапорта усматривается, что истец указала на невозможность сдачи поездной документации по причине нахождения состава по прибытию за 5 км от места формирования и как следствие невозможности сдать чайную продукцию.
Ссылки в жалобе истца о том, что судом не учтено, что в приказе от 14.10.2015 года отражено нарушение п. 10.1.4 Регламента работы проводников, отклоняются судебной коллегией, как незаслуживающие внимания.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела, в приказе фактически описано допущенное истцом нарушение, предусмотренное п. 10.1.14 Регламента, то есть допущена техническая опечатка, в связи с чем данное обстоятельство не влияет на законность произведенного привлечения к дисциплинарной ответственности.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Вместе с тем, положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны заявленным требованиям, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения.
С учетом вышеизложенного доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене решения суда. Нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.