Судья федерального суда - Тюмереков Ю.Н. Дело N 7п - 457/16
РЕШЕНИЕ
15 сентября 2016 года г.Красноярск, пр.Мира, 17
Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу Алиевой С.Т. на постановление судьи Норильского городского суда Красноярского края от 19 июля 2016 года, которым
АЛИЕВА С.Т., "данные изъяты",
за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Алиева С.Т. признана виновной в нарушении иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившемся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Согласно постановлению, 18 июля 2016 года выявлено, что гражданка "данные изъяты" Алиева С.Т. 18 января 2013 года прибыла на территорию Российской Федерации, в конце января 2013 года приехала в г.Норильск, с заявлением о постановке на миграционный учет по месту пребывания, об оформлении разрешения на временное проживание в отдел УФМС по Красноярскому краю не обращалась. По истечении установленного срока пребывания за пределы Российской Федерации Алиева С.Т. не выехала, пребывает в Российской Федерации незаконно, не имея документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, чем нарушила требования статьи 5 Федерального Закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статей 7, 20 Федерального закона от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
В жалобе, поданной в порядке ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ, Алиева С.Т. просит постановление изменить, исключить наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку в месте её жительства, в "адрес", ведутся военные действия; она имеет двоих детей, один из которых несовершеннолетний, состоит в зарегистрированном браке с гражданином Российской Федерации, имеет жилье и необходимые средства к существованию, с 1998 года проживает в г.Норильске, ранее к административной ответственности не привлекалась; назначение ей наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, нарушает её права.
Будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела Алиева С.Т. в краевой суд не явилась, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем в силу п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим изменению.
Имеющие значение обстоятельства дела установлены правильно. Вина Алиевой С.Т. в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств, анализ которых изложен в постановлении.
Из представленных материалов следует и в жалобе не оспаривается, что Алиева С.Т. по истечении установленного срока пребывания за пределы Российской Федерации не выехала, документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не имеет, находится на территории Российской Федерации без законных оснований.
При таких обстоятельствах, действия Алиевой С.Т. по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ квалифицированы верно.
Существенных нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу не допущено.
Вместе с тем, принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несмотря на то, что административное выдворение за пределы Российской Федерации предусмотрено санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве обязательного наказания, необходимость и обоснованность его применения во всех случаях должна быть мотивирована судьей при вынесении постановления.
В постановлении судьи Норильского городского суда Красноярского края от 19 июля 2016 года мотивов назначения Алиевой С.Т. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не приведено.
В то же время, в силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из жалобы Алиевой С.Т. и представленных копий документов следует, что она длительное время пребывает на территории Российской Федерации, имеет двоих детей, один из которых несовершеннолетний, её супруг является гражданином Российской Федерации, проживает с детьми в России.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Алиевой С.Т. устойчивых социальных связей на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Алиевой С.Т. на уважение личной и семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 года N 8-П указано, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлениях от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 19 марта 2003 года N 3-П и других Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Алиевой С.Т., судом не установлено, в качестве смягчающего ответственность обстоятельства судьей Норильского городского суда указано наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
С учетом сведений о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу, конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения назначение Алиевой С.Т. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 24.1 КоАП РФ и статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в связи с чем постановление судьи подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Алиевой С.Т. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В силу изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Норильского городского суда Красноярского края от 19 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении АЛИЕВОЙ С.Т. изменить:
исключить из постановления указание на назначение Алиевой С.Т. административ-ного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья
Красноярского краевого суда С.И. Лазовский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.