Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Быковой И.В.
судей Черных С.В., Зуевой С.М.
при секретаре ФИО2
рассмотрела в открытом судебном заседании в "адрес" 07 июля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" о взыскании недополученной пенсии, которым ФИО1 отказано в удовлетворении требований в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Черных С.В., возражения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" ФИО3, судебная коллегия,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес", отделу пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по "адрес" о взыскании недополученной пенсии, в котором просил обязать ответчиков произвести доплату к пенсии согласно Постановлению Правительства РФ от 14.07.2000 года N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" в размере "данные изъяты"; обязать произвести доплату согласно статьи 16 Закона от 12.02.1993 года N 4468-1 в размере "данные изъяты" % расчетного размера пенсии, а именно в размере "данные изъяты" обязать произвести доплату согласно статьи 24 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N в размере "данные изъяты"% расчетного размера пенсии, а именно в размере "данные изъяты" обязать произвести перерасчет пенсии в сторону увеличения с ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Правительства РФ от 14.07.2000 года N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей", статьи 16 Закона и ДД.ММ.ГГГГ N в размере "данные изъяты" % расчетного размера пенсии, статьи 24 Закона от 12.02.1993 года N 4468-1 в размере "данные изъяты"% расчетного размера пенсии.
В обоснование иска указал, что при назначении и выплате пенсии, согласно Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон), ему производятся не все положенные выплаты.
В ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился с заявлением о выплате ему надбавок в Центр финансового обеспечения Отдел пенсионного обслуживания, ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в выплате надбавок. Данный отказ считает не законным и необоснованным.
Истцу выплачивается надбавка за выслугу лет в размере "данные изъяты"% за 9 лет выслуги, однако полагает, что для расчета надбавки за выслугу лет необходимо учитывать выслугу лет в льготном исчислении, то есть 11 лет, следовательно, согласно Постановлению Правительства РФ от 14.07.2000 года N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" надбавка должна начисляться в размере "данные изъяты" % от оклада денежного содержания. Всего доплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно), согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" составляет "данные изъяты"
В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12.02.1993 года минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Статьей 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени, - 85 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), но не менее 400 рублей в месяц. Итого недоплата с учетом районного коэффициента составляет "данные изъяты"
Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам с ДД.ММ.ГГГГ назначается в следующем размере: инвалидам III группы - "данные изъяты" (в редакции федерального закона N 213-ФЗ от 24.07.2009 года, N 341-ФЗ от 25.12.2009 года).
С ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена инвалидность 2 группы.
Согласно статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия инвалидам второй группы назначается в размере - "данные изъяты" редакции Федерального закона N 213-ФЗ от 24.07.2009 года, N 341-ФЗ от 25.12.2009 года).
С ДД.ММ.ГГГГ согласно ст.18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсии гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам II группы (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного из родителей, - "данные изъяты" в месяц (в редакции ФЗ N 51-ФЗ от 12.02.1993г.). Итого недоплата пенсии с учетом районного коэффициента составляет "данные изъяты"
Всего доплата согласно статьи 16 Закона от 12.02.1993г. N 4468-1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) составляет "данные изъяты"
Согласно статьи 24 Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"- "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", к назначаемой им пенсии по инвалидности (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка в размере 32 процентов, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста или являющимся инвалидами I и II групп, - в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
С ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена инвалидность 2 группы.
Всего доплата согласно статьи 24 Закона от 12.02.1993 года N 4468-1 в размере "данные изъяты"% расчетного размера пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты" (включительно) составляет "данные изъяты"
Согласно статьи 58 Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Считает, что нарушены права истца, установленные Конституцией РФ, положения Закона Российской Федерации РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен ФИО1, его представитель в апелляционной жалобе просит отменить решение, принять новое, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что решение суда об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований основано не неправильном применении норм материального права, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Полагает, что в силу норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, для исчисления надбавки за выслугу лет истцу, как получателю пенсии по инвалидности, установленной в связи с военной травмой с 16.08.2004г. подлежат зачету 11 лет стажа.
Вопреки выводам суда первой инстанции при исчислении надбавки за период с ДД.ММ.ГГГГ по 01.01.2012г. подлежат применению Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.07.2000г. N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" и доплата должна составлять "данные изъяты"%.
С ДД.ММ.ГГГГ согласно п.7 ст.2 ФЗ РФ от 19.07.2011г. N 247 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" доплата за выслугу лет должна составлять "данные изъяты"%.
Ссылка суда на то, что действие ст.2 ФЗ РФ N 247 от 19.07.2011г. с 01.01.2012г. распространяется на сотрудников, прикомандированных в соответствии с законодательством РФ к федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерной связи в РФ, или к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции не состоятельна, так как данный пункт не применяется с 01.01.2013г.
До 01.01.2013г. нормы вышеуказанного закона применялись в отношении ФИО1
Ссылаясь на нормы ФЗ РФ N 4468-1 от 12.02.1993г. апеллянт считает, что истцу, являющемуся инвали "адрес" группы, вследствие военной травмы подлежит назначению увеличение в размере "данные изъяты"% расчетного размера пенсии.
Указывает, что выводы суда основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, при этом фактически указывает на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходил действительную военную службу по контракту "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ был уволен с действительной военной службы в запас, в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность третьей группы, причиной инвалидности является военная травма.
ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность второй группы, причина инвалидности военная травма.
Пенсия ФИО1 назначена на основании п. "а" ст. 22 Закона РФ N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с ДД.ММ.ГГГГ и выплачивается по настоящее время пенсия по инвалидности.
Для начисления пенсии ФИО1 учитывается денежное довольствие: оклад по должности "данные изъяты" руб., оклад по званию, процентная надбавка за выслугу лет - "данные изъяты" % за "данные изъяты" лет, согласно данных денежного аттестата N от ДД.ММ.ГГГГ Выслуга лет ФИО1 в календарном исчислении составляет "данные изъяты" лет, в льготном - "данные изъяты" лет.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные истцом требования, исходил из того, что пенсия по инвалидности истцу назначена в соответствии с требованиями закона, право истца на пенсионное обеспечение не нарушено, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Судебная коллегия в целом соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым судом дана оценка в соответствии со ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы).
В связи с проводимыми реформами в органах внутренних дел были внесены значительные изменения в действовавшее ранее законодательство и изданы новые правовые акты.
В ст. 43 Закона РФ были внесены изменения, согласно которым указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" процентов и, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Данное дополнение было введено Федеральным законом от 08.11.2011 г. N 309- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 8 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
Согласно п. 9 ст. 12 этого же Закона при пересмотре указанных в ч. 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).
Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством РФ до 1 января 2012 года.
Таким образом, с 01.01.2012 г. всем лицам, проходившим службу в органах внутренних дел и уволенным до 01.01.2012 г., производится перерасчет пенсии в соответствии с новым законодательством и по новым окладам.
До 01.01.2012 г, размер процентной надбавки за выслугу лет исчислялся в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)".
Согласно п. 6 ст. 1 названного Федерального закона сотрудникам ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в следующих размерах при выслуге: от полугода до 1 года - 5 процентов; от 1 года до 2 лет - 10 процентов; от 2 до 5 лет - 25 процентов; от 5 до 10 лет - 40 процентов; от 10 до 15 лет - 45 процентов; от 15 до 20 лет - 50 процентов; от 20 до 22 лет - 55 процентов; от 22 до 25 лет - 65 процентов: 25 лет и более - 70 процентов.
Порядок исчисления выслуг и лет для назначения указанной процентной надбавки определяется Правительством РФ.
До 01.01.2012 г - Положением об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.01 2002 г. N 43.
С 01.01.2012 г. процентная надбавка за выслугу лет переименована в ежемесячную надбавку к ежемесячному надбавку к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и исчисляется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу п. 7 ст. 2 указанного Федерального закона ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге): от 2 до 5 лет - 10 процентов; от 5 до 10 лет - 15 процентов; от 10 до 15 лет - 20 процентов; от 15 до 20 лет - 25 процентов; от 20 до 25 лет - 30 процентов; 25 лет и более - 40 процентов.
Согласно п. 8 ст. 2 того же Федерального закона порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в ч. 7 настоящей статьи, определяется Правительством РФ.
В данном случае - Постановлением Правительства РФ от 27.12.2011 г. N 1158 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации".
Указанным Постановлением утверждены Правила исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, а также определен порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в размере, установленном в соответствии с ч. 7 ст. 2 Федерального Закона РФ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу п. 3 Правил, периоды службы (работы), предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, включаются в стаж службы (выслугу лет) в календарном исчислении, за исключением периодов службы (работы), подлежащих включению в стаж службы (выслугу лет) на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время в законодательном порядке не принято соответствующего нормативного правового акта, определяющего порядок исчисления периодов, подлежащих включению в стаж службы (выслугу лет) в льготном исчислении для назначения ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет).
Анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу, что в настоящее время, исходя из требований ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", в льготном порядке подлежит исчислению только стаж службы для назначения пенсии за выслугу лет.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы об исчислении стажа службы для выплаты ежемесячной надбавки в льготном порядка, судебная коллегия признает несостоятельными, основанными на ошибочном применении норм материального права.
Материалами дела подтверждается, что на дату увольнения истца выслуга лет для назначения ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания в календарном исчислении составила 9 лет, что соответствует процентной надбавке за выслугу лет - 15 %, которая и выплачивалась истцу, что соответствует требованиям действующего на период спорных правоотношений законодательства.
Таким образом, правовых оснований для исчисления стажа службы истца для выплаты ежемесячной надбавки в льготном порядке, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец с военной службы был уволен с выслугой лет в календарном исчислении 9 лет, в льготном - 11 лет, последнему была назначена и выплачивается пенсия по инвалидности.
Исходя из положений Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (ст. 13) истец право на пенсию за выслугу лет не имеет, следовательно, ссылка подателя жалобы на наличие оснований для увеличения пенсии на основании ст. 16 вышеуказанного закона, предусматривающего увеличение размера пенсии за выслугу лет инвалидам, не имеется.
В соответствии со ст. 24 вышеуказанного закона, с учетом изменений, внесенных ФЗ от 12.11.2012 г. N 181-ФЗ, поскольку истец не достиг 60 лет, оснований для начисления надбавки в размере 100% расчетного размера пенсии, не имеется.
Оснований для начисления, установленной вышеуказанной нормой закона надбавки в размере 32% не имеется, поскольку истец не обладает соответствующим статусом участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п.п. "а-ж" и "и" п.п. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах".
Как следует из материалов дела размер пенсии истца с 01.01.2012 г. был пересмотрен в соответствии с требованиями действующего законодательства, приведенного выше, с учетом процентной надбавки соответствующей выслуге лет истца.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку повторяют правовую позицию истца, выраженную последним в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.